Решение №115 Решение по делу К-115/16 от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-115/16 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

23.09.2016                                                                                                      г.  Майкоп

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу ООО «Строитель» от 16.09.2016   на действия единой комиссии Заказчика –   ФГКУ «1 ОФПС по Республике Адыгея» при проведении электронного  аукциона    №0876100001416000012   на   право      выполнения работ по выборочному ремонту здания ПСЧ - 4, Республика Адыгея, г.Майкоп, проезд Батарейный,2-Г и здания ПСЧ - 8, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул.Седина,59 (закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (далее – Аукцион), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея  16.09.2016 года поступила жалоба ООО «Строитель» (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Заказчика при проведении аукциона, а также на положения Аукционной документации.

Заявитель отметил в жалобе, что в п. 9 таблицы 1 Заказчик указал характеристики товара  «Кронштейн выравнивающий стальной оцинкованный», в т.ч. «Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине до 2-х метров не должны превышать ±2,0 мм, а свыше 2 м - ±3,0 мм.», при этом он в заявке указал «Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине до 2-х метров ±2,0 мм», и  не указал  предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине свыше 2-х метров ±3,0 мм», т.к. не предполагал их использовать в ходе выполнения работ, а комиссия Заказчика на этом основании отказала ему в допуске к участию в аукционе.

Заявитель также отмечает, что в связи с указанием в заявке в пп. 8,9,10 «выключатели наружные»  значения показателя «предназначение для работы в сетях не выше 250 вольт», также как было указано в требованиях к товарам (но с другим шрифтом – курсивом», комиссия заказчика признала заявку несоответствующей требованиям документации аукциона, т.к. согласно установленным в документации аукциона требованиям этот показатель должен быть конкретным, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки не подлежат конкретизации слова, относящиеся к наименованию показателя, а также к значению показателя, указанные шрифтом – курсив,  а если показатель со словами «не выше», указан в требованиях к товару обычным шрифтом, как в данном случае, то он должен быть конкретным, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки значения показателей должны быть конкретными, при этом не допускается указывать их в заявке  со словами «не выше», «не меньше» и.т.п..

Заявитель указал, что согласно ГОСТу 1516.3-96 электрооборудование подразделяется на классы напряжения  электрооборудования, а каждому классу соответствует показатель «наибольшее рабочее напряжение электрооборудования» и по мнению Заявителя  напряжение, при котором работают выключатели, не может быть точным показателем, а Заказчик, требуя указать точное значение напряжения (например, 250 вольт), при котором будет работать выключатель, предполагает, что при любом напряжении (например, 249 вольт) выключатель работать не будет, при этом заказчиком указываются характеристики: «Номинальное напряжение в диапазоне от 220 В не более 250 В», т.е номинальное напряжение выключателя в диапазоне 220-250 В, а предназначен он для работы в сетях только 250В. Заявитель также отметил, что в предыдущей редакции документации аукциона было указано «предназначение для работы в сетях не выше 250 вольт, т.е. слова «не выше» были выделены курсивом и данный показатель не подлежал уточнению, что было логично. Кроме того, Заявитель указал, что в пп. 9 и 10 таблицы 2 также указаны характеристики выключателя: «Количество клавиш менее 2», при этом количество клавиш не может быть 0, а 2 клавиши не соответствуют установленным требованиям, поэтому единственно возможный вариант -1, что и надо было указать Заказчику.

Заявитель также указывает на то, что в требованиях к товарам, используемых при выполнении работ, содержащихся  в документации аукциона, указаны избыточные характеристики товаров, которые можно определить лабораторным путем, например: В п. 1. Щербины и зазубрины шириной в направлении, перпендикулярном ребру, мм: не более 1, общей длиной, мм: не более 10, Посечка длиной, мм: не более 10, Искривление граней плитки: не более 0,5 мм, Водопоглощение не более 4,5 %, Предел прочности при изгибе не менее 25 МПа, в п. 3 Плотность не менее 0,85, но не более 1,05 кг/дм3, Плотность смеси, готовой к применению не менее 1,6, но не более 1,9 кг/дм3, прочность на сжатие  в возрасте 28 суток не менее 15 МПа, на растяжение не менее 3,5 МПа, Адгезия к бетону не менее 0,6 Мпа. Заявитель также указал на противоречивые требования, содержащиеся в документации аукциона: в  п.1 указано: «Рисунок – под камень, в бежевых тонах, диапазон длины не шире от 298,5 до 301,5 мм, диапазон ширины не шире от 298,5 до 301,5. Толщина не менее 7,5, но не более 12 мм», т.е. длина и ширина должна быть в виде диапазонного значения, а толщина должна быть точной. Кроме того, Заявитель отмечает, что п.3 имеются показатели, которые не имеют точного значения, однако, в соответствии с инструкцией необходимо уточнять такие показатели как «время потребления не менее 2 часов».

Заявитель считает, что характеристики, указанные им в первой части заявки, соответствуют требованиям документации аукциона, в связи с чем считает отказ в допуске ему в участии аукционе неправомерным и  просит отменить протокол единой комиссии Заказчика по итогам рассмотрения первых частей заявок. 

Изучив материалы дела, выслушав доводы Заявителя, представителей Заказчика, Комиссия УФАС установила следующее.

Заказчиком 19.08.2016 года в единой  информационной системе на официальном сайте для закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещены извещение и документация аукциона после внесения изменений в связи с выданным предписания по делу К-102/16.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 000 000,00 рублей 00 копеек. Источник финансирования – федеральный бюджет.

Документация утверждена начальником ФГКУ «1 ОФПС по Республике Адыгея» Г.В. Родиным после внесения изменений в документацию аукциона 19.08.2016 года.

Дата и время окончания подачи заявок – 04.09.2016 года.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей  заявок – 08.09.2016 года.

Дата проведения аукциона – 12.09.2016 года.

1. На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при составлении описания объекта закупки, показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, используются требования к товарам, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Частью 2 статьи 33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с указанными в части 1 статьи 33 Закона о закупках требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к  товарам (материалам), используемых  при выполнении работ (далее – требования к товарам).

В п. 9 таблицы 1 Требований к товарам указаны характеристики кронштейна, в т.ч.:

Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине до 2-х метров не должны превышать ±2,0 мм, а свыше 2 м - ±3,0 мм.

 

 

 

О

 

 

В пп.8,9,10 таблицы 2 «электрика» требований к товарам, в т.ч.  указано:предназначение для работы в сетях не выше 250 вольт и.т.д…

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 25 Информационной карты документации аукциона Заказчиком установлено требование к составу первой части заявки - в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.5.1.1 части 1 документации аукциона (аналогично пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о закупках), а именно:

«3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Таким образом, в силу п. «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о закупках участник закупки в заявке должен указать согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого при выполнении работ, оказании услуг товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о закупках: «1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг».

Частью 4 статьи 67 Закона о закупках установлено: «4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе».

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 08.09.2016 года для участия в аукционе участниками закупки поданы  10 заявок, 7 не допущены единой комиссией Заказчика.

Заявитель с номером заявки 10 не допущен к участию в аукционе единой комиссией Заказчика на основании: «п.п. 1  и 2 ч. 4 статьи 67  Закона о закупках: «1. Не предоставление информации Участником показателя по позиции 9 (аукционной документации) «Кронштейн выравнивающий стальной оцинкованный», а именно Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине до 2-х метров не должны превышать ±2,0 мм, а свыше 2 м не предоставил.  2. Не предоставление информации Участником показателя по позиции 8,  9 и 10 (аукционной документации )  «Выключатель наружный», а именно участник указал характеристику «предназначение для работы в сетях не выше 250 вольт. Согласно инструкции по заполнению заявки, предложение участника в отношении объекта закупки не содержит конкретное значение показателя».

В соответствии с  Инструкцией по заполнении первой части заявки: «…Если в наименовании товара содержится несколько значений через запятую, но при этом данный вид товара может обладать только одним значением показателя, необходимо отдельными позициями предложить столько товаров данного вида, сколько значений по данному показателю установлено в описании объекта закупки, добавив при этом соответствующие товарные позиции», а также указано: «Знак «,» (запятая) в значениях показателей означает, что требуется соответствие всем перечисленным через запятую параметрам».

В п. 9 таблицы 1 Требований к товарам указаны характеристики кронштейна, в т.ч.: «…Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине до 2-х метров не должны превышать ±2,0 мм, а свыше 2 м - ±3,0 мм», при этом участником закупки с номером заявки 10 (Заявитель) в первой части заявки указано: «…Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий по длине до 2-х метров ±2,0 мм», т.е. не указаны «Предельные отклонения от номинальных габаритных размеров комплектующих изделий при длине свыше 3-х метров ±2,0 мм», т.е. предложение участника закупки не соответствует требованиям документации аукциона.  Таким образом, единая комиссия Заказчика правомерно признала первую часть заявки Заявителя в этой части несоответствующей требованиям документации аукциона.

В пп.8,9,10 таблицы 2 «электрика» требований к товарам указаны характеристики выключателей, в т.ч.: «…предназначение для работы в сетях не выше 250 вольт…», а в указанных пунктах таблицы 2 «электрика»  первой части заявки участника закупки с номером заявки 10 (Заявитель) указаны характеристики товара также, как в требованиях к товарам, но без конкретизации (только вместо обычного шрифта слова «не выше» заявителем указаны курсивом), при этом возможность оставить характеристики без изменения (без конкретизации) установлена инструкцией по заполнению заявки в случае, если бы этот показатель был указан штрифтом «курсив» Заказчиком в требованиях в товарам в Технической части документации аукциона, а поскольку эти слова указаны Заказчиком в требованиях к товару обычным шрифтом, то согласно инструкции по заполнению заявки: «Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей (без слов «более», «менее», «не менее», «не более», «ниже», «выше», «не ниже», «не выше», «свыше», «должен», «как минимум», «или», «необходимо», «требуется», «допускается», «возможно», «максимальное значение», «типа», «минимальное значение»   и т.п.).

Таким образом, содержание первой части заявки Заявителя в таблице 2 «электрика», а именно, в пп. 8,9,10 первой части заявки не соответствует требованиям Заказчика, установленным в документации аукциона, в связи с чем единая комиссия Заказчика отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе.

Комиссия УФАС считает, что действия единой комиссии Заказчика по отказу Заявителю в допуске к участию в аукционе обусловлены содержанием документации аукциона, утвержденной Заказчиком, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о закупках она проверяет первые части заявок на участие в аукционе, на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров.

В связи с изложенным жалоба Заявителя не обоснована.

Заявитель в жалобе также указывает, что документация аукциона не соответствует требованиям Закона о закупках, однако, жалоба на содержание документации аукциона может подаваться участниками закупки в соответствии с требованиями части 4 статьи 105 Закона о закупках до окончания срока рассмотрения заявок, т.е. в конкретном случае до 08.09.2016 года, при этом жалоба Заявителем подана 16.09.2016 года (после окончания срока подачи заявок), в связи с чем Комиссия УФАС не рассматривает доводы жалобы Заявителя относительно содержания документации аукциона.

Комиссия УФАС также отмечает, что Заявитель не воспользовался возможностью в установленном Законом о закупках порядке получить разъяснения Заказчика документации аукциона.

Проведя проверку исполнения предписания, выданного Комиссией УФАС при рассмотрении дела К-102/16 в связи с выявленными нарушениями законодательства о контрактной системе при проведении аукциона, установлено, что в ходе выполнения предписания, заказчиком значительная часть нарушений, содержавшихся в описании товаров,  приведена в соответствие с требованиями Закона о закупках, однако, описание отдельных товаров проведено некорректно (о чем свидетельствуют факты, указанные в жалобе), по – прежнему содержатся избыточные требования в описании товаров, т.к. в ряде случаев указаны показатели, которые могут быть известны по результатам испытаний (прочность на сжатие  не менее 7,5 Мпа, на растяжение не менее 3,5 мпа, адгезия к бетону не менее 0,6 мпа для затирки для швов в п.3, предел прочности при изгибе  не менее 25 Мпа для плитки из керамогранита в п. 1, а также в пп. 4, 7 ).

Таким образом, в описании некоторых товаров содержатся избыточные требования, что является  нарушением  пункта 1 части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о закупках, поскольку закон не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний таких товаров. Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что выявленные нарушения Закона о закупках при описании товаров не повлияли на итоги определения поставщика.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Строитель»  необоснованной.

2. Признать в действиях  Заказчика - ФГКУ «1 ОФПС по Республике Адыгея» нарушения: пункта 1 части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о закупках.

Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что они не повлияли на итоги определения поставщика.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны