Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законодат... от 25 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

001/01/10-662/2023

25 декабря 2023 г. г. Майкоп

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Жукова Азамата Гасановича – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Управление, Адыгейское УФАС России);

Членов Комиссии:

Ситимова Аскера Юрьевича – начальника отдела Управления; Нагароковой Джанеты Асхадовны – ведущего специалиста–эксперта Управления; Юсуфова Артура Рамазановича – ведущего специалиста–эксперта Управления,

рассмотрев дело №001/01/10-662/2023 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (ИНН 3444177534, 109544, г. Москва, бульвар Энтузиастов, д.2, этаж 19, офис 21) (далее - ООО «ЭкоЦентр», региональный оператор),

в присутствии директора филиала ООО «ЭкоЦентр» Алибердова Н.Р., представителя ООО «ЭкоЦентр» Белоусова М.А (по доверенности №86 от 25.11.2022), председателя <...>, с использованием системы видео-конференцсвязи представителя <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Адыгейское УФАС России поступили заявления<...>, <...>, <...> по вопросу правомерности действий ООО «ЭкоЦентр» в части не соблюдения обязанностей по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

Данные обстоятельства, согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела №001/01/10-662/2023 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела Комиссией Адыгейского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".

Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, которое является уполномоченным органом Республики Адыгея в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея было заключено соглашение с ООО «ЭкоЦентр» об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Адыгейским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года №220, проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, на основании которого установлено доминирующее положение ООО «ЭкоЦентр» на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея.

Учитывая, что региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, к нему могут применятся меры антимонопольного реагирования.

22.10.2021 между региональным оператором и<...> заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №0256/00312 (далее – договор №0256/00312).

Согласно подпункту «а» пункта 15 договора №0256/00312 региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

В соответствии с Приложением №1 к договору №0256/00312 место сбора и накопления ТКО является: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Тахтамукай, ул. Адыгейская, д. 91/1а. Периодичностью вывоза ТКО является понедельник, среда, пятница, а также по заявкам.

Из заявления, приложенных к нему материалов и представленной от ООО «ЭкоЦентр» информации вх. №4573/23 от 05.12.2023 установлено следующее.

04.09.2023 (понедельник), 06.09.2023 (среда), 08.09.2023 (пятница) и 11.09.2023 (понедельник) ТКО не были вывезены региональным оператором, что подтверждается актом фиксации нарушений от 14.09.2023. Акт составлен представителем <...> и двумя незаинтересованными лицами, в отсутствие представителя ООО «ЭкоЦентр», уведомленного надлежащим образом, что подтверждается фактом регистрации ООО «ЭкоЦентр» уведомления о приглашении на составление акта фиксации нарушений с приложенными фотоматериалами от 08.09.2023 за вх. №6315 и 13.09.2023 за вх. №6436.

20.09.2023 (среда) и 22.09.2023 (пятница) ТКО не были вывезены региональным оператором, что подтверждается актом фиксации нарушений от 26.09.2023. Акт составлен представителем <...> и двумя незаинтересованными лицами, в отсутствие представителя ООО «ЭкоЦентр», уведомленного надлежащим образом, что подтверждается фактом регистрации ООО «ЭкоЦентр» уведомления о приглашении на составление акта фиксации нарушений с приложенными фотоматериалами от 26.09.2023 за вх. №6732.

25.09.2023 (понедельник) ТКО не были вывезены региональным оператором, что подтверждается актом фиксации нарушений от 27.09.2023. Акт составлен представителем <...> и двумя незаинтересованными лицами, в отсутствие представителя ООО «ЭкоЦентр», уведомленного надлежащим образом, что подтверждается фактом регистрации ООО «ЭкоЦентр» уведомления о приглашении на составление акта фиксации нарушений с приложенными фотоматериалами за вх. №6716 от 06.09.2023.

27.09.2023 <...> направило в адрес регионального оператора претензию вх №6780 от 27.09.2023.

27.09.2023 (среда) ТКО не были вывезены региональным оператором, что подтверждается актом фиксации нарушений от 29.09.2023. Акт составлен представителем <...> и двумя незаинтересованными лицами, в отсутствие представителя ООО «ЭкоЦентр», уведомленного надлежащим образом, что подтверждается фактом регистрации ООО «ЭкоЦентр» уведомления о приглашении на составление акта фиксации нарушений с приложенными фотоматериалами от 28.09.2023 за вх. №6789.

02.10.2023 (понедельник) ТКО не были вывезены региональным оператором, что подтверждается актом фиксации нарушений от 04.10.2023. Акт составлен представителем <...> и двумя незаинтересованными лицами, в отсутствие представителя ООО «ЭкоЦентр», уведомленного надлежащим образом, что подтверждается фактом регистрации ООО «ЭкоЦентр» уведомления о приглашении на составление акта фиксации нарушений с приложенными фотоматериалами от 03.10.2023 за вх. №6921.

23.10.2023 (понедельник) ТКО не были вывезены региональным оператором, что подтверждается актом фиксации нарушений от 25.10.2023. Акт составлен представителем <...> и двумя незаинтересованными лицами, в отсутствие представителя ООО «ЭкоЦентр», уведомленного надлежащим образом, что подтверждается фактом регистрации ООО «ЭкоЦентр» уведомления о приглашении на составление акта фиксации нарушений с приложенными фотоматериалами от 25.10.2023 вх. №7369.

Кроме того, ненадлежащее исполнение условий договора со стороны ООО «ЭкоЦентр» также указаны в заявлениях<...> и <...>.

Так 30.12.2019 между ООО «ЭкоЦентр» и <...> заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №0249/00118 (далее – договор №0249/00118)

Согласно подпункту «а» пункта 15 договора №0249/00118 региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

В соответствии с Приложением №1 к договору №0249/00118 место сбора и накопления ТКО является: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Калиновая, д. 156/1. Периодичностью вывоза ТКО является понедельник, среда и суббота.

09.10.2023 за входящим №538 ООО «ЭкоЦентр» зарегистрирована жалоба <...> о нерегулярном вывозе ТКО с территории <...>, согласно которой, на момент подачи вышеуказанной жалобы, региональный оператор вывозил ТКО не регулярно, то есть 2 раза в неделю вместо 3 раз в неделю (согласно приложению к договору №0249/00118). Место скопления ТКО было переполнено и завалено мусором, вследствие чего «мусор вываливался прямо на дорогу», что подтверждается фотоматериалами, приложенными к заявлению, и предоставленной информации от ООО «ЭкоЦентр».

В ответ на жалобу ООО «ЭкоЦентр» сообщает, что региональным оператором скорректированы логистические маршруты и приняты меры по обеспечению своевременного вывоза ТКО от мест накопления. А также информируют, что в настоящее время региональным оператором предпринимаются необходимые меры по недопущению нарушения графика транспортирования ТКО.

29.12.2018 между региональным оператором и <...> заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №0124/00001 (далее – договор №0124/00001).

Согласно подпункту «а» пункта 15 договора №0124/00001 региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

В соответствии с Приложением №1 к договору №0124/00001 место сбора и накопления ТКО является: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Дружный, ул. Крестьянская, д. 2/5. Периодичностью вывоза ТКО является среда, однако в соответствии с приложенными документами между<...> и ООО «ЭкоЦентр» было заключено дополнительное соглашение №1-0124/00001 от 16.05.2019, согласно которому периодичностью вывоза ТКО является каждое 15 число месяца.

Как указано в материалах заявления, по состоянию на 16.11.2023 вывоз ТКО с мест накопления ТКО на территории<...> не осуществлялся более 3-х месяцев.

В соответствии с представленной от ООО «ЭкоЦентр» информацией, 28.09.2023 в адрес регионального оператора (на электронную почту) от <...> была направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязанностей по вывозу ТКО, что подтверждается регистрацией данного письма ООО «ЭкоЦентр» за вх. №7542 от 31.10.2023. Ответ на данную жалобу в адрес <...> не поступил, вывоз ТКО не осуществлен.

25.10.2023 <...> посредством «горячей линии» направил заявку №216002 о не вывозе ТКО. В ответ было получено сообщение, что вывоз ТКО будет осуществлен в течение суток с момента подачи заявки. Однако вывоз ТКО не осуществлен.

26.10.2023<...> направил повторную заявку №216260. Однако вывоз ТКО не осуществлен.

26.10.2023 <...> путем личного обращения подал региональному оператору повторную претензию о ненадлежащем исполнении обязанностей по вывозу ТКО №603 от 26.10.2023. Ответ на данную претензию не поступал, вывоз ТКО не осуществлен.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, при злоупотреблении доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, а также разъяснений Президиума ФАС России №8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 №11, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

- совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

- наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

- наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта-продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

Согласно пункту 3 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Постановление №1156) установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанной нормой также предусмотрено, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Пунктом 1 раздела I Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в типовом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Законодательством Российской Федерации в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО.

Следовательно, если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям.

В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 5 Постановление №1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Таким образом, физические и юридические лица в соответствии с пунктом 5 Постановления №1156 не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

На основании пункта 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами (утв. Постановлением №1156), региональный оператор обязан, в том числе принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

Таким образом, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.

При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видео-фиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.

В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.

В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.

Определением об отложении рассмотрения дела от 06.12.2023 рассмотрение дела №001/01/10-662/2023 было назначено на 21.12.2023 на 14 часов 30 минут.

На вышеуказанное определение региональный оператор представил время нахождения автомобиля ООО «ЭкоЦентр» на объекте Заявителей за период с 01.09.2023 по 30.11.2023 – сведения с системы ГЛОНАСС и копии путевых листов с выездом автомобилей ООО «ЭкоЦентр» на объекты Заявителей за период с 01.09.2023 по 30.11.2023.

В представленной информации имеются факты, подтверждающие нарушение региональным оператором своих обязательств по договорам.

Так 04.09.2023, 06.09.2023, 08.09.2023, 11.09.2023, 20.09.2023, 22.09.2023, 25.09.2023, 27.09.2023, 02.10.2023, 23.10.2023 региональным оператором не был произведен вывоз ТКО с объекта <...>, что подтверждается отсутствием автомобиля на объекте, согласно сведениям из системы ГЛОНАСС (сведения на вышеуказанные даты не представлены) и путевыми листами, в соответствии с которым факт вывоза ТКО отсутствует (согласно путевым листам по вышеуказанным датам).

Со слов представителя <...>, сложившаяся обстановка на месте складирования ТКО могла привезти к ущемлению его интересов путем отказа арендатора в заключение аренды с <...>.

Кроме того, со слов председателя <...>, региональным оператором мусор вывозился только с мусорных баков, однако оставшиеся накопления, лежавшие на месте складирования ТКО, вывезены не были, что подтверждается фотоматериалами, приложенными к заявлению.

По мнению представителя <...>, не своевременный вывоз ТКО с площадки, на котором складировались ТКО, также мог привезти к ущемлению его интересов путем наложения административного штрафа на председателя <...>

Кроме того, председатель <...> вынужден был вывезти за свой счет накопленные ТКО, что подтверждается платежным поручением на оказание услуг по предоставлению контейнера с последующим вывозом строительных отходов на сумму 9 000 (девять тысяч) рублей.

Вместе с тем, с объекта <...> вывоз ТКО производился 18.09.2023, согласно путевым листам, но сведений из системы ГЛОНАСС не представлено.

Так же вывоз ТКО производился 20.11.2023, с продолжительностью нахождения автомобиля ООО «ЭкоЦентр» на объекте 9 минут 23 секунды, что подтверждается путевыми листами и сведениями из системы ГЛОНАСС.

Таким образом, вывоз производился не своевременно, в то время когда должен был производиться каждое 15 число месяца, согласно приложению №1 к договору №0124/00001.

Кроме того, перед рассмотрением данного дела представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела от ООО «ЭкоЦентр» за вх. №4911/23 от 21.12.2023.

ООО «ЭкоЦентр» в своем возражении ссылается на то, что транспортирование ТКО осуществлено в объемах, установленных в договорах между<...>, <...> и <...>, что подтверждается подписанными Актами оказанных услуг (выполненных работ) без разногласий Заявителей.

Доводы представителей ООО «ЭкоЦентр» при рассмотрении дела №001/01/10-662/2023 не опровергают факт несвоевременного вывоза ТКО с объектов Заявителей согласно графику.

Материалы настоящего дела содержат доказательства, что ООО «ЭкоЦентр» не своевременно вывозил ТКО с объектов <...>, <...> и <...>, что подтверждается актами о нарушении исполнения обязательств по договору, перепиской между региональным оператором и потребителем, сведениями системы «ГЛОНАСС» за период с 01.09.2023 по 30.11.2023 и путевыми листами за период с 01.09.2023 по 30.11.2023.

Таким образом, действия регионального оператора, выразившиеся в нарушении графика вывоза ТКО, имеют факт нарушения запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Документы и информация, а также представленные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела доводы, свидетельствуют о том, что региональным оператором не были приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу ТКО с объектов <...>, <...> и <...>.

На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что действия регионального оператора, выразившиеся в не соблюдении графика вывоза твердых коммунальных отходов с объектов <...>, <...> и <...>, привели к ущемлению их интересов и содержат нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «ЭкоЦентр» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в части несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов с объектов <...>, <...> и <...>, что привело к ущемлению их интересов.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №001/01/10-662/2023 отсутствуют.

3. Выдать ООО «ЭкоЦентр» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела № 001/01/10-662/2023 уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Адыгея.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны