Решение №1 15/147-11 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 8 ноября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу № 1 15/147-11 о нарушении антимонопольного законодательства
г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «25» октября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено «8» ноября 2011 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кашеварова А.Б. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
членов Комиссии:
Урюкиной Е.В. - заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Волгиной А.В. - заместителя начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Жаворонковой И.И. – начальника отдела судебной работы Правового управления;
Биджамовой Я.А. – главного специалиста – эксперта отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Кузнецовой Я.Н. – ведущего специалиста – эксперта отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
рассмотрев дело № 115/147-11 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19) и ЗАО «ВСК-Тур» (119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 5А) части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:
ФАС России приказом от 19.08.2009 № 598 возбудил дело № 1 15/147-11 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19) и ЗАО «ВСК-Тур» (119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 5А) части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела № 1 15/147-11 Комиссией было установлено, что согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) порядок финансирования расходов, связанных с проведением отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей, курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1093 утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, льготные и бесплатные путевки предоставляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
Во исполнение статьи 16 Закона о статусе военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации был издан приказ от 03.10.2001 № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу» (далее – Приказ Министерства обороны Российской Федерации № 405), согласно пункту 1 которого организация туристических поездок за границу и отдых на туристических базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок осуществляется через туристическую компанию ЗАО «ВСК-Тур», входящую в Группу Военно-страховой компании. В данной редакции приказ действовал до 04.07.2009 года. Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 04.07.2009 № 620 были внесены изменения в пункт 3 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 03.10.2001 № 405, согласно которым начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителю Министра обороны Российской Федерации было поручено до 1 декабря 2009 года определить в соответствии с действующим законодательством туристические организации, оказывающие услуги по направлению в туристические поездки вышеуказанной категории лиц.
Письмом (исх. от 12.01.2011 б/н) Врио военного комиссара Тамбовской области Ю. Гурьев сообщил, что во исполнение Приказа Министерства обороны Российской Федерации № 405 (ред. Приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.07.2009 № 620) начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации (далее – начальник Тыла ВС РФ) на имя Министра обороны Российской Федерации была подготовлена докладная записка, в которой были указаны причины нецелесообразности проведения конкурса (далее – Докладная записка).
Согласно Докладной записке целевое финансирование программы зарубежных туристических поездок в Вооруженных силах Российской Федерации по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на 2010 год не предусмотрено и осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, полученных от приносящей доход деятельности. В связи с этим Министру обороны Российской Федерации начальником Тыла ВС РФ было предложено не проводить конкурс на определение туристических организаций, оказывающих услуги по направлению в туристические поездки за границу соответствующих лиц в Вооруженных силах Российской Федерации, а предоставление льготного отдыха осуществлять на основании Приказа Министерства обороны Российской Федерации № 405.
Кроме того, Министру обороны Российской Федерации начальником Тыла ВС РФ было предложено не расторгать ранее заключенное соглашение о взаимодействии между Министерством обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-тур» от 11.02.2002. Данное предложение Министром обороны Российской Федерации было поддержано.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации не обеспечило проведение конкурсного отбора туристических организаций, оказывающих услуги по направлению в туристические поездки военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и продолжало осуществлять предоставление путевок по льготной стоимости только через ЗАО «ВСК-Тур».
Также в ходе рассмотрения дела № 1 15/147-11 Комиссией было установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-Тур» заключено соглашение о взаимодействии от 11.02.2002 (далее – Соглашение).
Предметом указанного Соглашения является взаимодействие сторон при направлении в туристические поездки за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей, курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 16 Закона о статусе военнослужащих право на организованный отдых по льготной оплате стоимости туристических путевок, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с разделом 2 Соглашения Министерство обороны Российской Федерации обязуется, в том числе:
- содействовать ЗАО «ВСК-Тур» в выполнении ею обязательств по настоящему Соглашению;
- организовывать взаимодействие видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и военных комиссариатов с ЗАО «ВСК-Тур» по вопросам организации и проведения туристических поездок за границу в соответствии с ежегодным планом зарубежных туристических поездок и планом распределения туристических путевок для поездок за границу;
- оказывать содействие работникам ЗАО «ВСК-Тур» (без оплаты их труда) по вопросам организации и проведения мероприятий по плановой подготовке туристических групп и оформлению необходимых документов. Направляемым в Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1работник), Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (1 работник), Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны Российской Федерации (3 работника);
- организовывать через Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны Российской Федерации:
- осуществлять разработку совместно с ЗАО «ВСК-Тур» плана зарубежных туристических поездок…;
-обеспечивать своевременное перечисление Министерством обороны Российской Федерации ЗАО «ВСК-Тур» денежных средств на оплату льготной стоимости путевок.
Обязательства по настоящему Соглашению со стороны Министерства обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-Тур» исполняются по настоящее время.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В указанных действиях Министерства обороны Российской Федерации Комиссия усмотрела нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке туристических услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Таким образом, Комиссия усмотрела в действиях Министерства обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-Тур» нарушение части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и реализации соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке туристических услуг.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что Министерством обороны Российской Федерации был представлен приказ Министерства обороны Российской Федерации от 16.09.2011 № 1669 «О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.10.2011, регистрационный № 22001), в соответствии с которым приказы Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2001 № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу» и от 04.07.2009 № 620 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2001 № 405» и пункт 1 раздела II приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.10.2007 № 430 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» признаны утратившими силу.
Также Комиссии было представлено письмо Министерства обороны Российской Федерации от 22.09.2011 № 207/4112 в ЗАО «ВСК-Тур» о расторжении Соглашения о взаимодействии между Министерством обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-Тур» от 11.02.2002.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Министерства обороны Российской Федерации нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке туристических услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Признать действия Министерства обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-Тур» нарушением части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и реализации соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке туристических услуг.
3. В связи с добровольным устранением нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 резолютивной части настоящего решения, рассмотрение дела № 1 15/147-11 в отношении Министерства обороны Российской Федерации и ЗАО «ВСК-Тур» прекратить.

 

Председатель Комиссии: А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Е.В. Урюкина
А.В. Волгина

И.И. Жаворонкова


Я.А. Биджамова


Я.Н. Кузнецова

 


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.


Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны