Решение б/н Постановление по делу по обращению гражданина с претензией к... от 15 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу РЦ.08.12.27
об административном правонарушении

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № РЦ.08.12.27, возбужденного в отношении ОАО «Россельхозбанк» (адрес: Гагаринский пер., д. 3, г. Москва, 119034, ИНН 7725114488, КПП 775001001), в присутствии представителя ОАО «Россельхозбанк» – <...> (доверенность № 5 от 13.01.2012),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9%.
В эфире телеканала «РОССИЯ 1» в марте-мае 2012 года осуществлялось распространение рекламы услуг банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9%.
В данной рекламе содержится призыв к приобретению кредита и его использованию.
Рекламный ролик завершает постер с условиями кредитования по ставке 9,9%, который демонстрируется на экране в течение короткого времени и выполнен мелким, нечитаемым шрифтом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товар, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит по ставке 9,9%, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рассматриваемой рекламе кредита выделено крупным шрифтом наиболее привлекательное для потребителей условие – процентная ставка 9,9% годовых.
Вместе с тем иные условия, влияющие и определяющие стоимость кредита и расходы по кредиту, в рекламе кредита по ставке 9,9% указаны формально и не могут быть восприняты потребителями, поскольку данные сведения предоставляются потребителям в течение короткого промежутка времени и выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию.
Указание в рекламе кредита по ставке 9,9% лишь отдельного условия кредита само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Таким образом, в указанной рекламе кредита по ставке 9,9%, распространявшейся в марте-мае 2012 г. на телеканале «РОССИЯ 1», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 и статьёй 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Россельхозбанк» (адрес: Гагаринский пер., д. 3, г. Москва, 119034, ИНН 7725114488, КПП 775001001).

ОАО «Россельхозбанк» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ОАО «Россельхозбанк» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9% в эфире телеканала «РОССИЯ 1» в марте-мае 2012 года в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ОАО «Россельхозбанк» меры административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 110 тысяч рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (для ФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 116 26000 01 0000 140
ОКАТО 45286575000

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «Россельхозбанк» просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны