Аналитический отчет б/н Всему свое время. Интервью Михаила Евраева от 11 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Опубликовано в журнале «Госзакупки.ру» №4, 2013 

В конце декабря 2012 года Дмитрий Медведев назначил на должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаила Евраева, который ранее возглавлял управление ФАС России по контролю за размещением государственного заказа (2007-2012 гг.), а до этого руководил управлением по контролю и надзору в области недвижимости и локальных монополий ФАС России (2004-2007 гг.)

Интервью с Михаилом Евраевым – заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Михаил, Вы перешли в Минкомсвязи. Какие у Вас ощущения на новом месте работы? Затрагиваются ли вопросы размещения госзаказа?

Михаил Евраев:

Первые ощущения – это то, что работа творческая и интересная. Коллектив в Министерстве новый и многие ребята пришли из бизнеса, что вносит свежую струю. Главное, что есть много идей и большое желание работать.

А если про госзаказ – то, конечно, госзаказ есть везде. По работе Министерства это, прежде всего, вопросы, связанные с применением электронной подписи и регламентацией деятельности удостоверяющих центров, а также системой «Независимого регистратора».

По электронной подписи необходимо, в т.ч., на законодательном уровне детализировать требования к удостоверяющим центрам, а также создать систему контроля за их работой. Кстати, именно поэтому в свое время при формировании правовой базы работы электронных площадок из-за неурегулированности этих вопросов мы были вынуждены ограничить доступ удостоверяющих центров к госзаказу путем введения своеобразной аккредитации со стороны любой из отобранных электронных площадок и их материальной ответственности за работу «своих» удостоверяющих центров.

Это сработало – за все время практически не было случаев мошенничества с использованием фальшивых ЭЦП.

Но наиболее значимым проектом Минкомсвязи с точки зрения госзаказа является создание системы «Независимый регистратор», что позволит на отдельном сервере в зашифрованном виде фиксировать все действия электронных площадок, заказчиков, предпринимателей, контролирующих органов, происходящие на электронных площадках при проведении электронных аукционов, а ФАС России путем расшифровки достоверной информации по торгам выносить решения по жалобам предпринимателей.

В настоящее время такой системы нет, хотя она уже давно должна была быть. И самое странное в этой истории то, что два года назад ответственный исполнитель по этому проекту Ростелеком отчитался перед Минкомсвязью, что все сделано и прекрасно работает при том, что ни о каком готовом продукте речи даже близко не шло. И из-за этого ФАС России вынуждена принимать решения по жалобам на электронные площадки на основе неполной информации и собственных выводов, а не объективно полученных данных.

Фактически, речь идет о создании электронной системы борьбы с электронным мошенничеством на любых торгах, что, конечно, является ключевой задачей для создания полноценной системы электронных торгов в нашей стране и одним из приоритетов в работе Минкомсвязи.

И если по распределению обязанностей внутри Министерства вопросы совершенствования ЭЦП и работы удостоверяющих центров отнесены не к моей компетенции, то создание системы «Независимого регистратора» - это моя непосредственная задача, и, конечно, мы с коллегами это сделаем.

- Михаил, Вы принимали непосредственное участие в разработке и принятии Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Скажите, как на Ваш взгляд, обстоит дело с применением данного закона в подведомственных Минкомсвязи предприятиях?

Михаил Евраев:

Необходимо отметить, что основной целью закона являлось показать общественности происходящее в сфере закупок естественных монополий и компаний с госучастием путем обязательного размещения информации на Общероссийском портале.

Это был только первый шаг, после которого все увидят, что происходит в этой сфере и после ряда скандалов и уголовных дел будет сделан второй шаг – определенная регламентация закупок естественных монополий и госкомпаний. В этом и заключается заложенная в 223-ФЗ идеология.

Конечно, требуется наведение порядка и с закупками подведомственных Минкомсвязи организаций.

В этой связи приведу забавный пример. Когда мы смотрели положения о закупках наших подведомственных ГУПов, то в одном из них было написано, что торги проводятся только в исключительных случаях, когда невозможно разместить заказ иным образом! Я думаю, эта самая яркая характеристика происходящего в сфере естественных монополий и госкомпаний.

Поэтому для оказания помощи коллегам мы планируем в ближайшем будущем ввести единый типовой порядок закупок по всем подведомственным Минкомсвязи предприятиям.

- Михаил, скажите, на Ваш взгляд, законопроект «О федеральной контрактной системе» сделает сложившуюся систему госзаказа лучше или хуже?

Михаил Евраев:

По понятным причинам, чтобы никого не обидеть, я не буду детально вдаваться в этот вопрос. Всем хорошо известна моя личная точка зрения по законопроекту о ФКС и тому, что надо было на самом деле делать. Могу только сказать, что мое мнение по данным вопросам не изменилось.

- Михаил, вы перешли в Минкомсвязи - один или с коллегами? И почему Вы вообще перешли в Министерство?

Михаил Евраев:

Конечно, с коллегами. За эти годы у нас сложилась большая сплоченная профессиональная команда. При этом понятно, что необходимо было разделиться - часть коллег осталась в ФАС России, а часть перешла со мной в Минкомсвязь. В январе 2013 года Управление по контролю за размещением госзаказа возглавила Татьяна Демидова, c которой мы вместе работали в Управлении более 2-х лет. Поэтому с точки зрения идеологии и подходов в сфере госзаказа мы сохранили в ФАС России полную преемственность.

В общей сложности в ФАС России я проработал 8,5 лет, начиная с вопросов ЖКХ, стройки, всех природных ресурсов и заканчивая разработкой и реализацией реформы госзаказа (см.приложение).

С учетом принятых решений и сложившейся ситуации в сфере госзаказа, я не вижу больше для себя смысла оставаться в данной сфере. При этом я не сомневаюсь, что в будущем мне еще много раз придется заниматься вопросами госзаказа.

Закон № 94-ФЗ - это закон по модернизации страны, это был для нашей страны огромный экономический и технологический прорыв.

Конечно, это жесткая конкурентная идеология, которая наступила на многие финансовые интересы и многим пришлась не по вкусу. Кроме того, у нас все привыкли быть «крепкими хозяйственниками» и делать все, что хотят, считая при этом конкуренцию чем-то вроде тяжелой никчемной помехи.

С такой идеологией развития экономики страны ждать не стоит.

А Закон №94-ФЗ сказал: нет, ребята, придется работать в конкурентной среде, а не со «своими» компаниями. И были введены не только единые правила торгов, но и публичное размещение информации на едином портале, общественный контроль, развернуты электронные технологии, появилась необходимость выставления качественных требований к продукции, создана действенная система защиты прав предпринимателей и введены санкции за неисполнение норм законодательства о размещении заказов.

Другими словами, была создана новая экономическая идеология, у которой появилось огромное количество сторонников по всей территории страны. И хочется сказать большое спасибо этим людям за их нелегкую работу.

Конечно, Закон 94-ФЗ далек от совершенства, потому что многое в такой тяжелой атмосфере доделать просто не успели, и, в первую очередь, это такие вопросы, как быстрая и адекватная процедура расторжения контрактов, платность за необоснованные жалобы, введение дифференцированного финансового обеспечения в зависимости от истории работы предпринимателей, требования к участникам по опыту ранее выполненных контрактов, единый реестр финансового обеспечения для исключения мошенничества, и др.

Но это и невозможно было все сделать сразу, поскольку так не бывает - что не было ничего, а потом с «0» - и сразу «Мерседес». До «Мерседеса» надо было пройти определенный путь. Думаю, что мы прошли более двух третей этой дороги, причем прошли очень быстро и нам как стране, безусловно, есть чем гордится.

Но Закон 94-ФЗ явно опередил свое время и, теперь, видимо, требуется некоторый срок, чтобы подождать, после чего двигаться дальше. Может, это будет 3-4 года, а может быть и больше.

Уверен, что все, что было создано за эти годы не пропадет, а просто через некоторое время получит второе дыхание. Поэтому хочется пожелать всем коллегам не падать духом, а относиться к происходящему с пониманием и спокойно идти дальше. Всему свое время.

Презентацию «Наиболее значимые результаты работы Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ и Управления по контролю за размещением государственного заказа» можно скачать по ссылке ниже.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны