Решение б/н Решение и предписание по делу по признакам нарушения законод... от 31 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.12.30

04 июля 2012 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № РЦ.08.12.30 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения посредством SMS-сообщений 11.05.2012 рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» по сети подвижной радиотелефонной связи,

в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ЗАО «Райффайзенбанк» (адрес: ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449) – <...> (доверенность № 2464 от 03.07.2012),

 

УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с указанием на признаки нарушения законодательства о рекламе при распространении 11.05.2012 рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством SMS-сообщения.
Гражданин указал, что 11.05.2012 на его телефонный номер <...> ), зарегистрированный в сети ОАО «МТС», пришло SMS-сообщение рекламного характера от ЗАО «Райффайзенбанк» с текстом – «Уважаемый клиент! Узнайте условия предварительно одобренной Вам кредитной карты с лимитом 133000 рублей в новом разделе Интернет-банка Raiffeisen CONNECT Предложения для Вас. Воспользуйтесь предложением до 31.05.2012! ЗАО Райффайзенбанк».
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Гражданин в своем обращении указал, что согласие на получение рекламных сообщений не давал. Более того, 01.02.2012 при заключении договора на открытие счета с ЗАО «Райффайзенбанк» гражданин письменно отказался от получения какой-либо рекламной информации от ЗАО «Райффайзенбанк» на свой мобильный телефон.
Таким образом, распространение рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» посредством SMS-сообщения 11.05.2012 по сети подвижной радиотелефонной связи осуществлялось с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе») реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в ЗАО «Райффайзенбанк», формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
При указании одного из условий кредита – кредитного лимита, влияющего на его стоимость, в рекламе отсутствует информация об иных условиях кредита, определяющих стоимость кредита и расходы по кредиту, такие как срок и процентная ставка по кредиту.
Таким образом, распространение рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» посредством SMS-сообщения 11.05.2012 по сети подвижной радиотелефонной связи осуществлялось с признаками нарушения пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
По мнению ЗАО «Райффайзенбанк» информация о финансовой услуге ЗАО «Райффайзенбанк, распространявшеяся посредством SMS-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи не является рекламой. Указанное сообщение не направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое сообщение носит исключительно информационный характер, поскольку направлено в соответствии с условиями договора, согласно которым клиент дал своё согласие на получение SMS-сообщений от ЗАО «Райффайзенбанк».
Однако данный довод не основан на нормах права.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация в SMS-сообщении с финансовой услугой ЗАО «Райффайзенбанк», распространявшаяся посредством SMS-сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи, полностью соответствует законодательному понятию «реклама», поскольку адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формированию интереса к услугам ЗАО «Райффайзенбанк.
Согласно пункту 2.14 Общих условий Банк вправе отправлять на указанный клиентом в анкете/заявлении, иных документах, представленных клиентом в Банк: номер мобильного телефона - SMS-сообщения уведомительного характера, содержащие информацию о размере текущей и просроченной задолженности, а также иную информацию, касающуюся услуг, предоставляемых клиенту.
Однако гражданин не заключал с ЗАО «Райффайзенбанк» договора на предоставление услуг кредитования.
Кроме того, гражданин в своём обращении указал и документально подтвердил, что 01.02.2012 при заключении договора на открытие счета с ЗАО «Райффайзенбанк» письменно отказался от получения какой-либо рекламной информации от ЗАО «Райффайзенбанк» на свой мобильный телефон.
Следовательно, ЗАО «Райффайзенбанк» осуществляло рассылку рекламных SMS-сообщений без предварительного согласия гражданина.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель не несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 28 Федерального закона «О рекламе».
ЗАО «Райффайзенбанк» (адрес: ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449) является рекламодателем и рекламораспространителем.

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся рекламу финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» посредством SMS-сообщения 11.05.2012 по сети подвижной радиотелефонной связи, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» без получения предварительного согласия абонента.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся рекламу финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» посредством SMS-сообщений 11.05.2012 по сети подвижной радиотелефонной связи, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.
3. Выдать ЗАО «Райффайзенбанк» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы – ЗАО «Райффайзенбанк».
Решение изготовлено в полном объеме 05 июля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.12.30

04 июля 2012 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 04 июля 2012 г. по делу № РЦ.08.12.30 о признании ненадлежащей рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк», распространявшейся по сети подвижной радиотелефонной связи посредством SMS-сообщения 11.05.2012, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО «Райффайзенбанк» (адрес: ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449) прекратить нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк», выразившееся в распространении рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» без получения предварительного согласия абонента.

2. ЗАО «Райффайзенбанк» (адрес: ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449) прекратить нарушение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк», выразившееся в распространении рекламы финансовой услуги ЗАО «Райффайзенбанк» при указании одного из условий кредита без приведения всех условий, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющих фактическую стоимость кредита.

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ЗАО «Райффайзенбанк» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания до 20 августа 2012 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны