Апелляционная жалоба б/н Решение по жалобе АО "Оборонэнергобыт" на решение Управления... от 16 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» июня 2016

Полный текст решения изготовлен «10» июня 2016

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия) в составе: <...>,

рассмотрев на заседании Коллегии жалобу АО «Оборонэнергосбыт» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.02.2016 по делу № 80-6330-15/5,

в присутствии:

представителя заявителя — АО «Оборонэнергосбыт» <...>;

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, размещено 31.05.2016 информации на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба АО «Оборонэнергосбыт» (вх. № 34447/16 от 16.03.2016) на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.02.2016 по делу № 80-6330-15/5 на наличие нарушения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Самарского УФАС России Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области прекратила рассмотрение дела № 80-6330-15/5, возбужденного в отношении ЗАО «Самарагорэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

С целью всестороннего и полного рассмотрения жалобы, ФАС России запросил материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
80-6330-15/5 у Самарского УФАС России. Копии материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 80-6330-15/5 представлены Самарским УФАС России в полном объеме.

Заявитель, обращаясь в ФАС России, ссылается в жалобе на статью 23 Закона о защите конкуренции и считает, что данное решение нарушает единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям:

  1. Самарским УФАС России сделан необоснованный вывод, в мотивировочной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства 80-6330-15/5 об отсутствии у ЗАО «Самарагорэнергосбыт» оснований для применения при расчетах за поставляемую электрическую энергию с АО «Оборонэнергсбыт» первой ценовой категории ввиду наличия актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленных между ЗАО «Самарагорэнергосбыт» и АО «Оборонэнергсбыт», содержащих величины максимальной мощности свыше 670 кВт.
    1. По мнению Заявителя, Самарским УФАС России нарушается единообразие в толковании и применении норм антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения жалобы, исследована позиция Самарского УФАС России.

Самарское УФАС России полностью поддержало позицию, указанную в решении от 16.02.2016 по делу № 80-6330-15/5.

Коллегия рассмотрела жалобу на предмет соблюдения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства с учетом следующих обстоятельств. В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В Самарское УФАС России из ФАС России (исх. № АГ/26924/15 от 01.06.2015) перенаправлено обращение АО «Оборонэнергосбыт» (вх. № 3051 от 08.06.2015) на действия (бездействие) ЗАО «Самарагорэнергосбыт», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из данного заявления следует, ОАО «Оборонэнергосбыт» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт» заключены договоры купли-продажи электрической энергии № № 13490 от 01.03.2010 г., № 13580 от 22.10.2013 г. В ряде случаев ЗАО «Самарагорэнергосбыт» применяет четвертую ценовую категорию при расчетах с ОАО «Оборонэнергосбыт», не учитывая максимальную мощность потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт», определенную в договорах с конечными потребителями, на основании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В качестве обоснования поставщик указывает на максимальную мощность потребителей АО «Оборонэнергосбыт», согласованную в договорах, обеспечивающих поставку электроэнергии, заключенных между гарантирующими поставщиками и АО «Оборонэнергосбыт» или на иные показатели потребителей - «присоединенная мощность», «установленная мощность», «разрешенная мощность».

Сама же информация о максимальной мощности потребителей, указанная в Актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности указанными гарантирующими поставщиками игнорируется, несмотря на то, что согласно указанными Актам определена максимальная мощность потребителей АО «Оборонэнергосбыт» менее 670 кВт.

ЗАО «Самарагорэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком и включено в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности приказом ФСТ от 16.04.2009 № 85-э под регистрационным номером 63/02.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 08.09.2009 № 428 ОАО «Самарагорэнергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах г. Самара (по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии, с долей более 65%.

В соответствии с пунктом 86 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения) предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям:

первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;

вторая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;

третья ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

четвертая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;

пятая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

шестая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

При этом порядок определения ценовой категории установлен в пункте 97 Основных положений.

Согласно пункту 97 Основных положений гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства).

Аналогичное правило распространяется и при определении гарантирующим поставщиком ценовой категории для расчетов с покупателем (гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, приобретающими электроэнергию у гарантирующих поставщиков в целях ее дальнейшей поставки) электрической энергии в отношении потребителей данного покупателя.

При этом согласно абзацу 2 пункта 97 Основных положений, потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика и вправе выбрать любую из шести ценовых категорий с учетом требований настоящего пункта.

Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, осуществляют выбор ценовой категории без возможности выбора первой и второй ценовых категорий.

При отсутствии уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии).

С учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, определение гарантирующим поставщиком ценовой категории для расчетов за поставленную электрическую энергию с потребителями (покупателями в отношении потребителей) осуществляется по совокупности точек поставки потребителя, расположенных в границах балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энерпринимающих устройств потребителя имеющие между собой электрические связи), исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя.

В силу положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организация и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя определяется (устанавливается) в ходе выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения и отражается в документах о технологическом присоединении.

Максимальной мощностью признается исчисляемая в мегаваттах наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии (п. 2 Правил).

Присоединение новых устройств, а также увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств должно происходить по Правилам технологического присоединения, в которых определяются обязательства сетевых организаций и потребителей электроэнергии.

Согласно представленным (вх. № 7759-3 от 26.10.2015) ОАО «Оборонэнергосбыт» счетов-фактур за период январь-июнь 2013 до 01.07.2013 расчет за потребленную электрическую энергию потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» с максимальной мощностью от 670 кВт производился по первой ценовой категории.

В приложение № 1 к договору купли-продажи электрической энергии
№ 13580 от 22.10.2013, договору энергоснабжения № 13490 от 01.03.2010, указаны точки учета электрической энергии и максимальная мощность.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ОАО «Оборонэнергосбыт» 21.03.2012 направляло письмо в ЗАО «Самарагорэнергосбыт» (исх. № 07/1258 от 21.03.2012), в котором сообщило, что точки поставки ОАО «Оборонэнергосбыт» не оборудованы интервальными приборами учета и предложило до 01.04.2012 производить расчеты по договору энергоснабжения № 13490 от 01.03.2010 по точкам поставки не оборудованным интервальными приборами учета по 4 ценовой категории.

18.02.2015 в адрес ЗАО «Самарагорэнергосбыт» поступило письмо ОАО «Оборонэнергосбыт» (исх. № 48/314 от 18.02.2015) о выборе первой ценовой категории для расчетов за потребленную электрическую энергию по точке поставки по адресу г. Самара, ул. Фрунзе, 165.

Вместе с тем, письмом (вх. № 9095-3 от 16.12.2015) ЗАО «Самарагорэнергосбыт» представило протокол совещания ОАО «Оборонэнергосбыт» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт» от 07.08.2014.

В протоколе совещания ОАО «Оборонэнергосбыт» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт» от 07.08.2014 стороны урегулировали с 01.07.2014 изменения в договор энергоснабжения от 01.03.2010 № 13490 и договор купли- продажи электрической энергии № 13580 от 22.10.2013, в части изменения ценовой категории для расчетов по точкам поставки максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет менее 670 кВт на 1 ценовую категорию, по прочим точкам поставки применять 3 ценовую категорию. Произвести перерасчет за период январь-июнь 2014.

Доказательств направления АО «Оборонэнергосбыт» в ЗАО «Самарагорэнергосбыт» уведомлений, предусмотренных пунктом 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о выборе ценовой категории для расчетов за потребленную электрическую энергию в материалы дела представлено не было.

Комиссия Самарского УФАС России проанализировав все материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства не установило в действиях ЗАО «Самарагорэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам: в соответствии с абзацем 2 пункта 97 Основных положений, потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно, посредством уведомления гарантирующего поставщика и вправе выбрать любую из шести ценовых категорий. В случае отсутствия уведомления о выборе ценовой категории потребителем, сбытовая организация вправе сама определять ценовую категорию с учетом Основных положений.

Таким образом, решение Самарского УФАС России, от 16.02.2016 по делу № 80-6330-15/5, с учетом имеющихся в деле материалов, принято в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, соответствует практике его применения, не нарушает единообразия применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия,

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу АО «Оборонэнергосбыт» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16.02.2016 по делу № 80-6330-15/5 без удовлетворения.

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны