Решение б/н Решение в отношении ЗАО «Аргументы и факты» от 6 октября 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDF23 мая 2013 г.
г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 22.05.2013 года дело № 17/07-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту публикации в еженедельнике «Комсомольская правда» рекламы реализуемой дистанционным способом продукции компании «Травы Приморья», не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия, в которой отсутствует информация о наименовании продавца рекламируемых товаров и месте его нахождения,
в отсутствии представителей:
лица, в отношении которого возбуждено дело – закрытого акционерного общества «Аргументы и факты», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
На 56 полосе выпуска еженедельника «Аргументы и факты» № 52 за 2012 год, размещенной 26.12.2012 в сети Интернет на сайте http://www.aif.ru, зарегистрированном в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-31805 от 23.04.2008), размещена рекламная статья под названием «Травы Приморья» (постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/health/article/52515), в которой рекламируются следующие препараты: сбор трав для очистки печени; сбор трав противоинфекционный; комплексный курс для лечения артрозов, артритов, остеохондрозов; настойка древесного гриба Рейши, а также комплекс для лечения сердечно-сосудистой системы».
Указанная реклама, содержит описание свойств и характеристик вышеуказанной продукции, номера телефонов, адрес для писем , а также информацию о возможности приобретения рекламируемых товаров дистанционным способом - посредством заказа на сайте компании и по электронной почте: «консультации специалистов и быстрый заказ товаров на сайте www@primtrava.com, электронный адрес отдела продаж sales@primtrava.com».
Согласно статье 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В данной рекламе не указаны наименование продавца рекламируемых товаров, место его нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, следовательно, в указанной части данная реклама содержит признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 Закона несет рекламораспространитель, которым в данном случае является Закрытое акционерное общество «Аргументы и факты» (далее также - ЗАО «Аргументы и факты», общество).
В соответствии с письмом ФАС России от 04.04.2013 (исх. № АК/13140/13) Приморским УФАС России 30.04.2013 в отношении ЗАО «ИД «Аргументы и факты» по признакам нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 17/07-2013. Определением от 07.05.2013 (исх. № 3090/07) дело назначено к рассмотрению на 22.05.2013.
22.05.2013 представитель ЗАО «Аргументы и факты», уведомленного надлежащим образом о дате времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии не явился. Документы, запрошенные определением от 07.05.2013, поступили в адрес Приморского УФАС России 20.05.2013, письменные объяснения по факту публикации рассматриваемой рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства ЗАО «Аргументы и факты» не представило.
В результате исследования представленных обществом документов установлено, что вышеуказанная реклама продукции компании «Травы Приморья» размещена ЗАО «Аргументы и факты» в сети Интернет в электронном периодическом издании «aif.ru» и в печатном выпуске газеты «Аргументы и факты» № 52 за 2012 в соответствии с заключенным с ООО «Травы Приморья» договором № 1403/12 от 25.09.2012.
Согласно представленным ЗАО «Аргументы и факты» копиям свидетельств о государственной регистрации (далее – СОГР) СОГР № 77.99.23.3.У.8329.9.08 от 26.09.08; СОГР № 77.99.23.3.У.2087.5.08 от 28.03.08; СОГР № 77.99.23.3.У.4760.5.05 от 03.05.05; СОГР № 77.99.11.3.У.11729.12.09 от 22.12.09; СОГР № 77.99.23.3.У.9418.8.05 от 17.08.05; СОГР № 77.99.1.2.У.1919.3.06 от 06.03.06; СОГР № 77.99.23.3.У.11798.10.05 от 14.10.05; СОГР № 77.99.26.9.У.2023.4.10 от 05.04.10, все рекламируемые препараты зарегистрированы в качестве биологически активных добавок.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (вступило в силу 14.02.2010) продукция группы 9300 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения», в которую входят БАДы растительного и животного происхождения, подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования.
Таким образом, введение в оборот БАДов, в том числе путем распространения их рекламы, с 14 февраля 2010 года возможно только в том случае, если такие БАДы прошли процедуру обязательного подтверждения соответствия.
Согласно данным Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, размещенного в общедоступной форме на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://fp.crc.ru), рекламируемые препараты на территории РФ ни в качестве лекарственных средств, ни в качестве БАДов не зарегистрированы, свидетельство государственной регистрации (СОГР) № 77.99.23.3.У.4760.5.05 в действительности выдано на БАД «Детокс+» (капсулы по 387,5 мг); СОГР № 77.99.11.3.У.11729.12.09 от 22.12.09 выдано на БАД «Тонгкат Али Платинум» (капсулы массой 382 мг); СОГР № 77.99.23.3.У.9418.8.05 от 17.08.05 выдано на БАД «Сталон» («Stalon») (капсулы по 320 мг) «Nutripharma Ltd» группы компаний «ARKOPHARMA» (Unit 507 - Western Estate - Waterford Industrial Estate - Ballynaneashagt - Waterford) (Ирландия); СОГР № 77.99.23.3.У.11798.10.05 выдано на БАД «ИСПАНЭЛА» (таблетки массой 0,5 г) продукция изготовлена ООО «Артлайф», 634034, г. Томск, ул. Нахимова, 8/2; СОГР № 77.99.26.9.У.2023.4.10 от 05.04.10 выдано на пищевую добавку «Экстракт из приправ на носителе «Капсарома Паприка»
продукция изготовлена «Ригана» ЕООД, г. София 1407, ул. «Филип Кутев» №1 (Болгария) для использования в пищевой промышленности, для придания вкуса, цвета и аромата мясу. При этом СОГР № 77.99.23.3.У.8329.9.08 от 26.09.08, СОГР № 77.99.23.3.У.2087.5.08 от 28.03.08, СОГР № 77.99.1.2.У.1919.3.06 от 06.03.06 в Реестре не значатся, т.к. ни на какую продукцию не выдавались.
Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что рекламируемая в качестве БАДов продукция компании «Травы Приморья» не прошла процедуру обязательного подтверждения соответствия (декларирование), Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований пункта 6 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с положениями части 2 статьи 497 ГК РФ и статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», дистанционным способом продажи товара является способ, при котором договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Рассматриваемая реклама по своей форме и содержанию полностью соответствует признакам рекламы товара, продажа которого осуществляется дистанционным способом, поскольку в данном случае ознакомление покупателя с предложенным продавцом описанием товара осуществлялось посредством рекламы в печатном СМИ, т.е. способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно статье 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (часть 1), а место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (часть 2).
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу о том, что содержащаяся в рекламе информация о продавце рекламируемой продукции, обозначенном как компания «Травы Приморья», без указание на организационно-правовую форму данного юридического лица, и почтовом адресе компании, не может рассматриваться в качестве надлежащих сведений о наименовании продавца рекламируемой продукции и его месте нахождения.
В связи с отсутствием информации о продавце рекламируемых товаров (наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица), данная реклама признается противоречащей требованиям статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, в результате рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку противоречит требованиям пункта 6 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе», подпунктом «б» пункта 36 и пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу продукции компании «Травы Приморья», опубликованную 26.12.2012 в сети Интернет в электронном периодическом издании «aif.ru» и в печатном выпуске газеты «Аргументы и факты» № 52 за 2012 на 56 полосе, поскольку в ней были нарушены требования пункта 6 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать закрытому акционерному обществу «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.