Аналитический отчет б/н Госзаказ на распутье. ФАС рассматривает 94-ФЗ как проект по ... от 12 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Автор: Елена Шмелева
"Российская Бизнес-газета" №806 (24)

Михаил Евраев, начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа

5 июля 2011 года в "Российской бизнес-газете" было опубликовано интервью с заместителем министра экономического развития России Алексеем Лихачевым "Потенциал 94-ФЗ исчерпан", в котором предлагалось закон о госзакупках отменить, а взамен принять закон о Федеральной контрактной системе. Федеральная антимонопольная служба придерживается иной точки зрения: закон 94-ФЗ нужно сохранить и развивать.
- Мы убеждены, что закон 94-ФЗ стал прорывным для нашей страны и принес много положительного в экономику. Благодаря закону сведения о закупках начали размещаться в электронной форме и появился общероссийский портал. С 1 января 2011 года вся информация о госзаказе размещается в режиме одного окна и нет необходимости просматривать многочисленные региональные сайты.
Второе: у нас появились электронные аукционы на ограниченном количестве площадок. Это означает, что все предприниматели страны встречаются всего на пяти площадках. А следовательно, мы получаем высокую ликвидность торгов и минимизацию рисков для электронного мошенничества. Электронные аукционы доказали свою эффективность как лекарство от сговора и инструмент достижения конкурентной среды при заранее заданном качестве. Сейчас на площадках аккредитованы и работают уже более 100 тысяч предпринимателей, и их количество каждый день увеличивается. Через год мы ожидаем увидеть 200-250 тысяч компаний, принимающих участие в электронных аукционах. Фактически в сфере госзаказа создано единое экономическое пространство.
Кроме того, это огромный технологический прорыв, поскольку работа с Интернетом и использование ЭЦП (электронной цифровой подписи) пришли практически в каждый поселок. Если два года назад словосочетание "электронная цифровая подпись" вызывало у людей непонимание, то сегодня это уже стало для всех обычным делом. В том числе поэтому мы даже один из наших слайдов концепции по дальнейшему совершенствованию системы госзаказа назвали "94-ФЗ - как проект по модернизации экономики страны". Несколько громко, конечно, но по существу ведь так оно и есть.
Благодаря 94-ФЗ появилась процедура обжалования, и предприниматели могут защитить свои права всего за пять рабочих дней, чего даже близко нет ни в одной другой сфере экономики нашей страны. Так, в прошлом году к нам поступило 28 тысяч жалоб, из них около 50% было признано обоснованными, а это означает, что права предпринимателей были восстановлены и компании смогли принять участие в госзаказе.
Также в 94-ФЗ был установлен запрет на выставление произвольных требований к участникам, а также введен принцип твердой цены контракта, благодаря которому у нас перестала необузданно расти стоимость контрактов. Мы с вами прекрасно понимаем, что если у заказчика и поставщика будет возможность соглашением сторон поменять, как это предлагают некоторые наши коллеги, условия контракта, то это всегда будет происходить, причем в сторону увеличения его стоимости. Причем обосновать можно любые изменения. Так, в сфере строительства изменение стоимости объекта - вопрос исключительно профессионализма сметчиков. Один и тот же объект можно построить за сумму в два раза больше и в два раза меньше.
И это далеко не полный перечень законодательных новелл, введенных законом. Конечно, были и ошибки - например, страхование ответственности как форма обеспечения обязательств по контракту приводила к некачественному их исполнению и поэтому была исключена из закона.
Но в целом за прошедшие 6 лет с момента принятия 94-ФЗ мы просто уже привыкли к нормам, которые обеспечивают нормальную конкурентную среду, и нам кажется дикостью, что может быть по-другому. Однако риски реставрации прошлого в сфере госзаказа еще остаются, и мы должны ценить и защищать достижения последних лет.
- Но остаются и проблемы?
- Безусловно, и их не мало. В соответствии с поручениями президента и правительства мы в марте 2011 года разработали концепцию реформирования системы госзаказа, начав именно с инвентаризации имеющихся проблем и наметив пути их решения.
В настоящее время мы заканчиваем подготовку разработанного на основе данной концепции законопроекта о совершенствовании системы госзаказа, в т.ч. предполагающего внесение изменений в Бюджетный кодекс, 94-ФЗ и Гражданский кодекс. По сути, это "три кита" федеральной контрактной системы нашей страны.
- Вы имеете в виду закон о ФКС?
В том-то и дело, что нет. Это сейчас весьма распространенная путаница, возникшая в связи с тем, что у нас с вами есть план о создании ФКС, одобренный в правительстве, а есть подготовленная минэкономразвития концепция закона о ФКС. Названия совпадают, а суть совершенно разная.
Одобренный премьер-министром план о создании ФКС в рамках утвержденной концепции повышения эффективности бюджетных расходов на протяжении года разрабатывался и был согласован тремя ведомствами: минфином, минэкономразвития и ФАС. Это комплексный системный документ по созданию ФКС, реализация которого предусматривается в течение 2011-2012 гг. Ключевые его направления - внесение законодательных изменений и принятие актов правительства, направленных на устранение существующих разрывов между БК, 94-ФЗ и ГК как составными частями имеющейся федеральной контрактной системы, значительно повысив, таким образом, ее качество. В результате реализация данного плана приведет к получению единого замкнутого цикла госзакупок, начиная от процесса планирования, заканчивая исполнением контракта и соотнесением полученных результатов к планируемым. И поэтому мы разрабатываемый нами законопроект тесно увязываем с реализацией плана по созданию ФКС, одобренного в правительстве.
- Если все это предусматривается планом о ФКС, о чем тогда концепция закона о ФКС минэкономразвития?
- Наши коллеги говорят о том, что процедуры 94-ФЗ не всегда приводят к желаемому результату, с чем, кстати, мы полностью согласны. Вместе с тем вывод из этого делается не о том, что надо к имеющимся процедурам добавить, например, планирование и оценку конечного результата, а о том, что процедуры надо во многом отменить, а в ряде случаев торги заменить конкурентными переговорами, - заказчик, мол, сам разберется, что и как ему делать (например, по его желанию, проводить электронный аукцион или нет), а мы должны смотреть на конечный результат, и если он плохой, то контролирующие или правоохранительные органы разберутся и заказчика накажут.
Только при этом нам надо понимать, что субъективизм в принятии решений у заказчика в отношении предпринимателей будет означать субъективизм в принятии решений и проведении оценки конечного результата и у контролирующих и правоохранительных органов исходя уже из их представлений "о добре и зле". По нашему мнению, это приведет не только к резкому росту коррупции и фактическому сокращению конкурентной среды, но и к произволу в отношении заказчиков и предпринимателей уже со стороны контролирующих и правоохранительных органов, чего также допускать нельзя.
Это с точки зрения экономической. А с точки зрения юридической нам предлагается отменить 94-ФЗ и заменить его другим "комплексным" законом. При этом непонятно, как один закон может заменить БК, 94-ФЗ и ГК. Потому что не бывает одного закона обо всем на свете. Но даже если представить себе, что с правовой точки зрения это возможно, то что это будет означать на практике?
Это будет означать отмену более 30 правительственных актов, принятых на основе 94-ФЗ, которые определяют в настоящее время всю инфраструктуру госзаказа. То есть автоматически будут признаны утратившими силу такие ключевые акты, как порядок оценки и составления заявок на конкурсе, порядок включения компаний в реестр недобросовестных поставщиков, порядок согласования единственного поставщика, нормативно-правовая основа для функционирования общероссийского портала и т.д. По сути, это приведет к развалу всей системы государственного и муниципального заказа в стране.
Согласитесь, странно после пяти лет кропотливой работы над созданием инфраструктуры госзаказа в стране начинать все делать заново.
Сейчас представители экономических ведомств других стран, известные экономисты приезжают и изучают наш российский опыт для внедрения у себя, а нам в концепции закона о ФКС предлагается отказаться от наших достижений и пойти копировать морально устаревшую зарубежную практику. Мы с таким подходом всегда в хвосте у других стран будем плестись.
Поэтому мы считаем, что принятие такого "закона о ФКС" неприемлемо. При этом еще раз отмечу, что ФКС надо выстраивать на основе одобренного премьер-министром плана о ФКС.
- А что вы можете сказать про критику 94-ФЗ?
- Есть критика объективная, а есть много мифов. Закон наступил на большое количество финансовых интересов как некоторых заказчиков, так и ряда крупных компаний, которые раньше снимали трубку телефона и договаривались друг с другом о госзаказе, а теперь им на электронный аукцион приходится ходить и конкурировать с другими компаниями. Конечно, энтузиазма у них это не вызывает.
- Чтобы нашим читателям было понятнее, приведите, пожалуйста, примеры таких мифов.
- Например, что на аукционы по строительству приходят компании-однодневки, хотя очевидно, что никакая фирма-однодневка не получит банковскую гарантию на 30% от стоимости контракта. Кроме того, компания должна еще представить документ о том, что она построила за последние 5 лет крупный объект (стоимость которого не менее 20% от той стоимости, на которую она претендует) и соответствующий допуск СРО, при получении которого у компании проверяют ее квалификацию. Вряд ли после предоставления всех перечисленных документов компанию можно назвать "однодневкой". А если мы считаем, что допуск СРО не работает, то надо либо его отменять, либо совершенствовать его предоставление.
Другой миф о том, что победитель на аукционах определяется по цене, а критерий качества при оценке не учитывается. Дело в том, что качество на электронном аукционе является не критерием оценки, а обязательным критерием допуска и участник не может предложить качество ниже, чем оно установлено самим заказчиком в ПСД, - его заявка тогда не будет допущена.
А что касается снижения цены, то 94-ФЗ нацелен на результат, а не на процесс. Во-первых, начальная цена может существенно отличаться от действительной. Во-вторых, заказчик не должен принимать некачественные работы. А если компания качественно и недорого исполняет контракт (и таких примеров много), этому можно только радоваться - появляется больше возможностей для строительства инфраструктуры или закупки необходимых товаров.
Кстати, таких возможностей за пять лет работы закона у нас появилось на 1,13 трлн рублей (полученная экономия бюджетных средств). И, конечно, можно сказать, что в каких-то случаях начальная цена была просто несколько завышена, но ведь без конкурентных процедур закона конечная цена была бы равна начальной - как это было до принятия 94-ФЗ. И эти деньги в любом случае ушли бы из бюджета.
Недавно мы провели очень интересный опрос, в котором приняли участие только строительные компании (более 2 тысяч). В 59 % случаев они отметили, что электронный аукцион расширил их возможности участия в госзаказе. 51% ответили, что уровень коррупции снизился и только 7% - что увеличился. И при этом две трети компаний поддержало электронный аукцион, а не конкурс.
Это мнение бизнеса, который судит не по красивым словам, а по делам.
- А какие основные проблемы в сфере госзаказа и пути их решения вы могли бы выделить?
Первая проблема - уровень профессионализма заказчиков. У нас примерно 220 тыс. заказчиков, а должно быть не более 2-3 тыс. уполномоченных органов, через которые и должно осуществляться размещение заказов, т.к. мы не можем сосредоточить у каждого заказчика профессионалов, которые бы прекрасно разбирались в товарах, работах и услугах, да еще вдобавок и в нормах конкурентного законодательства.
Многие субъекты РФ работают через уполномоченные органы, которые помогают заказчику грамотно сформировать техническое здание и проводят электронный аукцион. И в этих субъектах проблем нет. А в других субъектах - где нет уполномоченных органов и где больницы самостоятельно формируют требования к продуктам для пациентов и определяют, что такое хороший сыр, а что такое плохой, - всегда проблемы. Да и вообще цель создания больницы была другой - не проведение торгов.
Работа в сфере госзаказа - это такая же профессиональная деятельность, как и работа хирурга. Поэтому мы предлагаем работать через такие уполномоченные органы на всех уровнях власти. Это существенно повысит качество конечного результата.
Должны быть типовые стандарты качества и типовые спецификации, чтобы заказчики не ломали голову, какие требования им предъявить к продукции.
Уполномоченные органы в субъектах сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны профильных комитетов администраций, не желающих расставаться с контролем над финансовыми потоками. И мы считаем, что уполномоченные органы как раз те самые столпы, на которых должна выстраиваться система госзаказа. Это профессионалы, которые должны формировать результат и нести за него ответственность.
- А вопросы, связанные с совершенствованием финансовой ответственности по контракту?
- В первую очередь необходимо навести порядок с предоставлением поручительства, исключив случаи мошенничества в данной сфере.
Мы должны иметь качественную финансовую мотивацию, поскольку для предпринимателей это самый главный ориентир в их работе. Если компания знает, что при некачественной работе она понесет финансовые убытки, то она сделает все для надлежащего исполнения контракта.
Также необходимо для надлежащего исполнения контракта детализировать нормы про приемку и обязательное его сопровождение со стороны заказчика.
Помимо финансовой мотивации со стороны участника мы должны вводить финансовую мотивацию для добросовестно работающих должностных лиц заказчика.
Грамотных заказчиков, которые квалифицированно, добросовестно работают, у нас уже большое количество, и необходимо поощрять таких людей.
Требует совершенствования вся система конкурсов, потому что на конкурсах есть субъективный критерий в 20 или 45 процентов и заказчик может поставить компании с хорошей квалификацией оценку "ноль", а недавно образованной компании, "близкой" к заказчику, поставить максимальный балл. Это ненормально, и нам нужно стараться субъективный критерий частично перевести в объективную составляющую с тем, чтобы получать более конкурентную среду. Я имею в виду в первую очередь такие сферы, как размещение заказов на НИОКРы, экспертизу, проектирование, консалтинг, юридические услуги и т.д.
Кроме того, надо ввести дополнительные требования к профессионализму поставщиков. У нас с вами уже есть специальная предквалификация в сфере строительства - о том, что компания, которая претендует на строительство объекта, начальная цена которого начинается от 50 миллионов рублей и более, должна за последние пять лет сдать объект в эксплуатацию, стоимость которого не менее 20% от той стоимости, на которую он претендует. Норма работает эффективно, и было бы правильно распространить данный опыт и на другие сферы закупок.
Также необходимо ввести быструю (в течение 10 дней) процедуру расторжения контракта через институт межведомственных комиссий, которые бы не позволяли осуществлять произвол в отношении предпринимателей, но в то же время решали вопрос с быстрым расторжением при ненадлежащем исполнении контракта.
Мы должны выстраивать систему таким образом, чтобы она была сбалансирована между правами и обязанностями заказчика и поставщика.
- Вы направляли свою концепцию совершенствования системы госзаказа в регионы?
- Конечно. Мы получили поддержку более 50 субъектов РФ и только 4 отрицательных отзыва. Кроме того, мы детально обсуждали нашу концепцию с организациями малого и среднего бизнеса и получили одобрение с их стороны. При этом, когда мы рассматривали систему закупок в других странах, - к примеру, работу ФКС США, то выяснилось, что там нет единого "общеамериканского" портала по госзаказу, а жалобы предпринимателей на заказчиков рассматриваются до 100 дней с приостановлением торгов в отличие от 5-дневного срока в нашей стране. Можно себе представить лица наших заказчиков и предпринимателей, если бы мы в ФАС рассматривали жалобы в течение трех с половиной месяцев.
94-ФЗ - это как раз тот закон, который был создан с учетом нашего российского менталитета и целью которого было не только качественное исполнение контракта, но и создание конкурентной среды, и борьба с коррупцией. Конечно, за эти годы были и ошибки и еще далеко не все сделано, как надо. Но путь от коррупционной экономики к построению в сфере госзаказа конкурентной экономики пройден большой, и мы должны гордиться теми положительными результатами, которые у нас есть, и идти дальше по пути совершенствования законодательства и устранения имеющихся недостатков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны