Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ОАО «РЖД» от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1 10/168-10 о нарушении
антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения объявлена 27.06.2011 г. Москва
Решение изготовлено в полном объеме 11.07.2011

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Голомолзина А.Н., заместителя руководителя ФАС России; членов Комиссии: Зиновьевой С.А. – заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи, Голополосова Д.В. – начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи, Романенковой И.И. – начальника отдела судебной работы Правового управления, Рябухиной И.В. - главного государственного инспектора отдела естественных монополий Нижегородского УФАС России, Яруллина Л.Н. - главного специалиста - эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
рассмотрев дело № 1 10/168-10 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Нижегородским УФАС России по заявлению ООО «БилетСервис» возбуждено дело № 1175-ФАС52-ТР-10-03/12-09 в отношении ОАО «РЖД» в лице Нижегородского информационно-вычислительного центра – структурного подразделения Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закона о защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в навязывании невыгодных условий договора на технологическое и техническое обслуживание терминального оборудования (в части определения размера платы за обслуживание комплекта терминального оборудования).
Учитывая то, что рынок услуг по технологическому обслуживанию терминального оборудования, принадлежащего организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД» и подключенным к АСУ «Экспресс», является федеральным рынком, а также то, что действия ОАО «РЖД» затрагивают интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих комиссионную продажу железнодорожных билетов в географических границах Российской Федерации, дело № 1175-ФАС52-ТР-10-03/12-09 о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства передано на рассмотрение в ФАС России.
Приказом ФАС России от 10.11.2010 № 618 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России приняла к рассмотрению дело № 1175-ФАС52-ТР-10-03/12-09, переданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, которому присвоен учетный номер <...> /168-10.
Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 1 10/168-10 от 13.12.2010 № АГ/44453, в связи с тем, что договоры на открытие коммерческих касс заключаются хозяйствующими субъектами с ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее – ОАО «ФПК») (адрес места нахождения: 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 12), для обеспечения всестороннего и полного анализа, а также оценки обстоятельств рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «РЖД», ОАО «ФПК» привлечено к участию в рассмотрении дела № 1 10/168-10 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Согласно свидетельствам об официальной регистрации программы для ЭВМ №№ 2006611294, 2006611293, выданным Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ОАО «РЖД» является юридическим лицом, являющимся собственником информации, содержащейся (хранящейся) в автоматизированной системе управления «Экспресс» (далее - АСУ «Экспресс»).
Поскольку АСУ «Экспресс» является корпоративной системой и собственностью ОАО «РЖД», предоставление доступа к АСУ «Экспресс» и технологическое обслуживание данной системы может осуществляться только Главным вычислительным центром – филиалом ОАО «РЖД» на основании заключенных договоров.
Главный вычислительный центр – филиал ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг по технологическому обслуживанию терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, принадлежащего организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД»; доля на указанном рынке в изучаемом временном интервале составила 100%; географические границы – Российская Федерация.
В ходе рассмотрения указанного дела Комиссией ФАС России установлено следующее.
I. Основным видом деятельности ООО «Билет Сервис» является комиссионная продажа проездных документов (билетов) на авиа и железнодорожный транспорт дальнего следования на территории города Нижний Новгород и Нижегородской области.
С целью осуществления хозяйственной деятельности по продаже железнодорожных проездных документов (билетов), ООО «Билет Сервис» заключило с Горьковским железнодорожным агентством по обслуживанию пассажиров – структурным подразделением Федеральной пассажирской дирекции – филиалом ОАО «РЖД» договор от 30.10.2008 № 133/7-ГЖА «Об оформлении железнодорожных проездных документов».
Для обслуживания терминального оборудования АСУ «Экспресс», установленного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, ООО «Билет Сервис» заключило с Нижегородским информационно – вычислительным центром – структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» договор от 04.12.2008 № 208/ИВЦ на технологическое и техническое обслуживание оборудования АСУ «Экспресс» (далее – Договор ИВЦ).
Согласно пункту 1.1 Договора ИВЦ Нижегородский ИВЦ принимает на себя обязанность проводить работы по технологическому обслуживанию терминального оборудования АСУ «Экспресс», установленного с целью продажи железнодорожных билетов на поезда дальнего следования.
Технологическое обслуживание терминального оборудования АСУ «Экспресс», установленного с целью продажи железнодорожных билетов включает в себя: ведение журнала учета сервисных ключей, ведение НСИ по терминалу терминальной таблицы (выделение канальных адресов, присвоение пунктов продажи, присвоение групп учета и отчетности, присвоение кода станции финансового учета, кодов финансовых объектов, видов работ в дальнем, международном и пригородном сообщениях, присвоение признаков терминалу кодов агента и субагента, присвоение технологических квот), ведение таблицы соответствия канальных и IP-адресов, установление новых версий программного обеспечения терминалов, ведение архива по учету сбоев и отказов терминального оборудования, осуществление контроля режима работы билетных касс, актирование сбоев терминального оборудования, учет финансовой работы терминалов, проведение расследований и составление актов о финансовых нарушениях, выдача ежедневной и месячной финансовой отчетности и статистической отчетности, консультирование сопровождение работы билетных кассиров, формирование ключевой информации для шифрования данных при передаче по каналам общего пользования internet, запись ключевой информации на модуль безопасности кассового терминала, прописывание соответствия канальных и IP-адресов, своевременная выдача нормативной документации, определяющей вопросы эксплуатации и технического обслуживания терминалов.
В свою очередь, согласно информации, представленной ООО «Билет Сервис» (письмо от 06.12.2010 № 73), техническое обслуживание терминального оборудования АСУ «Экспресс», установленного с целью продажи железнодорожных билетов на поезда дальнего следования, принадлежащего ООО «Билет Сервис», осуществляется специалистами ООО «Билет Сервис».
В соответствии с пунктом 2.1 Договора ИВЦ, а также Приложением № 2 к Договору ИВЦ стоимость технологического обслуживания комплекта терминального оборудования одной кассы (при общем количестве касс от 1 до 10) составляет 7 545 (семь тысяч пятьсот сорок пять) рублей.
ООО «Билет Сервис» в заявлении в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области указал, что по сравнению с ценами, установленными иными информационно – вычислительными центрами, цена, установленная Нижегородским ИВЦ, является необоснованно высокой.
В этой связи, ООО «Билет Сервис» было вынуждено закрыть часть своих коммерческих касс по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования в районных центрах Нижегородской области.
Также, согласно информации представленной ООО «Билет Сервис» (письмо от 15.06.2011 № 38), размер затрат на технологическое обслуживание Нижегородским ИВЦ терминального оборудования АСУ «Экспресс» в сборе ООО «Билет Сервис» за оформление одного железнодорожного проездного документа составляет в среднем 18,5 %.
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 25.03.2010 № 291, проведена внеплановая проверка ОАО «РЖД» в лице Нижегородского информационно – вычислительного центра – структурного подразделения Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности по оказанию услуг технологического обслуживания терминального оборудования АСУ «Экспресс».
Согласно акту № 1 – КЕМ от 28.04.2010 контрольного мероприятия, составленного по результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области внеплановой проверки, расчет стоимости услуг технологического обслуживания терминального оборудования АСУ «Экспресс», принадлежащего коммерческим организациям не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», установленный Нижегородским ИВЦ в размере 7545 рублей (с НДС) в месяц за 1 единицу, экономически необоснован. Оценочная стоимость услуг за технологическое обслуживание терминального оборудования АСУ «Экспресс», принадлежащего коммерческим организациям не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», по расчетам инспекции контрольного мероприятия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области должна составлять 787 рублей (с НДС) в месяц за 1 единицу.
Согласно письму ОАО «РЖД» от 29.04.2011 № 2236/ГВЦ «право на утверждение платы за предоставляемые услуги, определено действующим Положением об ИВЦ и устанавливает оперативную самостоятельность в осуществлении финансово – хозяйственной деятельности, а также дает право начальникам ИВЦ издавать в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и иные распорядительные акты, обязательные для исполнения всеми работниками».
В соответствии с информацией, представленной ОАО «РЖД» (письмо от 09.03.2011 № ЦЮТ-11/223), цены на предоставляемые услуги по техническому и технологическому обслуживанию терминального оборудования не входят в перечень цен, регулируемых государством и определяются в договорах, заключаемых с конкретными потребителями и формируются из:
- затрат на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением данной работы;
- материальных затрат, в которые включены расходы на материалы, топливо, текущий ремонт, электроэнергию, содержание здания и оборудования, капитальный ремонт и коммунальные услуги;
- затрат на амортизацию оборудования, включая оборудование непосредственно задействованное при оказании услуг ФПД (терминалы Экспресс, оборудование, необходимое для функционирования сетей передачи данных, оборудование системы гарантированного энергосбережения, кондиционирования, вычислительная техника и оргтехника);
- прочие расходы, в которые включены фактически сложившиеся затраты по проведению медосмотров, командировочным расходам, расходам на обучение персонала, охране объектов, услугами связи, программному обеспечению и т.д.
Согласно информации, представленной ОАО «РЖД» (письмо от 23.06.2011 № 3265/ГВЦ), стоимость услуг (в месяц, с НДС) по технологическому обслуживанию терминального оборудования АСУ «Экспресс», установленного с целью продажи железнодорожных билетов (с учетом регрессивной шкалы оплаты услуг), оказываемых информационно – вычислительными центрами – структурными подразделениями Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», составляет:
- Санкт – Петербургский ИВЦ: 7163, 14 рубля;
- Калининградский ИВЦ: 3000 рублей;
- Московский ИВЦ: 2490 рублей;
- Нижегородский ИВЦ: 7545 рублей;
- Ярославский ИВЦ: 1, 95 рубль (за одну обработку заказа системой АСУ «Экспресс»);
- Ростовский ИВЦ: 672, 60 рубля;
- Воронежский ИВЦ: 751, 85 рубль;
- Саратовский ИВЦ: 11 187 рублей;
- Самарский ИВЦ: 261, 38 рубль;
- Екатеринбургский ИВЦ: 4100, 50 рублей;
- Челябинский ИВЦ: от 1881, 02 рубль до 4012, 85 рублей (в зависимости от количества отработанных терминало - часов);
- Новосибирский ИВЦ: 2, 71 рубля (за одну обработку заказа системой АСУ «Экспресс»);
- Красноярский ИВЦ: 1, 66 рубль (за одну обработку заказа системой АСУ «Экспресс»);
- Иркутский ИВЦ: 612 рублей;
- Читинский ИВЦ: 1124, 13 рубля;
- Хабаровский ИВЦ: 2, 50 рубля (за одну обработку заказа системой АСУ «Экспресс»).
Причины, по которым стоимость технологического обслуживания терминального оборудования АСУ «Экспресс» отличается по ИВЦ, ОАО «РЖД» объяснило тем, что комплекс работ по сопровождению и обслуживанию системы АСУ «Экспресс» является индивидуальным для каждого ИВЦ и зависит от региональных особенностей, количества оказываемых услуг и квалификации занятых в процессе специалистов.
Также, ОАО «РЖД» сообщило, что единая методика формирования ИВЦ – структурными подразделениями ГВЦ – филиала ОАО «РЖД» цены на услуги технологического обслуживания при установлении конечной стоимости данной услуги для потребителей отсутствует.
II. В соответствии с Технологическим регламентом взаимодействия отделов «Экспресс» ЦОД Москва и Санкт-Петербург, региональных и дорожных ИВЦ, представленным Главным вычислительным центром – филиалом ОАО «РЖД» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (письмо от 08.10.2010 № 4971/ГВЦ), в результате объединения региональных АСУ «Экспресс» образованы два Центра обработки данных (далее - ЦОД), которые организованы на базе Московского и Октябрьского ИВЦ (Санкт – Петербургского ИВЦ).
Согласно информации представленной ООО «Билет Сервис» (письмо от 06.12.2010 № 73), связь между терминальным оборудованием АСУ «Экспресс», предназначенным для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, принадлежащего ООО «Билет Сервис», и Московским и (или) Санкт- Петербургским ЦОД осуществляется через специализированную организацию, имеющую лицензию ФАПСИ (ФСБ) на обслуживание шифрованных каналов передачи данных, так как Нижегородский ИВЦ указанной лицензии не имеет. На основании договора от 04.12.2008 № ТИС-7/17ГЖД-08 услуги по шифрованию данных оказывает ЗАО «Трансинфосеть».
III. ООО «Билет Сервис», в целях оптимизации расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, обратилось в адрес Иркутского ИВЦ (письмо от 20.10.2010 № 41), а также в адрес Ярославского ИВЦ (письмо от 20.10.2010 № 42), о рассмотрении вопроса подключения терминального оборудования ООО «Билет Сервис», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, через Иркутский ИВЦ и Ярославский ИВЦ соответственно.
Однако, Иркутский ИВЦ (письмо от 12.11.2010 № 2140) и Ярославский ИВЦ (письмо от 06.12.2010 № 1785/ЯРИВЦ) сообщили, что подключение терминального оборудования, принадлежащего ООО «Билет Сервис», к АСУ «Экспресс» технически возможно через любой региональный ИВЦ – структурное подразделение ГВЦ, а основанием для подключения кассовых терминалов организаций, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД», является договор на оформление железнодорожных проездных документов, заключенный с одним из филиалов ОАО «ФПК».
Восточно – Сибирский филиал ОАО «ФПК», письмом от 24.06.2011 № 3467/ВС ФПК, направленным в адрес ООО «Билет Сервис», также отказал в заключении договора на открытие пункта продажи железнодорожных проездных документов, поскольку заявленный ООО «Билет Сервис» адрес пункта (город Нижний Новгород и Нижегородская область) продажи железнодорожных проездных документов находится вне зоны подчинения Восточно – Сибирского филиала ОАО «ФПК».
IV. ОАО «ФПК», письмом от 31.01.2011 № исх. – 81/ФПКЮ, сообщило, что в целях повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения контроля за реализацией проездных документов сторонними организациями распоряжением ОАО «ФПК» от 23.08.2010 № 721р «О работе с организациями по вопросу реализации железнодорожных проездных документов» (далее – Распоряжение ОАО «ФПК») утверждено «Положение о Комиссии ОАО «ФПК» по рассмотрению обращений организаций о наделении правом реализации железнодорожных проездных документов в пункте продажи, через платежные терминалы и/или веб-портал» (далее – Положение ОАО «ФПК»).
Положение ОАО «ФПК» определяет процедуры и основные условия рассмотрения обращений организации, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД» (далее - Организация), о наделении правом реализации железнодорожных проездных документов в пунктах продаж, через платежные терминалы и (или) веб-портал, а также условия, требующие рассмотрения обращений с целью лишения организации права реализации железнодорожных проездных документов.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения ОАО «ФПК» рассмотрение обращений Организаций проводится комиссией ОАО «ФПК» в целях подтверждения соответствия данной организации, каждого из ее пунктов продажи, платежных терминалов и/или веб-портала требованиям Положения ОАО «ФПК». Таким образом, исключительным правом наделения Организации правом реализации железнодорожных проездных документов в пунктах продажи, через платежные терминалы и/или веб-портал обладает комиссия ОАО «ФПК».
Во исполнение пунктом 1.3. Положения ОАО «ФПК» для рассмотрения обращения Организации, филиал ОАО «ФПК» расположенный в регионе деятельности Организации проводит экспертизу соответствия Организации требованиям Положения ОАО «ФПК», которая включает в себя экспертизу заявочной документации и обследования пункта продажи, платежного терминала и (или) веб-портала.
В случае успешного прохождения процедуры рассмотрения обращения, Организации предлагается заключить договор с ОАО «ФПК» на реализацию железнодорожных проездных документов (далее - Договор).
При этом подпункт 6.14.5 Положения определяет, что Организации, может быть отказано в наделении правом реализации железнодорожных проездных документов в пункте продажи, через платежный терминал и (или) веб – портал, если заявленный Организацией адрес пункта продажи находится вне зоны подчинения филиала ОАО «ФПК».
В соответствии с Инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности № ЦФ2890 и условиями Договора, на организацию занимающуюся реализацией железнодорожных проездных документов возлагается обязанность ежедневно предоставлять полный суточный отчет о количестве оформленных документов, взыскании проездных платежей, что будет являться невыполнимым для организации, пункты продаж которой расположены вне региона подчинения филиала.
Кроме того, филиал ОАО «ФПК» осуществляет контроль и проводит ревизионные проверки деятельности организации на предмет соблюдения условий заключенного договор об оформлении железнодорожных проездных документов, требований, установленных инструкциями и указаниями Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО «ФПК», а также осуществляет проверку знаний билетных кассиров, организует сдачу квалификационных экзаменов. Данные мероприятия являются необходимыми и осуществляются для обеспечения и соблюдения правил и повышения уровня качества обслуживания пассажиров.
Также, ОАО «ФПК» сообщило (письмо от 10.03.2011 № исх.-272/ФПКЮ), что, как для самой Организации, так и для пассажиров, может сложиться негативная практика, при которой пассажир, приобретя проездной документ, в пункте продаж Организации, расположенном в другом регионе и оформивший проездной документ этого филиала, не сможет восстановить его в случае утраты в билетных кассах данного региона. Так, пассажир, приобретя проездной документ (билет) на поезд маршрутом Москва - Санкт-Петербург, в пункте продажи Организации, расположенном в г. Н.Новгород, но заключившей договор на оформление проездных документов и осуществляющей оформление проездных документов (билетов) от Восточно - Сибирского филиала ОАО «ФПК», в случае потери проездного документа сможет его восстановить только в билетных кассах ОАО «ФПК» г. Москвы или г. Иркутске, либо возвращать денежные средства в претензионном и судебном порядке.
Учитывая изложенное, Договор заключается между Организацией и ОАО «ФПК» в лице того филиала, на территории которого собирается осуществлять свою деятельность и открывать пункты продаж Организация, то есть по территориальному признаку.
В соответствии с факсограммой ОАО «ФПК» от 19.10.2010 № исх. 2674/ФПКБА (далее – факсограмма ОАО «ФПК»), направленной в адрес всех филиалов ОАО «ФПК», перезаключение договора об оформлении железнодорожных проездных документов в перечень пунктов продажи организации будут включены только пункты продажи, расположенные в регионе подчинения филиала.
Учитывая требования факсограммы ОАО «ФПК», на основании Положения ОАО «ФПК», ООО «Билет Сервис» перезаключило с Горьковским филиалом ОАО «ФПК» договор от 06.12.2010 № 140/10/3-ГФПК об оформлении железнодорожных проездных документов.
27.06.2011, на рассмотрении дела № 1 10/168-10 о нарушении антимонопольного законодательства, генеральный директор ООО «Билет Сервис» Белов Михаил Николаевич, назначенный решением № 1 от 27.08.2007 о создании ООО «Билет Сервис», заявил, что претензий к ОАО «ФПК» не имеет.
V. Комиссия, заслушав доводы сторон, а также изучив документы и материалы дела № 1 10/32-11, пришла к следующим выводам.
1) Необходимость заключения договора об оформлении железнодорожных проездных документов с филиалом ОАО «ФПК», в регионе подчинения которого Организация осуществляет деятельность по комиссионной продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, объясняется объективными, техническими и технологическими причинами.
2) Технологическое обслуживание терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, принадлежащего организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляется только Главным вычислительным центром – филиалом ОАО «РЖД».
Технологическое обслуживание терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт дальнего следования, принадлежащего организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», технически возможно оказывать через любое структурное подразделение Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», вне зависимости от территориального местонахождения организации, не входящей в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющей хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, так как подключение терминального оборудования АСУ «Экспресс» осуществляется по защищенным каналам открытой сети Internet.
Техническое обслуживание терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, принадлежащего организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», может осуществляться специалистами Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», так и специалистами организации, не входящей в группу лиц ОАО «РЖД».
3) Отсутствие у ОАО «РЖД» единого подхода к формированию стоимости услуги по технологическому обслуживанию терминального оборудования, предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, принадлежащего Организациям, привело к существенной разнице стоимости, по различным железным дорогам - филиалам ОАО «РЖД», на указанные услуги, более чем в 10 раз (Нижегородский информационно - вычислительный центр установил стоимость за предоставление услуг в размере – 7545 руб., Ростовский информационно - вычислительный центр – 672 рубля 60 копеек), что, по мнению Комиссии, ограничивает конкуренцию на рынке реализации проездных документов на железнодорожный транспорт дальнего следования.
Цены на предоставляемые услуги по технологическому обслуживанию терминального оборудования не входят в перечень цен, регулируемых государством и определяются в договорах, заключаемых с конкретными потребителями.
Однако, согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Учитывая изложенное, Комиссия установила, что в действиях ОАО «РЖД», в лице Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», содержится нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар (установление ИВЦ – структурными подразделениями ГВЦ – филиалом ОАО «РЖД» различной цены (платы) за технологическое обслуживание комплекта терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, используемого Организациями).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «РЖД» в лице Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически и технологически не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар (установление ИВЦ – структурными подразделениями ГВЦ – филиалом ОАО «РЖД» различной цены (платы) за технологическое обслуживание комплекта терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД»).
2. На основании решения выдать ОАО «РЖД» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечении конкуренции, а именно:
2.1. Предоставить организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющим хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, возможность заключения договоров на технологическое и техническое обслуживание оборудования АСУ «Экспресс» с любым структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», вне зависимости от территориального местонахождения организации, не входящей в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющей хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования.
2.2. В случае отсутствия у ОАО «РЖД» возможности совершения действий, предусмотренных пунктом 2.1., разработать и направить в адрес сопричастных единую методику по расчету цены (стоимости) услуг по технологическому и техническому обслуживанию терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД», оказываемых структурными подразделениями Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», устанавливающую цену (стоимость), на указанные услуги исходя из фактических трудозатрат, на основе себестоимости и уровне рентабельности, обеспечивающей безубыточность деятельности Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» и организаций, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющих хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, а также не допускающую существенного отличия установленных цен и условий технологического и технического обслуживания терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД», оказываемые структурными подразделениями Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД».

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии приказ о предоставлении отпуска от 20.06.2011 № 1086-О С.А. Зиновьева

Д.В. Голополосов

И.И. Романенкова

И.В. Рябухина

Л.Н. Яруллин

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/168-10 о нарушении
антимонопольного законодательства

« 11 » июля 2011 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Голомолзина А.Н., заместителя руководителя ФАС России; членов Комиссии: Зиновьевой С.А. – заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи, Голополосова Д.В. – начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи, Романенковой И.И. – начальника отдела судебной работы Правового управления, Рябухиной И.В. - главного государственного инспектора отдела естественных монополий Нижегородского УФАС России, Яруллина Л.Н. - главного специалиста - эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «11» июля 2011 года по делу № 1 10/168-10 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «РЖД» прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически и технологически не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар (установление ИВЦ – структурными подразделениями ГВЦ – филиалом ОАО «РЖД» различной цены (платы) за технологическое обслуживание комплекта терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД»).
2. ОАО «РЖД», в срок до 30.09.2011 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
2.1. Предоставить организациям, не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющим хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, возможность заключения договоров на технологическое и техническое обслуживание оборудования АСУ «Экспресс» с любым структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», вне зависимости от территориального местонахождения организации, не входящей в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющей хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования.
2.2. В случае отсутствия у ОАО «РЖД» возможности совершения действий, предусмотренных пунктом 2.1. настоящего Предписания, разработать и направить в адрес сопричастных единую методику по расчету цены (стоимости) услуг по технологическому и техническому обслуживанию терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД», оказываемых структурными подразделениями Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД», устанавливающую цену (стоимость), на указанные услуги исходя из фактических трудозатрат, на основе себестоимости и уровне рентабельности, обеспечивающей безубыточность деятельности Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» и организаций, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД», осуществляющих хозяйственную деятельность по продаже проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, а также не допускающую существенного отличия установленных цен и условий технологического и технического обслуживания терминального оборудования АСУ «Экспресс», предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт общего пользования в поезда дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД», оказываемые структурными подразделениями Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД».
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии

С.А. Зиновьева

Д.В. Голополосов

И.И. Романенкова

И.В. Рябухина

Л.Н. Яруллин

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны