Решение б/н Решение и предписания по делу № РЦ.08.09.48 от 17 августа 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.09.48


21 января 2010 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № РЦ.08.09.48 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 года рекламы аппарата «Офтанорм»,
в присутствии представителей:
ООО «Квадрига» (адрес: ул. Русаковская, д. 2/1, стр. 2, г. Москва, 107140, ОГРН 1077746263000, ИНН 7708626180) – не явились, надлежащее уведомлены,
ЗАО «Аргументы и факты» (адрес: ул. Мясницкая, д.42, г. Москва, 101000, ИНН 7701103751, ОГРН 1027700459379) – не явились, надлежащее уведомлены,
ООО «РОССТ» (адрес: Б. Факельный пер., д. 2/22, г. Москва, 109004, ИНН 7709648316) – Алехно В.В. (доверенность № 18 от 20.01.2010),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России из Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) поступило обращение гражданки с претензиями к рекламе аппарата «Офтанорм» в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 года.
В марте 2009 г. в газете «Аргументы и факты» распространялась реклама аппарата «Офтанорм», в которой указан продавец аппарата - ООО «Квадрига» (адрес: ул. Русаковская, д. 2/1, стр. 2 ОГРН 1077746263000), и сообщается следующее:
«Ясно видение. ЭТО не связано со сверхъестественными способностями. Ясное, 100%-ное зрение может быть у каждого. Излечимы: катаракта, глаукома, близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Офтанорм – уникальная разработка, призванная помочь тем, кто еще не потерял надежду восстановить здоровое зрение без операций. Принцип воздействия, по которому работает Офтанорм, разрабатывался японскими учеными в течение 10 лет. Доктора предусмотрели все изменения, происходящие со зрением, и дали здоровый ответ на многие больные вопросы – Офтанорм. КОНСУЛЬТАЦИИ БЕСПЛАТНО. (485) 380-29-29».
Из рекламы аппарата «Офтанорм» следует, что данный аппарат обладает лечебными свойствами и может применяться в медицинских целях при заболеваниях глаз человека, в том числе катаракте, глаукоме, близорукости, дальнозоркости, астигматизме.
В соответствии с регистрационным удостоверением №ФСР 2007/01281 от 03.12.2007 г. «Аппарат цветотерапии светодиодный для воздействия БАТ И БАЗ портативный в следующих исполнениях: «ОФТАНОРМ» и «ОФТАНОРМ-МАГ» по ТУ 9444-020-07543077-2007», отечественного производителя ОАО «Научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов» зарегистрирован на территории Российской Федерации в установленном порядке в качестве изделия медицинского назначения.
Согласно письму Росздравнадзора (исх. № 09-Т-3279 от 02.11.2009) аппараты «ОФТАНОРМ» и «ОФТАНОРМ-МАГ» предназначены для лечения излучением электромагнитных волн инфракрасного и видимого диапазонов при воздействии на биологически активные точки и биологически активные зоны тела человека. Информации о терапевтическом эффекте при использовании данных аппаратов для лечения глаз Росздравнадзор не обладает.
Таким образом, в рекламе содержатся недостоверные сведения о назначении аппарата «Офтанорм».
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 5 Федерального закона о 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
На аппарат «Офтанорм» не имеется утвержденной в установленном порядке инструкции по его применению и использованию.
Следовательно, реклама аппарата «Офтанорм», распространявшаяся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., содержит нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Анализ рекламы показывает, что аппарат «Офтанорм» гарантированно окажет положительное воздействие на глаза при заболеваниях и восстановит зрение без операций.
Из рекламы четко следует, что применение аппарата «Офтанорм» излечит катаракту, глаукому, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, тем самым гарантируя его положительное действие на заболевание и эффективность.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» требования пункта 8 части 1 статьи 24 настоящего закона распространяются также на рекламу медицинской техники.
Следовательно, реклама аппарата «Офтанорм», распространявшаяся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., содержит нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по производству медицинской техники подлежит обязательному лицензированию.
Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
ООО «Квадрига» лицензии на производство аппаратов «ОФТАНОРМ» и «ОФТАНОРМ-МАГ» в ФАС России не представило.
ЗАО «Аргументы и факты» и ООО «РОССТ» представили лицензию на производство аппарата № 99-03-001701 от 27.10.2009 года.
Вместе с тем, реклама аппарата «Офтанорм» распространялась в марте 2009 г., соответственно, на момент распространения рекламы аппарата лицензия на его производство отсутствовала.
Таким образом, указанная реклама аппарата «Офтанорм», распространявшаяся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., содержит нарушения части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, пункта 8 части 1, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, части 7 статьи 7, пункта 8 части 1, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Квадрига».
Согласно договору № 13 от 16.01.2009 ООО «Квадрига» заказало ООО «РОССТ» размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) ООО «Квадрига» в средствах массовой информации.
В свою очередь, ООО «РОССТ» заключило с ЗАО «Аргументы и факты» договор № 362/08 от 08.01.2008, в рамках которого ЗАО «Аргументы и факты» обязано оказать ООО «РОССТ» комплекс рекламных услуг для публикации в еженедельнике «Аргументы и факты».
Согласно платежным поручениям №№ 185 и 186 ООО «Квадрига» оплатило размещение рекламы прибора «Офтанорм» в газете «Аргументы и факты» № 11 в марте 2009 года.
Таким образом, рекламораспространителями указанной рекламы являются ЗАО «Аргументы и факты» (адрес: ул. Мясницкая, д.42, г. Москва, 101000, ИНН 7701103751, ОГРН 1027700459379) и ООО «РОССТ» (адрес: Б. Факельный пер., д. 2/22, г. Москва, 109004, ИНН 7709648316).
Руководствуясь частью 3 статьи 5, частью 7 статьи 7, пунктом 8 части 1, частью 6 статьи 24, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу аппарата «Офтанорм», распространявшуюся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о назначении аппарата «Офтанорм» и показаниях к его применению, поскольку аппарат предназначен для лечения излучением электромагнитных волн инфракрасного и видимого диапазонов при воздействии на биологически активные точки и биологически активные зоны тела человека и не предназначен при заболеваниях глаз человека, в том числе катаракте, глаукоме, близорукости, дальнозоркости, астигматизме, показания к его применению не подтверждены инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
2. Признать ненадлежащей рекламу аппарата «Офтанорм», распространявшуюся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе содержится информация, которая создает впечатление о том, что аппарат «Офтанорм» гарантированно окажет положительное воздействие на глаза при заболеваниях и восстановит зрение без операций.
3. Признать ненадлежащей рекламу аппарата «Офтанорм», распространявшуюся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», поскольку на момент распространения рекламы лицензия на производство аппарата «Офтанорм» отсутствовала.
4. Выдать ООО «Квадрига» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 8 части 1, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе аппарата «Офтанорм».
5. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 8 части 1, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе аппарата «Офтанорм».
6. Выдать ООО «РОССТ» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 8 части 1, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе аппарата «Офтанорм».
7. Предписания о прекращении нарушения части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» в рекламе аппарата «Офтанорм» ООО «Квадрига», ООО «РОССТ» и ЗАО «Аргументы и факты» не выдавать, поскольку на производство аппарата в настоящее время получена лицензия.
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Квадрига», ООО «РОССТ» и ЗАО «Аргументы и факты».

Решение изготовлено в полном объеме 3 февраля 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Н.Н. Карташов

И.И. Василенкова

Г.В. Пименов

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.09.48


21 января 2010 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 21 января 2010 г. по делу № РЦ.08.09.48 о признании ненадлежащей рекламы аппарата «Офтанорм», распространявшейся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Квадрига» (адрес: ул. Русаковская, д. 2/1, стр. 2, г. Москва, 107140, ОГРН 1077746263000, ИНН 7708626180) прекратить распространение рекламы аппарата «Офтанорм», в которой сообщаются несоответствующие действительности сведения о назначении аппарата и показаниях к его применению, неподтвержденных инструкцией, утвержденной в установленном порядке, а именно о том, что аппарат предназначен при заболеваниях глаз человека, в том числе катаракте, глаукоме, близорукости, дальнозоркости, астигматизме, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «Квадрига» прекратить распространение рекламы аппарата «Офтанорм», которая создает впечатление о том, что аппарат «Офтанорм» гарантированно окажет положительное воздействие на глаза при заболеваниях и восстановит зрение без операций, нарушающей требования пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ООО «Квадрига» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания до 31 марта 2010 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Н.Н. Карташов

И.И. Василенкова

Г.В. Пименов

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.09.48


21 января 2010 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 21 января 2010 г. по делу № РЦ.08.09.48 о признании ненадлежащей рекламы аппарата «Офтанорм», распространявшейся в газете «Аргументы и факты» № 11 за 11 - 17 марта 2009 г., и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «РОССТ» (адрес: Б. Факельный пер., д. 2/22, г. Москва, 109004, ИНН 7709648316) прекратить распространение рекламы аппарата «Офтанорм», в которой сообщаются несоответствующие действительности сведения о назначении аппарата и показаниях к его применению, неподтвержденных инструкцией, утвержденной в установленном порядке, а именно о том, что аппарат предназначен при заболеваниях глаз человека, в том числе катаракте, глаукоме, близорукости, дальнозоркости, астигматизме, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «РОССТ» прекратить распространение рекламы аппарата «Офтанорм», которая создает впечатление о том, что аппарат «Офтанорм» гарантированно окажет положительное воздействие на глаза при заболеваниях и восстановит зрение без операций, нарушающей требования пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ООО «РОССТ» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания до 31 марта 2010 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Н.Н. Карташов

И.И. Василенкова

Г.В. Пименов

 

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны