Решение б/н Решение и предписание по делу по признакам нарушения законод... от 15 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.12.36

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № РЦ.08.12.36 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг АКБ «Инвестбанк» (ОАО) на станции метро Чеховская г. Москва с 01 апреля по 30 апреля 2012 года,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
АКБ «Инвестбанк» (ОАО) (адрес: ул. Гончарная, д. 12, г. Москва, 109240, ИНН 3900000866 ОГРН 1023900001070), <...> (доверенность № 1412-06/12 от 02.08.2012),
УСТАНОВИЛА:
На стене тоннеля эскалаторного схода на станции метрополитена Чеховская в г. Москве с 01 апреля по 30 апреля 2012 года размещался щит с рекламой финансовых услуг АКБ «Инвестбанк» ОАО (далее – Банк) с информацией о кредите по ставке от 15%.
С рекламой финансовых услуг на данном щите могут ознакомиться только пассажиры, находящиеся на эскалаторе. При этом расположение щита с рекламой Банка на стене туннеля не позволяет пассажирам, находящимся в вестибюлях метрополитена, ознакомиться с рекламной информацией.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.
На рекламном щите с рекламой финансовой услуги под условным названием кредит по ставке от 15 % крупным шрифтом указано:
«ИНВЕСТБАНК. КРЕДИТЫ до 1 млн. руб. большие деньги. От 15% маленькие ставки».
В нижней части рекламного щита указана информация с условиями предоставления кредита, где мелким шрифтом сообщались иные условия, влияющие или определяющие стоимость кредита и расходы по нему.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рекламе данного кредита выделено крупным шрифтом наиболее привлекательное для потребителей условие – процентная ставка от 15 % годовых. Данная процентная ставка может восприниматься потребителями, находящимися на эскалаторе, без затруднений.
Вместе с тем движение эскалатора не позволяет пассажирам ознакомиться с иными условиями, изложенными в рекламе мелким шрифтом, и соответственно, данные условия не доводятся до сведения потребителей в условиях движения на эскалаторе.
Указание в рекламе кредита по ставке от 15 % лишь отдельного условия кредита само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе кредита по ставке от 15 % годовых не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Таким образом, в указанной рекламе кредита по ставке от 15 % годовых, распространявшейся на рекламном щите с 01 апреля по 30 апреля 2012 года на стенах тоннеля эскалаторного схода на станции метрополитена Чеховская в г. Москве, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АКБ «Инвестбанк» (ОАО) (адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, г. Москва, 109240).

Довод представителя АКБ «Инвестбанк» (ОАО) о том, что в рекламе на рекламных щитах кредита по ставке от 15 % годовых содержатся все сведения о кредите, не может быть принят во внимание, поскольку предоставляются потребителям ненадлежащим образом, движение эскалатора не позволяет пассажирам ознакомиться с иными условиями, изложенными в рекламе мелким шрифтом.
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся на стенах тоннеля эскалаторного схода на станции метрополитена Чеховская в г. Москве с 01 апреля по 30 апреля 2012 года рекламу кредита по ставке от 15 % годовых, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях кредита при ставке 15% годовых, потребители вводятся в заблуждение относительно условий кредита.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся на стенах тоннеля эскалаторного схода на станции метрополитена Чеховская в г. Москве с 01 апреля по 30 апреля 2012 года рекламу кредита по ставке от 15 % годовых, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе кредита по ставке от 15% годовых при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.
3. Выдать АКБ «Инвестбанк» (ОАО) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - АКБ «Инвестбанк» (ОАО).
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.12.36

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 09 августа 2012 г. по делу № РЦ.08.12.36 о признании ненадлежащей рекламы кредита по ставке от 15% годовых, распространявшейся на рекламном щите стене тоннеля эскалаторного схода на станции метрополитена Чеховская в г. Москве с 01 апреля по 30 апреля 2012 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АКБ «Инвестбанк» (ОАО) (адрес: ул. Гончарная, д. 12, г. Москва, 109240, ИНН 3900000866 ОГРН 1023900001070) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе кредита по ставке от 15 % годовых, выразившееся в отсутствии части существенной информации об условиях кредита при ставке 15% годовых, что вводит потребителей в заблуждение относительно условий кредита.
.

2. АКБ «Инвестбанк» (ОАО) (адрес: ул. Гончарная, д. 12, г. Москва, 109240, ИНН 3900000866 ОГРН 1023900001070) прекратить нарушение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе кредита по ставке от 15 % годовых, а именно, в рекламе кредита по ставке от 15 % годовых при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.

Срок исполнения предписания 20 дней со дня получения настоящего предписания.

3. АКБ «Инвестбанк» (ОАО) представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1 и 2настоящего предписания до 30 сентября 2012 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны