Решение б/н Решение и предписание в отношении Федеральной службы по вете... от 9 февраля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/97-08


" ___ " __________ 200 _ г. г. Москва




Резолютивная часть решения оглашена " 09 " декабря 2008 г.

В полном объеме решение изготовлено " ___ " __________ 200 _ г.



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии - начальника Управления контроля органов власти Солонцовой Л.В., начальника отдела антимонопольного контроля органов власти Управления контроля органов власти Карабанова М.С., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти Управления контроля органов власти Кулиевой Д.Н., главного специалиста-эксперта отдела анализа рынка, реестров и НИОКР аналитического Управления Трофимовой Ю.В., заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи Яковенко Н.Ю., начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Ходыкиной Т.А., ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления Ласточкиной О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления Хомкаловой М.Г., рассмотрев дело № 1 15/97-08, возбужденное в отношении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (107139, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),


У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступило обращение ОАО "Российские железные дороги" с просьбой провести проверку действий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (его территориальных органов), выразившихся в требовании о представлении хозяйствующими субъектами при получении фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Рассмотрев представленные ОАО "Российские железные дороги" материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) установлено следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений" вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 утвержден Порядок организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в Россельхознадзор или территориальный орган Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, с целью получения фитосанитарного сертификата и карантинного сертификата, и рассматриваемых вместе с заявкой на выдачу фитосанитарного сертификата и карантинного сертификата.
Вместе с тем представление сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, Порядком не предусмотрено.
Кроме того, образцы заявок на выдачу фитосанитарного сертификата и карантинного сертификата, являющиеся приложениями 1 и 2 к Порядку, соответствующих граф для внесения сведений о номере транспортного средства, перевозящего подкарантинную продукцию, не содержит.
Вместе с тем материалы данного дела свидетельствуют о том, что Россельхознадзор отказывает в выдаче фитосанитарных сертификатов на подкарантинную продукцию хозяйствующим субъектам, осуществляющим экспорт леса и лесоматериалов за пределы Российской Федерации железнодорожным транспортом, на том основании, что на момент оформления фитосанитарного сертификата грузоотправитель, заинтересованный в его выдаче, не может представить в подразделение Россельхознадзора, ответственное за оформление фитосанитарного сертификата, сведения о регистрационном номере железнодорожного вагона, в который погружена подлежащая экспорту подкарантинная продукция.
Как пояснил представитель ОАО "Российские железные дороги" на заседании Комиссии, в связи с многочисленными отказами Россельхознадзора в выдаче фитосанитарных сертификатов участились случаи простоя вагонов на железнодорожных станциях, производящих погрузку леса и лесоматериалов на экспорт, что не может удовлетворять ни интересам ОАО "Российские железные дороги", поскольку затрудняет возможность распоряжаться подъездными путями и подвижными составами, ни самих грузоотправителей, так как создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по экспорту подкарантинной продукции.
Как следует из письма Россельхознадзора от 08.10.2008 № ФС-ГК-3/10212, требование Россельхознадзора (его территориальных органов) о представлении хозяйствующими субъектами при получении фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию сведений о номере транспортного средства основано на положениях Международной конвенции по карантину и защите растений (далее - Конвенция), пересмотренный текст которой в редакции 1997 года принят постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 874.
Согласно пояснениям представителей Россельхознадзора, данным на заседании Комиссии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 329 "Об официальной национальной организации по карантину и защите растений" Россельхознадзор является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьей IV Конвенции.
Позиция Россельхознадзора по вопросу правомерности отказов в выдаче фитосанитарных сертификатов грузоотправителям-экспортерам леса и лесоматериалов такова, что требование об указании регистрационного номера транспортного средства в фитосанитарном сертификате является мерой, направленной на обеспечение выполнения пункта "ж" части 2 статьи IV Конвенции, согласно которому национальная организация по карантину и защите растений несет ответственность за обеспечение с помощью соответствующих процедур фитосанитарной безопасности грузов после сертификации и до момента экспорта в отношении их состава, замены и повторного заражения. По мнению Россельхознадзора, требование об указании регистрационного номера транспортного средства в фитосанитарном сертификате и является такой "соответствующей процедурой".
В подтверждение своей позиции Россельхознадзором представлены:
- копии писем официальных национальных организаций по карантину и защите растений стран, с которыми Российская Федерация сотрудничает в данной сфере (Египет, Украина, Латвия, Республика Беларусь, Республика Молдова, Польша, Литва), где содержатся указания на необходимость заполнения фитосанитарных сертификатов в соответствии с требованиями Международного стандарта по фитосанитарным мерам ISPM № 12 "Руководство по фитосанитарным сертификатам", утвержденным Секретариатом Международной Конвенции по карантину и защите растений (далее - Руководство);
- копии решений арбитражного суда Новгородской области и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, подтверждающие его позицию.
Однако, согласно требованиям по заполнению фитосанитарного сертификата, предусмотренных Руководством, в раздел "количество мест и описание упаковки" фитосанитарного сертификата следует включать достаточно подробную информацию, которая позволит идентифицировать груз и составляющие его части; номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены в указанный раздел, если известны.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что рекомендательный характер данного положения Руководства не может обязывать грузоотправителя представлять сведения о номере железнодорожного вагона для его последующего включения в фитосанитарный сертификат.
В ходе рассмотрения дела представителями ОАО "Российские железные дороги" были представлены:
- копии документов, подтверждающих факт простоя вагонов по причине задержки при оформлении фитосанитарного сертификата, вызванной требованием об обязательном указании номера транспортного средства;
- копия обращения предприятий-экспортеров Иркутской области, свидетельствующая о невозможности нормального функционирования системы отгрузки и оформления документов, необходимых для экспорта товаров по причине обязательного указания номера транспортного средства;
- копия письма Правительства Хабаровского края о проблемах при оформлении таможенных деклараций в связи с задержкой оформления фитосанитарных сертификатов, причиной которых явилось требование Россельхознадзора указывать номера транспортных средств.
По мнению ОАО "Российские железные дороги", требование об указании номера транспортного средства в фитосанитарном сертификате не установлено действующим законодательством Российской Федерации и приводит к убыткам как ОАО "Российские железные дороги", упущенная выгода которого за последние 10 месяцев составила 2 миллиарда рублей, так и к необоснованным дополнительным расходам лесоэкспортеров, связанным со штрафными санкциями за простой вагонов.
Учитывая изложенное, требование Россельхознадзора об указании номера транспортного средства при оформлении фитосанитарных сертификатов не закреплено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а следовательно, не основано на законе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, Россельхознадзор своими действиями, выразившимися в установлении требования о представлении хозяйствующими субъектами при получении фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации подкарантинной продукции и может иметь своим результатом ограничение конкуренции, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предъявления требований о представлении хозяйствующими субъектами при получении фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации подкарантинной продукции и может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
2. Выдать Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


Председатель Комиссии П.Т. Субботин

члены Комиссии: Л.В. Солонцова

М.С. Карабанов

Д.Н. Кулиева

Ю.В. Трофимова

Н.Ю. Яковенко

Т.А. Ходыкина

О.С. Ласточкина

М.Г. Хомкалова



ПРЕДПИСАНИЕ

" __ " __________ 200 _ г. г. Москва


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии - начальника Управления контроля органов власти Солонцовой Л.В., начальника отдела антимонопольного контроля органов власти Управления контроля органов власти Карабанова М.С., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти Управления контроля органов власти Кулиевой Д.Н., главного специалиста-эксперта отдела анализа рынка, реестров и НИОКР аналитического Управления Трофимовой Ю.В., заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи Яковенко Н.Ю., начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Ходыкиной Т.А., ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления Ласточкиной О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления Хомкаловой М.Г. (далее - Комиссия),
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от "__" ______ г. по делу № 1 15/97-08 о нарушении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (107139,г. Москва, Орликов пер., д. 1/11) пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,


П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в срок до 23 января 2009 года предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в незаконном требовании от хозяйствующих субъектов представления сведений о номере транспортного средства при получении фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке реализации подкарантинной продукции.
2. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в срок до 23 января 2009 года направить в свои территориальные органы письмо о недопустимости требования от хозяйствующих субъектов представления сведений о номере транспортного средства при получении фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию.
3. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в срок до 30 января 2009 года представить в ФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Председатель Комиссии П.Т. Субботин

члены Комиссии: Л.В. Солонцова

М.С. Карабанов

Д.Н. Кулиева

Ю.В. Трофимова

Н.Ю. Яковенко

Т.А. Ходыкина

О.С. Ласточкина

М.Г. Хомкалова



Связанные организации

Связанные организации не указаны