Решение б/н Решение и предписание по ходатайству ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» от 15 июня 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения ходатайства
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (место нахождения: Российская Федерация, Москва, ул. Большая Пироговская, 27, стр. 3; основные виды деятельности: производство электрической и тепловой энергии) о даче согласия на приобретение более 75 % голосующих акций ОАО «Башэнергоактив» (основные виды деятельности: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии, производство электрической и тепловой энергии) и приняла решение об удовлетворении данного ходатайства.
Настоящее решение действует только в совокупности с предписанием, направленным письмом ФАС России от 15.06.2012 № АГ/18758, а также при условии соблюдения требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
ПРЕДПИСАНИЕ
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (место нахождения: Российская Федерация, Москва, Краснопресненская наб., 12, подъезд 7; основные виды деятельности – производство электрической и тепловой энергии) о приобретении более 75 % голосующих акций ОАО «Башэнергоактив» (основные виды деятельности: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии, производство электрической и тепловой энергии) и приняла решение об удовлетворении данного ходатайства (далее – Ходатайство).
ОАО «Башкирэнерго» осуществляет деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии в границах первой ценовой зоны (Европы и Урала) в зоне свободного перетока (далее – ЗСП) «Урал». Доля установленной мощности генерирующего оборудования ОАО «Башкирэнерго» в ЗСП «Урал» составляет 17,6 % (4 260 МВт).
После реорганизации ОАО «Башкирэнерго» доля установленной мощности генерирующего оборудования в ЗСП «Урал» в размере 17,6 % (4 260 МВт) будет принадлежать ОАО «Башэнергоактив».
По информации, представленной в ходатайстве ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в одну группу лиц с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (далее – группа лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») входят следующие организации, осуществляющие производство и поставку электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности на территории Российской Федерации:
- ОАО «Стенд» (место нахождения: Российская Федерация, Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Комсомольская, 1);
- ОАО «ОГК-1» (место нахождения: Российская Федерация, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 13/17);
- ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» (место нахождения: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – автономный округ Югра, поселок Излучинск, Промзона, Нижневартовская ГРЭС);
- ОАО «ТГК-11» (место нахождения: Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Советская, 5);
- ОАО «ОГК-3» (место нахождения: Российская Федерация, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пр. имени 50-летия Октября, 28).
Ранее ФАС России удовлетворила следующие ходатайства:
- ходатайство ЗАО «ИНТЕР РАО Капитал», входящего в одну группу лиц с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», о приобретении более 75 % голосующих акций ОАО «ОГК-3»;
- ходатайство ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о приобретении более 25 % голосующих акций ОАО «Башкирэнерго».
- ходатайство ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о приобретении более 75% голосующих акций ОАО «Башкирэнерго» с предписанием.
По результатам анализа оптового рынка определены ЗСП, в которых одновременно расположены станции группы лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Башкирэнерго», а также доли рынка, занимаемые группой лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» до и после совершения заявленной в ходатайстве сделки:
В случае совершения заявленной в ходатайстве сделки, с учетом ранее удовлетворенного ходатайства ФАС России ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» по приобретению голосующих акций ОАО «Башкирэнерго», доля установленной мощности объединенной группы по ЗСП Урал увеличивается с 29,7 % до 47,3 %, а также увеличивается доля установленной мощности в Первой ценовой зоне оптового рынка электрической энергии (мощности) с 12 % до 14 %.
В случае совершения рассматриваемой сделки хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», а также аффилированные с ним лица, будут владеть генерирующим оборудованием, установленная мощность которого в ЗСП Урал превышает 20 %.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 %.
Кроме того, согласно проведенному ФАС России и НП «Совет рынка» анализу, после совершения сделки увеличивается количество часов в сутках, когда группа лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» обладает исключительным положением в Первой ценовой зоне оптового рынка и может формировать цены на электрическую энергию.
Таким образом, в результате совершения сделки, заявленной в Ходатайстве, увеличивается совокупная доля установленной мощности в ЗСП «Урал», а также происходит рост количества часов в сутках, когда группа лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» обладает исключительным положением в первой ценовой зоне оптового рынка и может определять общие условия обращения электроэнергии на оптовом рынке в границах первой ценовой зоны.
Изложенные обстоятельства указывают на то, что совершение сделки по приобретению ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» более 75 % голосующих акций ОАО «Башкирэнерго» может привести к ограничению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии в географических границах, определенных первой ценовой зоной оптового рынка электрической энергии (мощности), а также территорией ЗСП «Урал», путем возникновения доминирующего положения и роста случаев исключительно положения группы лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», при сокращении количества не входящих в одну группу лиц участников оптового рынка электрической энергии в указанной зоне свободного перетока.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 4 части 2 и частью 7 статьи 33, а также пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае получения ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» или иными лицами, входящими в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (каждым в отдельности или в совокупности), права собственности или иной возможности осуществления предоставленного акциями ОАО «Башэнергоактив» в размере более 50 % права голоса (в том числе вследствие получения права доверительного управления акциями), ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» или иным лицам, входящим в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», необходимо совершить действия, а именно:
1. Уведомить ФАС России о получении ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» или иными лицами, входящими в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (каждым в отдельности или в совокупности), права собственности или иной возможности осуществления предоставленного акциями ОАО «Башэнергоактив» в размере более 50 % права голоса (в том числе вследствие получения права доверительного управления акциями), в срок не позднее 10 дней после получения соответствующих прав.
2. В отношении каждого генерирующего объекта (станции), находящегося на территории Первой ценовой зоны (зоны Европы и Урала), принадлежащего хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», при формировании ценовых заявок для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии (мощности) не допускать действий, которые приводят (могут привести) к значительному повышению цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в том числе:
- подавать ценопринимающие заявки на объем производства электрической энергии не менее 70 % от соответствующего объема максимальной (рабочей) мощности генерирующего объекта с 7 часа по 22 час (включительно) каждых суток для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии и мощности;
- использовать стратегию минимизации стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии, при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществлять потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива;
- не формировать ценовую заявку исходя исключительно из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывать при формировании ценовых заявок средневзвешенную цену топлива, используемого для выработки электрической энергии и мощности на соответствующем генерирующем оборудовании.
3. Ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в ФАС России в отношении генерирующих объектов (станций), находящихся на территории Первой ценовой зоны (зоны Европы и Урала), хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», следующую информацию:
- информацию о максимальной ценовой заявке за каждые сутки, поданной в отношении станции на рынке на сутки вперед оптового рынка электрической энергии (мощности);
- информацию о максимальной ценовой заявке за квартал, поданной в отношении станции при выборе состава включенного генерирующего оборудования.
4. Письменно проинформировать организации, осуществляющие производство электрической и (или) тепловой энергии, входящие в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о необходимости исполнения ими настоящего Предписания, в срок, не превышающий 5 дней с момента совершения сделки, указанной в Ходатайстве.
5. Уведомить ФАС России об исполнении пункта 4 настоящего Предписания в течении 5 дней с момента исполнения.
Срок действия настоящего Предписания 5 лет.
Федеральная антимонопольная служба сообщает, что невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.