Разъяснение б/н Полный текст позиции ФАС России к созданию ОАО "Грузовая ком... от 27 сентября 2006 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководствуясь целями демонополизации сферы перевозок грузов железно-дорожным транспортом и развития конкуренции в этой сфере, Федеральная антимонопольная служба поддержала предложения ОАО "РЖД" о создании ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" в форме компании - оператора под-вижного состава.
Действующий Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (ст. 11) и сложившаяся за последние годы практика дают возможность гру-зоотправителям заявлять свои перевозки в вагонах различной принадлежно-сти (не только принадлежащих перевозчику на праве собственности). В на-стоящее время железнодорожными вагонами (наряду с ОАО "РЖД") владе-ют более 2100 компаний, которым принадлежат более 260 тыс. вагонов (примерно треть всего вагонного парка). Доля перевозок грузов, осуществ-ляемых в вагонах, не принадлежащих ОАО "РЖД", устойчиво растет в тече-ние 2001 - 2006 г.г. Этот рост отмечается по грузам всех тарифных классов, в том числе и низкостоимостных (уголь, руда железная, руда цветная и т.п.).
Среди собственников вагонов выделяются те из них, кто приобретает и экс-плуатирует вагоны не для перевозок собственных грузов, а для участия в пе-ревозочном процессе в качестве операторов подвижного состава. В 2001 - 2002 г.г. этот статус был присвоен МПС России 85 компаниям. Операторы подвижного состава сыграли ведущую роль в освоении прироста объема пе-ревозок и грузооборота на железных дорогах за последнюю пятилетку, вос-полнив своими инвестициями старение и выбытие вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" (МПС России).
Капиталовложения сторонних инвесторов в вагонный парк и предоставление их для перевозок грузов силами перевозчика ОАО "РЖД" является наиболее доступной сферой инвестирования в железнодорожный бизнес, способствует обновлению подвижного состава, росту маршрутизации перевозок, сниже-нию доли порожнего пробега в обороте грузового вагона, повышает безо-пасность перевозок и сохранность перевозимых грузов. Благодаря операто-рам подвижного состава, у грузовладельцев появился выбор логистических партнеров, по крайней мере, в части вагонной составляющей провозного тарифа.
В процессе развития бизнеса по предоставлению вагонов для железнодорож-ных перевозок в России сложился ряд экономически мощных фирм, способ-ных оказывать широкий спектр логистических услуг. Некоторые из них уже в настоящее время обоснованно претендуют на статус перевозчиков желез-нодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, возникновение и развитие операторских компаний на железнодорожном транспорте объективно способствует развитию конкуренции при перевозках грузов.
Вместе с тем эта поддержка связана с соблюдением ряда принципиальных условий поддержания стабильности на рынке перевозок грузов и развития конкуренции в этой сфере.
Важно, что ОАО "РЖД" были учтены претензии ФАС России по порядку функционирования таких компаний, как "Трансконтейнер" или ООО "Транслес" в части лишения грузоотправителя/грузополучателя права выбо-ра в получении услуги перевозки напрямую от "РЖД". Создание ОАО "Гру-зовая компания ОАО "РЖД" не освобождает перевозчика - ОАО "РЖД" от обязанности в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.
Важность соблюдения этого требования усиливается тем, что в настоящее время и в ближайшие годы ОАО "РЖД", будет оставаться единственным пе-ревозчиком, способным гарантировать обеспечение потребностей грузовла-дельцев различных регионов России в перевозках железнодорожным транс-портом общего пользования. Выполнение этой функции, аналогичной функ-циям гарантирующих поставщиков услуг в электроэнергетике и в области связи, подразумевает сохранение за ОАО "РЖД" некоторых ресурсов под-вижного состава, включая и вагоны, а также наличие договоров аренды или управления с ОАО "Грузовая компания", обеспечивающие обязанности пе-ревозчика по владению подвижным составом. На начальном этапе "Грузовая компания" будет оказывать услуги с использование лишь 10 тыс. вагонов.
Сфера деятельности операторов подвижного состава, к которым теперь при-соединяется Грузовая компания получит дальнейшее развитие с принятием акта Правительства РФ (Постановления), регулирующего основы деятельно-сти операторов железнодорожного подвижного состава и основные положе-ния договоров между перевозчиками общего пользования и операторами подвижного состава на железнодорожном транспорте (согласно Распоряжению Правительства РФ от 8 августа 2006 г. его принятие намечено на IV квартал 2006 года).
После принятия данного акта необходимо будет провести в соответствие с ним технологические регламенты, договора, соглашения между ОАО "РЖД" и его дочерними обществами, являющимися операторами подвижного соста-ва - ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "Рефсервис", ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД", а также распорядительных актов ОАО "РЖД", имеющихся на данный момент и посвященных регулированию взаимодействия ОАО "РЖД" как перевозчика и как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с операторами подвижного состава. По за-вершении этого этапа необходимо предоставить определенный период для восстановления или обновления договоров между операторскими компаниями (принадлежащими и не принадлежащими ОАО "РЖД") и ОАО "РЖД" на основе легитимной нормативной правовой базы.
Важно, что локомотивный парк и объекты инфраструктуры, погрузочные станции, вагоноремонтные предприятия остаются у ОАО "РЖД", что созда-ет предпосылки для обеспечения равных условий с другими операторскими компаниями. При согласовании образования ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" по линии антимонопольного контроля будут предусмотрены допол-нительные меры по недопущению ограничения конкуренции на рынке гру-зовых железнодорожных перевозок.
В частности, это касается недопущения в какой-либо форме (по негласному сговору или на основании договора, или распорядительного акта ОАО "РЖД") передачи со стороны ОАО "РЖД" - перевозчика или владельца ин-фраструктуры в пользу ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" своих функ-ций, выполняемых в обязательном порядке на основании Устава железнодо-рожного транспорта РФ и других нормативных правовых актов, подразуме-вающих информационный и/или административный контроль ОАО "Грузо-вая компания ОАО "РЖД" (или дающих возможность такого контроля) за деятельностью других компаний, не афиллированных с ОАО "РЖД" и рабо-тающих в той же области, что и ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД".
Комплекс обязательных к исполнению мер, направленных на развитие кон-куренции, будет направлен при создании ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" как вновь созданному обществу, так и учредителю - ОАО "РЖД".
При такой подготовке нормативной правовой базы и проработке организа-ционных вопросов создания ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" ФАС России не прогнозирует, что ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" сможет злоупотреблять своим доминирующим положением в области предоставле-ния вагонов под перевозки, осуществляемые ОАО "РЖД".
В дальнейшем ФАС России в соответствии с возложенными на него функ-циями будет отслеживать сохранение конкурентного баланса между ОАО "Грузовая компания ОАО "РЖД" и собственниками (операторами) подвиж-ного состава, не входящими в группу лиц ОАО "РЖД", и принимать меры, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны