Решение №Т-39/12 Решение и предписание по делу по жалобе ЗАО «Вектрон» от 30 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-39/12
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Вектрон»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров


Резолютивная часть оглашена 27.11.2012
В полном объеме изготовлено 30.11.2012

г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителя ЗАО «Вектрон»: Петрова С.Л. – доверенность № б/н от 06.11.2012; представителей Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области: Мизюковой А.В. – доверенность № 07-63 от 26.11.2012, Бодриевского А.В. - доверенность № 07-63 от 26.11.2012,
рассмотрев жалобу ЗАО «Вектрон» на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (603022, г. Нижний Новгород, ул. М.Ямская, д. 78) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Вектрон» (Заявитель) вх. № 66767/12 от 19.11.2012 на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м., в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01).
Комиссия установила, что 31.08.2012 Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 130812/0029764/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (далее – Аукцион).
28.09.2012 в Нижегородское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Вектрон» на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области при проведении Аукциона в части утверждения документации об Аукционе, содержащей положения, нарушающие Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 (далее – Правила).
По результатам рассмотрения указанной жалобы Нижегородское УФАС России приняло решение от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12 признать жалобу обоснованной и выдало Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обязательное для исполнения предписание от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения Аукциона.
В соответствии с предписанием от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12 Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области были внесены изменения в документацию об Аукционе. Однако по состоянию на 09.10.2012 истек установленный документацией об Аукционе срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, у Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отсутствовала техническая возможность разместить на официальном сайте документацию об Аукционе с изменениями, внесенными в соответствии с предписанием от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12.
Таким образом, документация об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 была размещена Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на сайте www.torgi.gov.ru и опубликована в печатном издании во исполнение предписания от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12.
Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения жалобы в действиях Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, как организатора торгов, установлены иные нарушения процедуры торгов.
Согласно пункта 6 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38.2 ЗК РФ аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 ЗК РФ с учетом положений статьи 38.2 ЗК РФ.
Частью 1 статьи 38.1 ЗК РФ установлено, что аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Согласно части 9 статьи 38.1 ЗК РФ организатор торгов размещает извещение о проведении аукциона на сайте torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Комиссией установлено, что Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области извещение о проведении аукциона с реестровым номером № 151012/0029764/01 не оформлялось.
В размещенной на сайте torgi.gov.ru информации об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 не отражены сведения, которые в соответствии с частью 3 статьи 38.2 ЗК РФ в обязательном порядке должны быть указаны в извещении о проведении аукциона, а именно:
1) цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади;
2) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
4) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
В аукционной документации, с изменениями, установленными распоряжением Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 15.10.2012 № 311-05-09-1902/12, утвержден порядок проведения торгов. Аукционная документация содержит информацию о 14-ти земельных участках, частично обремененных вхождением в охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, водоохранную зону реки Кова, а также устанавливает цену выкупа указанных земельных участков в расчете на единицу площади, установленной организатором торгов.
Однако подпунктом 2 пункта 3 статьи 38.2 ЗК РФ определено, что в извещении о проведении торгов указывается цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 ЗК РФ и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади.
Следовательно, в извещении о проведении торгов должна быть указана цена выкупа земельных участков, сформированных в границах ранее предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельного участка после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, а не цена выкупа земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Исходя из положений документации об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01, Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на основании отчета независимого оценщика о проведении рыночной оценки, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, установлена цена выкупа 14 земельных участков в расчете на единицу площади.
Таким образом, информация размещенная организатором торгов на сайте torgi.gov.ru (реестровый номер <...> /0029764/01) не соответствует требованиям части 3 статьи 38.2 ЗК РФ.
Кроме того, Нижегородское УФАС России по результатам рассмотрения дела № 1262-ФАС52/12 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции, признало Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и выдало Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить порядок определения обстоятельств, при которых возможно привлечение субарендаторов к комплексному освоению территории в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры в пределах земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, право аренды которых являлось предметом Аукциона; утвердить порядок принятия решения о привлечении потенциальных субарендаторов к комплексному освоению территории в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры в пределах указанных земельных участков; утвердить порядок конкурентного доступа потенциальных субарендаторов к возможности получения права субаренды к комплексному освоению территории в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры в пределах указанных земельных участков.
Исходя из положений части 2 статьи 30.2, части 1 статьи 38 ЗК РФ приобретение права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляется на аукционе, предметом которого может быть право на заключение договора аренды сформированного в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельного участка с установленными границами.
В соответствии с частью 1 статьи 38.2 аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, должно содержать, в том числе, сведения о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.
Таким образом, земельным законодательством Российской Федерации предусмотрена продажа на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Следовательно, в соответствии с требованиями земельного законодательства аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства должен проводиться в отношении каждого сформированного участка.
Торги, обязательные в силу закона, должны соответствовать действующему федеральному законодательству, в том числе требованиям Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В документации об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 определен один лот, в состав которого входят 14 земельных участков, прошедших кадастровый учет и имеющих кадастровые номера.
Включение в состав одного лота нескольких земельных участков привело к увеличению начального размера арендной платы, «шага аукциона», размера задатка для участия в торгах, что могло повлечь сокращение числа хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в торгах.
Кроме того, организатором аукциона с реестровым номером № 151012/0029764/01 не раскрыты требования к комплексному освоению земельных участков, право аренды которых является предметом указанного аукциона, что создает возможность для победителя аукциона отказаться от реализации предложений по планировке, межеванию, застройке территории в границах участков либо создает возможность организатору данного аукциона отказать победителю аукциона в утверждении представленных им предложений по планировке, межеванию, застройке территории в границах участков.
Таким образом, действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по включению в состав одного лота нескольких земельных участков, прошедших кадастровый учет, привели к ограничению конкуренции путем ограничения доступа к участию в Аукционе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Вектрон» вх. № 66767/12 от 19.11.2012 на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01) необоснованной.
2. Признать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области нарушившим статью 38.2 ЗК РФ при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01).
3. Признать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области нарушившим статью 17 Закона о защите конкуренции при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01).
4. Выдать Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, с учетом решения УФАС № __________ обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01).


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
№ Т-39/12
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов


«30» ноября 2012 г. г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия ФАС России)
на основании решения от 30.11.2012 № Т-39/12, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «Вектрон» на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (603022, г. Нижний Новгород, ул. М.Ямская, д. 78) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) в срок до ______.2012 аннулировать аукцион по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер <...> /0029764/01).
2. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны