Решение б/н Решение по делу, возбужденному в отношении ООО «Травы Примор... от 6 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

14 мая 2012 г.                                                                                   

г. Владивосток

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

Кромской С.В., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Марченко Н.Б. главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Рязанова А.А., специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

рассмотрев 11.05.2012 года дело № 17/07-2012, по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в еженедельнике «Аргументы и факты. Приморье» рекламы препаратов, реализуемых компании «Травы Приморья ДВ», создающей впечатление о том, что они обладают лечебными свойствами и содержащей ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких препаратов,

в присутствии представителя

заявителя - Управления Росздравнадзора по Приморскому краю –  ведущего специалиста-эксперта Нифантовой Т.В. (доверенность от 19.03.2012),

в отсутствии представителей:

лица, в отношении которого возбуждено дело – общества с ограниченной ответственностью «Травы Приморья ДВ» (далее также – ООО «Травы Приморья ДВ», Общество), уведомленного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.12.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило заявление Управления Росздравнадзора по Приморскому краю, в котором сообщалось о распространении в еженедельнике «Аргументы и факты. Приморье» № 41 (1614) от 12.10.2011 на стр. 19 ненадлежащей рекламы продукции компании «Травы Приморья ДВ».

В результате исследования поступивших материалов установлено, что на стр. 19 еженедельника «Аргументы и факты. Приморье» № 41 (1614) от 12.10.2011 с пометкой «реклама» опубликована статья под названием «Травы Приморья», в которой сообщается о компании «Травы Приморья», как о компании, «…опыт и знания которой помогли многим пациентам справиться с очень сложными заболеваниями» и о препаратах (мази, настойки, вытяжки, сборы трав), которые данная компания рекомендует для лечения различных заболеваний, в т.ч. хронического простатита, алкогольной зависимости, заболеваний щитовидной железы, вирусных форм гепатита А,В,С и онкологических заболеваний.

В качестве средства, предназначенного для лечения импотенции, в статье рекламируется комплексная настойка на основе лекарственных трав (заманиха высокая, кубышка желтая, аралия маньчжурская, тысячелистник), которая, как следует из текста рекламы «… помогает … восстановить половую функцию, … справиться с воспалительными процессами мочеполовой системы, восстанавливает функцию предстательной железы, помогает справиться с хроническим простатитом, подавляет всплески инфекционных заболеваний».

Указанная информация создает впечатление о том, что данная настойка является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами.

Такое же впечатление создает информация, содержащаяся в рекламе комплексной настойки из корней любистока, кукольника и копытня европейского, которая, как следует из текста, используется «…для лечения алкогольной зависимости». Кроме того в рекламе указанной настойки содержится две ссылки на конкретные случаи излечения людей.

Также в рассматриваемой статье  в качестве средств, используемых для лечения щитовидной железы без гормональной терапии, рекламируются  сбор лекарственных трав, настойка лапчатки белой, настойка звездчатки обыкновенной, вытяжка мухомора и мазь «Болиголова». Поскольку в тексте рекламы  сообщается, что за три месяца лечения данными препаратами можно полностью справиться с заболеваниями щитовидной железы, то у потребителя создается впечатление о том, что указанные препараты являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами.

В опубликованной в данной статье рекламе настойки Шиитаке сообщается, что она «..очень хорошо зарекомендовала себя в лечении вирусных форм гепатита А,В,С. Пациенты, принимающие препарат «Настойка Шиитаке 15%» в лечении вирусных форм гепатитов… добились следующих статистических данных: 95% пациентов… справились с недугом. Оставшиеся 5% на сегодняшний день продолжают курсы лечения (у них отмечается положительная динамика назначенного лечения)…  по онкологическим заболеваниям из 100 пациентов с онкологией от 3-й до 4-й стадии справились со злостным заболеванием 90 человек. … В области доброкачественных опухолей, таких как мастопатия, миома, аденома, липома, кистозные образования, гарантия результатов составляет до 100%.».

Указанная информация у потребителей также создает впечатление о том, что настойка Шиитаке является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами.

Кроме того при рекламировании настойки Шиитаке компания «Травы Приморья» позиционируется как «Институт лекарственных трав» («Последнее открытие нашего института лекарственных трав – настойка Шиитаке») и сообщается, что данная настойка исследовалась компанией «Травы Приморья» «…в лабораториях совместно с Национальным исследовательским клинико-диагностическим центром в Токио». Поскольку данная информация создает у потребителя представление о том, что компания «Травы Приморья» является неким исследовательским институтом лекарственных трав, сотрудничающим с Национальным исследовательским клинико-диагностическим центром в Токио, то ее достоверность  требует документального подтверждения.

Из информации, представленной рекламораспространителем – ЗАО «Аргументы и факты», следует, что рекламодателем статьи «Травы Приморья», опубликованной в выпуске еженедельника «Аргументы и факты. Приморье» № 41 (1614) от 12.10.2011, является общество с ограниченной ответственностью «Травы Приморья ДВ».

Согласно представленным ЗАО «Аргументы и факты» копиям свидетельств о государственной регистрации, все рекламируемые препараты зарегистрированы в качестве биологически активных добавок к пище (далее – БАД).

В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами (пункт 1) и содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок (пункт 2).

27.02.2012 Приморским УФАС России в отношении ООО «Травы Приморья ДВ» по признакам нарушения требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 17/07-2012. Определением от 27.02.2012 (исх. № 1201/07-2) дело назначено к рассмотрению на  26.03.2012, в дальнейшем, в связи с неявкой представителя ООО «Травы Приморья ДВ» рассмотрение дела № 17/07-2012 было отложено на 11.05.2012.

03.05.2012 и 05.05.2012 в адрес Приморского УФАС России по подведомственности из Ростовского и Мордовского Управлений Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба инициативной группы членов Национальной Ассоциации больных редкими заболеваниями на ненадлежащую рекламу компании «Травы Приморья ДВ», аналогичную по содержанию с рассматриваемой рекламой, опубликованную в газетах «Аргументы и факты» от 30.03.2012, «Труд» от 22.03.2011 и «Комсомольская правда» от 23.09.2011.

11.05.2012 представитель ООО «Травы Приморья ДВ» на рассмотрение дела не явился, документы и пояснения, запрошенные определениями от 27.02.2012 и 29.03.2012 и необходимые для разрешения дела, общество не представило.

В результате исследования материалов настоящего дела Комиссией установлено, что ООО «Травы Приморья ДВ» ликвидировано 26.04.2012, что подтверждается уведомлением межрайонной инспекции ФНС № 9 по Приморскому краю от 26.04.2012 № 3112598 о снятии ООО «Травы Приморья ДВ» с учета в налоговом органе на территории РФ и свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией ООО «Травы Приморья ДВ» 26.04.2012.

Также Комиссией установлено, что рекламируемые препараты не зарегистрированы на территории РФ ни в качестве биологически активных добавок, ни в качестве лекарственных средств. Свидетельства о государственной регистрации биологически активных добавок, копии которых рекламодатель ООО «Травы Приморья ДВ» представил в редакцию газеты «Аргументы и факты»,  являются подложными, поскольку, согласно данным Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, свидетельство на БАД настойка «Антиалкогольная» (с типографским номером бланка 0045445) в действительности выдано на БАД «ЛАЙФПАК ЮНИОР Будь Большим»; свидетельство на БАД настойка «Звездчатки» (типографский номер бланка 0075805) в действительности выдано на БАД «Биокомплекс «Нормофлорин-Д»; свидетельство на БАД настойка комплексная «Импотенция 30%» (типографский номер бланка 0039773) в действительности выдано на БАД «Менанорм»; свидетельство на БАД настойка «Лапчатки обыкновенной» (типографский номер бланка 069400) в действительности выдано на БАД «Шугар Бэланс»; свидетельство на БАД настойка «Шиитаке» (типографский номер бланка 0055075) в действительности выдано на жидкую эссенцию для тонких окрашенных волос «2.8» серии «SP» для профессионального применения; свидетельство на БАД фито-чай «Щитовидная железа» (типографский номер бланка 069494) в действительности выдано на БАД «ФЭТ Грабберс», а свидетельство на БАД вытяжка «Мухомора красного» с типографским номером бланка 0053685 в Реестре не значится т.к. ни на какую продукцию не выдавалось.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что рекламируемые препараты не являются биологически активными добавками, Комиссия считает, что норма ФЗ «О рекламе», по которой было возбуждено рассматриваемое дело (пункт 1 и пункт 2 части 1 статьи 25) подлежит переквалификации, в связи с чем отмечает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе назначении и потребительских свойствах (пункт 2), а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (пункт 20).

Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверность содержащейся в рекламе информации о характеристиках, назначении, потребительских свойствах и эффективности рекламируемых настоек для лечения импотенции, алкогольной зависимости, щитовидной железы и настойки «Шиитаке» не нашла своего подтверждении, Комиссия пришла к заключению, что данная реклама противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Так как ООО «Травы Приморья ДВ» документально не подтвердило достоверность информации о том, что оно является исследовательским институтом лекарственных трав, сотрудничающим с Национальным исследовательским клинико-диагностическим центром в Токио, то в данной части указанная рекламная информация признается противоречащей пункту 20 части 3 статьи 5.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается  указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что рекламируемые препараты в качестве лекарственных средств не зарегистрированы, а в рекламе указывается на их лечебные свойства и создается впечатление о том, что они являются лекарственными средствами, которые в соответствии с законодательством РФ в обязательном порядке подлежат государственной регистрации, то данная реклама противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 5 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, противоречит требованиям пунктов 2 и 20 части 3, пункту 6 части 5 статьи 5, а также пункту 5 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе», подпунктом «б» пункта 36 и пунктами 37-42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Травы Приморья», опубликованную в еженедельнике «Аргументы и факты. Приморье» от 12.10.2011  и 30.03.2012, в газете «Труд» от 22.03.2011 и газете «Комсомольская правда» от 23.09.2011, поскольку в ней были нарушены требования пунктов 2 и 20 части 3, пункту 6 части 5 статьи 5, а также пункту 5 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать редакции газеты «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Выдать редакции газеты «Труд» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Выдать редакции газеты «Комсомольская правда» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

5. В связи с ликвидацией ООО «Травы Приморья ДВ» производство по делу № 17/07-2012 прекратить.

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2012 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны