Решение б/н Решение и предписание по делу № РЦ.08.08.34 в отношении ООО ... от 3 апреля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.08.34
5 марта 2009 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России,
члены Комиссии:
Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Василенкова И.И. - заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № РЦ.08.08.34 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения рекламы водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" с утверждением "Водка №1 в России" на рекламных конструкциях в местах продаж алкогольной продукции в московских магазинах торговых сетей "Перекресток" и "Рамстор" в сентябре - декабре 2008 года,
в присутствии представителей:
заявителя:
ЗАО "РУСТ ИНКОРПОРЕЙТЕД" (адрес: ул. Рябиновая, д. 41, стр. 1, г. Москва, 121471; Пулковское шоссе, д. 52, литера А, п. Шушары, г. Санкт-Петербург, 196140) - Карлова М.Ю. (доверенность № б/н от 01.08.2008), Берестового С.Д. (доверенность № б/н от 01.08.2008), Пуховой Т.Л. (доверенность № б/н от 01.08.2008);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ЗАО "Группа компаний "Русский алкоголь" (адрес: ул. Енисейская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 129344) -Малыхина М.С. (доверенность б/н от 11.12.2008);
заинтересованных лиц:
ООО "Перекресток-2000" (адрес: ул. Новослободская, д. 35, г. Москва, 127030) - Колесниковой Н.Г. (доверенность № 01-7/55 от 16.09.2008),
ЗАО "Торговый Дом "Перекресток" (адрес: ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 1, г.Москва, 109029) - Колесниковой Н.Г. (доверенность № б/н от 20.01.2009)
компания "X5 Retail Group N. V." (адрес: Prins, Bernhardplein 200, 1097JB, Amsterdam, the Netherlands) - Колесниковой Н.Г. (доверенность № б/н от 21.01.2009)
ООО "Ньюс Аутдор" (адрес: ул. Верейская, д. 17, корп 2, секция 9 Бизнес-центр "Верейская Плаза 2", г. Москва, 121357) - Полежаевой Е.В. (доверенность № б/н от 24.02.2009),
ОАО "Седьмой континент" (адрес: ул. Фестивальная, д. 8, стр.1, г. Москва, 125581; ул. Миклухо-Маклая, д. 18, корп. 2, г.Москва, 117437) - Ярковой Т.Н. (доверенность № 58а от 20.02.2009),
ООО "Главспирттрест" (ул. Октябрьская, д. 46, г. Пушкино, Московская обл., 141200) - Малыхина М.С. (доверенность б/н от 03.03.2009),
ООО "ЭНКА ТЦ" (наименование ООО "Раменка" в установленном порядке изменено на ООО "ЭНКА ТЦ") (адрес: Варшавское ш., д.35, г. Москва, 117105) - Сорокиной А.И. (доверенность № б/н от 21.01.2009)
ЗАО "Сибирский ЛВЗ" (р.п. Кольцово, Промзона Сибирского ЛВЗ, № 1, Новосибирский р-н, Новосибирская обл., 630559) - Малыхина М.С. (доверенность б/н от 02.02.2009),
ЗАО "ЛВЗ "Топаз" (ул. Октябрьская, д. 46, г. Пушкино, Московская обл., 141200) - Малыхина М.С. (доверенность б/н от 02.02.2009),
УСТАНОВИЛА:
В рассмотрении дела № РЦ.08.08.34 по признакам нарушения законодательства о рекламе 26 февраля 2009 г. объявлен перерыв до 5 марта 2009 г. 16 часов 00 минут.
В ФАС России поступило заявление ЗАО "РУСТ ИНКОРПОРЕЙТЕД" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" с утверждением "Водка №1 в России".
Реклама водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" с утверждением "Водка №1 в России" распространялась в сентябре-декабре 2008 года на рекламных конструкциях в местах продаж алкогольной продукции в московских магазинах торговых сетей "Перекресток" и "Рамстор".
В рекламе приводится изображение бутылки водки "Зеленая марка Традиционная рецептура", указывается на то, что данная водка является номером один в России, очищена серебром, имеет семь степеней защиты и уникальную укупорку "Кепка".
Использованное в рекламе высказывание "Водка № 1 в России" в отношении водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" указывает на превосходство данной водки в сравнении с другими товарами, поскольку "№ 1" подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними. При этом использование сравнительной характеристики "№1" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Согласно представленным компанией ЗАО "РУСТ ИНКОРПОРЕЙТЕД" протоколам испытаний образцов алкогольной продукции, проведенных в аккредитованных лабораториях ФГУ "Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург" (далее - ФГУ "Тест-С.-Петербург") и Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" (далее - ПЕТЭКС), водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" по фактическим физико-химическим показателям не превосходит аналогичные показатели водок: "Русский стандарт", "Царская оригинальная", "Зеленая марка Ржаная", "Парламент классик", "Веда", уступая по ряду показателей им.
Так, согласно экспертному заключению № 247-Э/08 от 17.12.2008 ФГУ "Тест-С.-Петербург" водка "Русский стандарт" имеет лучшие показатели, чем водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" по массовой концентрации уксусного альдегида в 1 дм3 безводного спирта: водка "Русский стандарт" - 1,3 мг, водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" - 2,2 мг. Из показателей массовой концентрации сивушного масла следует, что в водке "Зеленая марка Традиционная рецептура" его концентрация выше, чем в водках "Парламент классик", "Зеленая марка Ржаная", "Русский стандарт", "Царская оригинальная": водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" - 1 мг в 1 дм3 безводного спирта, водки "Царская оригинальная" и "Русский стандарт" - 0,8 мг, водки "Парламент классик" и "Зеленая марка Ржаная" - 0,7 мг. Объемная доля метилового спирта в водке "Зеленая марка Традиционная рецептура" составляет 0,0009 %, что выше показателей водки "Русский стандарт" - 0,0001%, водок "Царская оригинальная" и "Веда" - 0,0004%. Лишь по показателю массовой концентрации сложных эфиров водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" не превосходит исследуемые образцы водок: водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" - менее 0,5 мг в 1 дм3 безводного спирта, водки "Зеленая марка Ржаная" и "Царская оригинальная" - 0,6 мг, водки "Парламент классик", "Русский стандарт" - 0,7 мг, водка "Веда" -0,8 мг.
Аналогичные результаты содержатся в экспертном заключении № 244-Э/08 от 10.12.2008 ФГУ "Тест-С.-Петербург".
Как следует из данных экспертных заключений, исследуемые водки на основании полученных результатов испытаний располагаются в порядке возрастания по общему содержанию токсичных микропримесей следующим образом: водка "Русский стандарт", водка "Царская оригинальная", водка "Зеленая марка Ржаная", водка "Зеленая марка Традиционная рецептура", водка "Парламент классик", водка "Веда".
Сравнение результатов анализа образцов водки от 06.11.2008, проведенного ПЕТЭКС, и результатов испытаний, отраженных в протоколе испытаний № 2966/9-5 от 24.12.2008 ФГУ "Тульский центр стандартизации, метрологии и сертификации", позволяет сделать вывод о превосходстве физико-химических показателей водки "Русский стандарт" над показателями водки "Зеленая марка Традиционная рецептура".
Содержание токсичных микропримесей характеризует качество водки, и их большая концентрация или доля в алкогольном напитке свидетельствует об отсутствии превосходства качества такого алкогольного напитка над иными напитками, содержащими данные примеси в меньшем количестве.
Водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" не обладает преимуществом по показателям содержания токсичных микропримесей в сравнении с водками "Русский стандарт", "Царская оригинальная", "Зеленая марка Ржаная", "Парламент классик", "Веда".
Кроме того, из рекламного текста: "Водка № 1 в России. Очищена серебром. Семь степеней защиты. Уникальная укупорка "Кепка", следует, что водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" обладает качественным преимуществом среди всех существующих на рынке водок, произведенных другими производителями, вследствие применения определенного набора технологий очистки и закупоривания.
Вместе с тем ЗАО "РУСТ ИНКОРПОРЕЙТЕД" указало, что другие производители водок также используют достаточно индивидуально и конструктивно разработанные системы закупоривания бутылок, а также аналогичные способы очистки своей продукции.
Учитывая изложенное, приведенные в рекламе сведения о водке "Зеленая марка Традиционная рецептура", как водке № 1 в России, не соответствуют действительности относительно ее преимуществ перед другими однородными товарами и являются некорректным сравнением с товарами конкурентов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.
Таким образом, реклама водки "Зеленая марка" с использованием выражения "Водка № 1 в России" противоречит пункту 1 части 2 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Для утверждений о рекламируемом товаре, как имеющем статус "№1" перед другими товарами, необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком превосходстве. К таким основаниям можно отнести соответствующие критерии, раскрывающие содержание преимущества и достоверность приводимого сравнения. Указание данных критериев в сравнивающей рекламе является существенной информацией для потребителей, умолчание которой влечет искажение смысла рекламы и введение потребителей в заблуждение.
В рекламе водка "Зеленая марка Традиционная рецептура" сравнивается с однородными товарами, однако в рекламе не сообщается критерий, послуживший основанием для присвоения указанной водке такой сравнительной характеристики, как "Водка № 1 в России". При отсутствии такой существенной информации искажается смысл рекламной информации, и потребители вводятся в заблуждение относительно действительного статуса водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" в сравнении с товарами конкурентов.
Таким образом, реклама водки "Зеленая марка" с использованием выражения "Водка № 1 в России" противоречит части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Главспирттрест".
Руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3, частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в сентябре-декабре 2008 года на рекламных конструкциях в местах продаж алкогольной продукции в московских магазинах торговых сетей "Перекресток" и "Рамстор" рекламу водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" с утверждением "Водка № 1 в России", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" перед другими однородными товарами, допущено некорректное сравнение с товарами конкурентов, а также отсутствует часть существенной информации о действительном статусе водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" в сравнении с товарами конкурентов.
2. Выдать ООО "Главспирттрест" предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ООО "Главспирттрест".
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии : Т.Е. Никитина


И.И. Василенкова

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.08.34
5 марта 2009 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России,
члены Комиссии:
Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Василенкова И.И. - заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании своего решения от 5 марта 2009 г. по делу № РЦ.08.08.34 о признании ненадлежащей распространявшейся в сентябре-декабре 2008 года на рекламных конструкциях в местах продаж алкогольной продукции в московских магазинах торговых сетей "Перекресток" и "Рамстор" рекламы водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" с утверждением "Водка № 1 в России", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Главспирттрест" (ул. Октябрьская, д. 46, г. Пушкино, Московская обл., 141200) прекратить нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространять рекламу водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" с утверждением "Водка № 1 в России", содержащую не соответствующие действительности сведения о преимуществах водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" перед другими однородными товарами и некорректное сравнение с товарами конкурентов, а также умалчивающую часть существенной информации о действительном статусе водки "Зеленая марка Традиционная рецептура" в сравнении с товарами конкурентов. Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "Главспирттрест" (ул. Октябрьская, д. 46, г. Пушкино, Московская обл., 141200) представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 апреля 2009 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии Т.Е. Никитина


И.И. Василенкова

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны