Решение б/н Решение и предписание по делу по признакам нарушения законод... от 15 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.12.42

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № РЦ.08.12.42 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг ООО ИКБ «Совкомбанк» в июне 2012 г. на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6), расположенных в г. Москве возле метро «Южная», напротив ТК «Южный»,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ООО ИКБ «Совкомбанк» (адрес: пр. Текстильщиков, д. 46, г. Кострома, 156000; ул. Щепкина, д.28, г. Москва, 129090, ул. Балчуг, д.2, г. Москва, 115035, ИНН 4402002936, ОГРН 1024400001779) - <...> (доверенность № б/н от 28.08.2012),
УСТАНОВИЛА:
В июне на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6), расположенных в г. Москве возле метро «Южная», напротив ТК «Южный», распространялась реклама финансовых услуг ООО ИКБ «Совкомбанк» (далее – Банк).
На рекламном щите с рекламой финансовой услуги под условным названием кредит по ставке 12% годовых крупным шрифтом указано:

«СОВКОМБАНК КРЕДИТЫ 12% 100 ОФИСОВ В МОСКВЕ».

В нижней части рекламного щита указана информация с условиями предоставления кредита, где мелким шрифтом сообщались иные условия, влияющие или определяющие стоимость кредита и расходы по нему.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе кредита по ставке 12 % годовых, не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама кредитного продукта (кредит 12 % годовых) является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (минимальная процентная ставка по кредиту).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (кредит), форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а также исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой 3м и более).
Указание в рекламе кредита по ставке 12 % лишь отдельного условия кредита само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
Таким образом, в указанной рекламе кредита по ставке 12 % годовых, распространявшейся на рекламных щитах в июне 2012 г. возле метро «Южная» в г. Москве, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО ИКБ «Совкомбанк» (адрес: пр. Текстильщиков, д. 46, г. Кострома, 156000; ул. Щепкина, д.28, г. Москва, 129090).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в июне 2012 г. на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6), расположенных в г. Москве возле метро «Южная», напротив ТК «Южный» рекламу кредита по ставке 12% годовых, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях кредита при ставке 12% годовых, потребители вводятся в заблуждение относительно условий кредита.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в июне 2012 г. на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6), расположенных в г. Москве возле метро «Южная», напротив ТК «Южный» рекламу кредита по ставке 12% годовых, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе кредита по ставке 12% годовых при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.
3. Выдать ООО ИКБ «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ООО ИКБ «Совкомбанк».
Решение изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.12.42

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 01 октября 2012 г. по делу № РЦ.08.12.42 о признании ненадлежащей рекламы кредита по ставке 12% годовых, распространявшейся в июне 2012 г. на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6), расположенных в г. Москве возле метро «Южная», напротив ТК «Южный», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО ИКБ «Совкомбанк» (адрес: пр. Текстильщиков, д. 46, г. Кострома, 156000; ул. Щепкина, д.28, г. Москва, 129090) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе кредита по ставке 12% годовых, выразившееся в отсутствии части существенной информации об условиях кредита при ставке 12% годовых, что вводит потребителей в заблуждение относительно условий кредита.

2. ООО ИКБ «Совкомбанк» (адрес: пр. Текстильщиков, д. 46, г. Кострома, 156000; ул. Щепкина, д.28, г. Москва, 129090) прекратить нарушение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе кредита по ставке 12% годовых, а именно, в рекламе кредита по ставке 12% годовых при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.

Срок исполнения предписания 20 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ООО ИКБ «Совкомбанк» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания до 28 ноября 2012 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны