Решение №1 15/183-11 Решение и предписание по делу по признакам нарушения Министе... от 14 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/183-11

«14» февраля 2012 г. г. Москва


Резолютивная часть решения оглашена «31» января 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «14» февраля 2012 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина В.Б. – начальника Управления контроля органов власти; Урюкиной Е.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли; Кузнецова А.В. – заместителя начальника Управления-начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Садовниковой М.И. – заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Покидовой Е.В. – заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения Аналитического управления; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Огневской Д.В. – советника Правового управления; Кобзева С.С. – главного специалиста-эксперта отдела контроля платных государственных услуг Управления административной реформы и контроля платных государственных услуг; Мухлынова Р.В. – главного специалиста-эксперта отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти, рассмотрев дело № 1 15/183-11, возбужденное в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Коржа А.В. (доверенность от 10.01.2012 № ПД-УС-4), представителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Банниковой Т.А. (доверенность от 30.01.2012 № ЕП-101-26/417) и представителя Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской республике» Павлова В.С. (доверенность от 23.01.2012 № 11)

У С Т А Н О В И Л А:

Основанием для возбуждения дела № 1 15/183-11 послужило обращение Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской республике» (прежнее наименование - Федеральное государственное учреждение «Удмуртский центр стандартизации, метрологии и сертификации»; далее – ФБУ «Удмуртский ЦСМ») от 01.06.2011 № 1953, содержащее информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выразившихся в отказе во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр аккредитованных организаций), в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Рассмотрев представленные ФБУ «Удмуртский ЦСМ» материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Частью 3 статьи 217 ТК РФ установлено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пункту 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Минздравсоцразвития России. В соответствии с подпунктом 5.2.67(2) названного Положения Минздравсоцразвития России наделено полномочиями по утверждению перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Во исполнение указанной нормы Минздравсоцразвития России был издан приказ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее – Правила).
В перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, в том числе входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с пунктом 4 Правил аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке и является бесплатной для заявителя. Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, представляет в Минздравсоцразвития России заявление. Перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении, указан в пунктах 5-8 Правил.
ФБУ «Удмуртский ЦСМ» направило в Минздравсоцразвития России заявление на аккредитацию организации, оказывающей услуги в области охраны труда, в соответствии с установленными требованиями (заявление на аккредитацию от 11.04.2011 № 1157).
Письмом Минздравсоцразвития России от 11.05.2011 № 22-3-1670 ФБУ «Удмуртский ЦСМ» было отказано во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в связи с тем, что ФБУ «Удмуртский ЦСМ» в Минздравсоцразвития России в нарушение требований пункта 7 Правил не предоставлены сведения о стаже работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда соответствующих специалистов аттестующей организации.
Вместе с тем, к заявлению ФБУ «Удмуртский ЦСМ» от 11.04.2011 № 1157 об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда, было приложено Положение об испытательной лаборатории опасных и вредных производственных факторов обращение Федерального государственного учреждения «Удмуртский центр стандартизации, метрологии и сертификации» утвержденное Директором ФГУ «Удмуртский ЦСМ» 12.11.2010, содержащее сведения о стаже работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда соответствующих специалистов ФБУ «Удмуртский ЦСМ».
Исходя из смысла пункта 15 Правил, поступившие документы рассматриваются должностным лицом Минздравсоцразвития России, ответственным за учет поступивших заявлений, на соответствие требованиям пунктов 5-11 Правил в совокупности. Как пояснил в ходе рассмотрения дела № 1 15-183-11 представитель Минздравсоцразвития России, приложения к заявлениям на аккредитацию также подлежат рассмотрению при решении вопроса о включении (невключении) организации в Реестр аккредитованных организаций.
Таким образом, представление в Минздравсоцразвития России сведений о стаже работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда соответствующих специалистов аттестующей организации в приложении к заявлению об аккредитации не противоречит требованиям пункта 7 Правил и является со стороны ФБУ «Удмуртский ЦСМ» надлежащим исполнением требований указанного пункта Правил.
На заседании Комиссии представитель Минздравсоцразвития России, сообщил, что на территории Удмуртской республики аккредитованы в Реестре аккредитованных организаций в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, 10 (десять) организаций.
По информации представителя ФБУ «Удмуртский ЦСМ», организация на возмездной основе с 2005 года оказывала услуги по аттестации рабочих мест. После вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н и получении отказов во внесении в Реестр аккредитованных организаций, ФБУ «Удмуртский ЦСМ» не может осуществлять указанную деятельность.
Проанализировав материалы дела, выслушав позиции сторон, представленных при рассмотрении дела, Комиссия установила, что причины отказа Минздравсоцразвития России во внесении в Реестр аккредитованных организаций не предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Соответственно для целей рассмотрения настоящего дела ФБУ «Удмуртский ЦСМ» может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, осуществлявшего возмездное оказание услуг по аттестации рабочих мест.
Действия Минздравсоцразвития России, выразившиеся в необоснованном отказе ФБУ «Удмуртский ЦСМ» во внесении в Реестр аккредитованных организаций (письмо Минздравсоцразвития России от 11.05.2011 № 22-3-1670), препятствуют осуществлению деятельности указанного учреждения и могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по аттестации рабочих мест. До момента вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н ФБУ «Удмуртский ЦСМ» осуществляло деятельность на рынке оказания услуг по аттестации рабочих мест, а впоследствии в связи с изменениями нормативно-правового регулирования и предъявлением со стороны Минздравсоцразвития России необоснованных требований, хозяйствующий субъект был устранен с рассматриваемого рынка.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции. Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается федеральным органам исполнительной власти осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о нарушении Минздравсоцразвития России пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе ФБУ «Удмуртский ЦСМ» во внесении в Реестр аккредитованных организаций, что создает необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного отказа ФБУ «Удмуртский ЦСМ» (письмо Минздравсоцразвития России от 11.05.2011 № 22-3-1670) во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Выдать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«14» февраля 2012 г. г. Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина В.Б. – начальника Управления контроля органов власти; Урюкиной Е.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли; Кузнецова А.В. – заместителя начальника Управления-начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Садовниковой М.И. – заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Покидовой Е.В. – заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения Аналитического управления; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Огневской Д.В. – советника Правового управления; Кобзева С.С. – главного специалиста-эксперта отдела контроля платных государственных услуг Управления административной реформы и контроля платных государственных услуг; Мухлынова Р.В. – главного специалиста-эксперта отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «___» февраля 2012 г. № _____________ по делу № 1 15/183-11 о нарушении Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Рахмановский переулок, д. 3, г. Москва, ГСП-4, 127994) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,


П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации не допускать необоснованного препятствования осуществлению деятельности Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской республике» (далее – ФБУ «Удмуртский ЦСМ») в части необоснованных отказов во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации при условии повторного обращения ФБУ «Удмуртский ЦСМ» с заявлением на аккредитацию организации, оказывающую услуги в области охраны труда, информировать ФАС России о результатах рассмотрения указанного заявления с приложением подтверждающих документов не позднее пяти рабочих дней со дня вынесения решения по заявлению.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны