Решение б/н Решение, предписание и постановление по делу по признакам на... от 26 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.11.42
09 ноября 2011 г. г. Москва


Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б.- заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Галкина О.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № РЦ.08.11.42 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на центральных телеканалах в мае 2011 года, рекламы автомобиля «SUZUKI SWIFT»,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» (адрес: 119435, г. Москва, Саввинская наб., д. 15, ИНН 7704558059, ОГРН 1057747112103), Баранова С.А. (доверенность № б/н от 01.11.2011),

УСТАНОВИЛА:


В эфире центральных телеканалов в маe 2011 г. осуществлялось распространение рекламы автомобиля «SUZUKI SWIFT» с указанием на возможность приобретения автомобиля в кредит.

В данной рекламе содержались следующие сведения: «НОВЫЙ SWIFT от 559 000 руб.*» под ценой автомобиля мелким шрифтом: «для комплектации GL MT», далее крупным шрифтом: «НОВЫЙ SWIFT Всё внимание к тебе» «SUZUKI Way of life www.suzuki-motor.ru».
Рекламный ролик завершает постер, который демонстрируется на экране в течении 5 секунд, с текстом следующего содержания:

Крупным шрифтом:
«Специальные условия по программе SUZUKI FINANCE ОТ 2,5%*».

Мелким нечитаемым шрифтом:
«Кредитование по программе Сузуки Финанс осуществляется банками ВТБ24 (ЗАО), ГПБ (ОАО), ЗАО «Райффайзенбанк» 2,5% - это расчётная величина, которая достигается за счёт снижения для клиента стоимости автомобиля, приобретаемого по программе Сузуки Финанс. В результате реализации программы Сузуки Финанс расходы клиента будут такими же, как если бы он взял кредит по ставке от 2,5% годовых в рублях на приобретение автомобиля по рекомендованной розничной цене, действительной на дату приобретения автомобиля, при оформлении кредита на срок 1 год, валюта кредит: рубли РФ, первоначальный взнос не менее 40% от стоимости автомобиля. Предложение действует с 10.02.2011 по 31.07.2011 года и распространяется на автомобили SUZUKI SWIFT, SX4 хэтчбек, Splash, Kizashi…».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие автокредит для приобретения автомобиля «SUZUKI SWIFT», формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рассматриваемой рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» выделено крупным шрифтом наиболее привлекательное для потребителей условие – процентная ставка от 2,5% годовых.
Вместе с тем иные условия, влияющие и определяющие стоимость автокредита и расходы по кредиту, в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» указаны формально и не могут быть восприняты потребителями, поскольку данные сведения предоставляются потребителям в течении пяти секунд и выполнены мелким нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию.
Указание в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» лишь отдельного условия автокредита само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT», распространявшейся в мае 2011 г. на центральных телеканалах, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 и статьёй 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» (адрес: 115054, г. Москва, Саввинская наб., д. 15, ИНН 7704558059, ОГРН 1057747112103).

Довод представителя ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» о том, что в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» содержатся все сведения об автокредите, не может быть принят во внимание, поскольку предоставляются потребителям в течение пяти секунд и выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию.
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия


РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространявшуюся на центральных телеканалах в мае 2011 года рекламу автомобиля «SUZUKI SWIFT», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления услуг ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС».
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся на центральных телеканалах в мае 2011 года рекламу автомобиля «SUZUKI SWIFT», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.
3. Выдать ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС».
Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу РЦ.08.11.42
об административном правонарушении
22 декабря 2011 г. г. Москва


Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № РЦ.08.11.42, возбужденного в отношении ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» (адрес: 119435, г. Москва, Саввинская наб., д. 15, ИНН 7704558059, ОГРН 1057747112103), в присутствии представителя ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» – Баранова С.А. (доверенность № б/н от 01.11.2011),
УСТАНОВИЛ:
В эфире центральных телеканалов в маe 2011 г. осуществлялось распространение рекламы автомобиля «SUZUKI SWIFT» с указанием на возможность приобретения автомобиля в кредит.

В данной рекламе содержались следующие сведения: «НОВЫЙ SWIFT от 559 000 руб.*» под ценой автомобиля мелким шрифтом: «для комплектации GL MT», далее крупным шрифтом: «НОВЫЙ SWIFT Всё внимание к тебе» «SUZUKI Way of life www.suzuki-motor.ru».
Рекламный ролик завершает постер, который демонстрируется на экране в течение 5 секунд, с текстом следующего содержания:
Крупным шрифтом:
«Специальные условия по программе SUZUKI FINANCE ОТ 2,5%*».
Мелким нечитаемым шрифтом:
«Кредитование по программе Сузуки Финанс осуществляется банками ВТБ24 (ЗАО), ГПБ (ОАО), ЗАО «Райффайзенбанк» 2,5% - это расчётная величина, которая достигается за счёт снижения для клиента стоимости автомобиля, приобретаемого по программе Сузуки Финанс. В результате реализации программы Сузуки Финанс расходы клиента будут такими же, как если бы он взял кредит по ставке от 2,5% годовых в рублях на приобретение автомобиля по рекомендованной розничной цене, действительной на дату приобретения автомобиля, при оформлении кредита на срок 1 год, валюта кредит: рубли РФ, первоначальный взнос не менее 40% от стоимости автомобиля. Предложение действует с 10.02.2011 по 31.07.2011 года и распространяется на автомобили SUZUKI SWIFT, SX4 хэтчбек, Splash, Kizashi…».
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.

Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие автокредит для приобретения автомобиля «SUZUKI SWIFT», формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рассматриваемой рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» выделено крупным шрифтом наиболее привлекательное для потребителей условие – процентная ставка от 2,5% годовых.
Вместе с тем иные условия, влияющие и определяющие стоимость автокредита и расходы по кредиту, в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» указаны формально и не могут быть восприняты потребителями, поскольку данные сведения предоставляются потребителям в течение пяти секунд и выполнены мелким нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию.
Указание в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» лишь отдельного условия автокредита само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, реклама автомобиля «SUZUKI SWIFT», распространявшаяся в мае 2011 г. на центральных телеканалах, нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в силу части 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ненадлежащей.
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 и статьёй 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» (адрес: 115054, г. Москва, Саввинская наб., д. 15, ИНН 7704558059, ОГРН 1057747112103).

ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы автомобиля «SUZUKI SWIFT» с указанием на возможность приобретения автомобиля в кредит на специальных условиях от 2,5% годовых, распространявшейся в мае 2011 г. на центральных телеканалах в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь частью 4 статьи 3, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


ПОСТАНОВИЛ:


1. Применить к ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» меры административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере _____________________ тысяч рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (для ФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 116 26000 01 0000 140
ОКАТО 45286575000

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» просьба представить в Федеральное антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП.

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.11.42
09 ноября 2011 г. г. Москва


Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Галкина О.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 09 ноября 2011 г. по делу № РЦ.08.11.42 о признании ненадлежащей рекламы автомобиля «SUZUKI SWIFT», распространявшейся на центральных телеканалах в мае 2011 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:


1. ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» (адрес: 115054, г. Москва, Саввинская наб., д. 15, ИНН 7704558059, ОГРН 1057747112103) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT», выразившееся в отсутствии части существенной информации об условиях продажи ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» автомобиля «SUZUKI SWIFT» на условиях специального кредита 4,9 % годовых.

2. ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» (адрес: 115054, г. Москва, Саввинская наб., д. 15, ИНН 7704558059, ОГРН 1057747112103) прекратить нарушение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT», а именно, в рекламе автомобиля «SUZUKI SWIFT» при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.

Срок исполнения предписания 20 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания до 30 декабря 2011 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны