Предупреждение №734 предупреждение от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    ООО «ЭкоЦентр»

                                                                           109544, Москва, бульвар Энтузиастов,

                                                                                                             2 этаж, 19 офис 21,

           385002, Республика Адыгея,

г.Майкоп, ул.Пионерская, 297

           adg_ecocentr@clean-rf.ru

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Управление) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Спортмастер» (далее – ООО «Спортмастер») по вопросу правомерности действий Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (далее – ООО «ЭкоЦентр») в части расторжения в одностороннем порядке договора на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и представления нового договора в редакции, предусматривающей иной порядок осуществления учета объема и массы твердых бытовых отходов.

       Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, которое является уполномоченным органом Республики Адыгея в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея было заключено соглашение с ООО «ЭкоЦентр» об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

          В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

         Пунктом 5 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Постановление №1156) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

         Таким образом, физические и юридические лица в соответствии с пунктом 5 Постановления №1156 не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

          Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

         Учитывая вышеизложенное, ООО «ЭкоЦентр» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея.

          Учитывая, что региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, к нему могут применятся меры антимонопольного реагирования.

           01.09.2019 между ООО «Спортмастер» и ООО «ЭкоЦентр» был заключен договор №1001/47245 на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

          Договор заключен и подписан в соответствии с типовой формой, уставленной Постановлением №1156.

         В соответствии с пунктом 15 Типового договора, утвержденного Постановлением №1156, стороны договора обязаны выбрать способ осуществления коммерческого учета твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 июня 2016 г. №505 "Об утверждении Правил  коммерческого  учета  объема  и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов" (далее – Правила №505).

          Согласно пункту 19 договора №1001/47245 стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил №505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

          Согласно материалам жалобы 23.12.2022г. ООО «Спортмастер» получено письмо №1647/5 от 22.11.2022, которым ООО «ЭкоЦентр» уведомляет об отказе в продлении срока действия договора №1001/47245 от 01.09.2019.

          ООО «Спортмастер» письмом от 09.01.2023 сообщило ООО «ЭкоЦентр» о несогласии расторжения в одностороннем порядке договора на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе внесения изменений в новый договор, путем применения иного способа учета объема твердых коммунальных отходов, однако ответа не получило.

          Рассмотрев представленные материалы жалобы, Управление пришло к выводу о наличии в действиях ООО «ЭкоЦентр» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 далее - Закон о защите конкуренции, которое выразилось в следующем.

           Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

         В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

         Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

 Абзацем четвертым пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

ООО «ЭкоЦентр», направив в адрес ООО «Спортмастер» письмо о расторжении №1001/47245 от 01.09.2019, не указывало на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

 Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны.

         Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, судам необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

         Несмотря на направленное ООО «Спортмастер» письмо о несогласии расторжения договора №1001/47245 от 01.09.2019 ООО «ЭкоЦентр» направил для подписания новый проект договора №1001/49150 от 22.12.2022г. В соответствии с пунктом 14 проекта договора установлено, что стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

         При этом, объем принимаемых твердых коммунальных отходов был увеличен с 42,9 м.куб., установленных в договоре №1001/47245 от 01.09.2019 до 179,476 м.куб. в месяц, что повлекло за собой увеличение суммы месячной оплаты услуг с 24429,41 рублей до 107071,79 рублей.

         Пунктом 5 Правил №505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

        В соответствии с пунктом 6 Правил №505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.

        Сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом «а» пункта 5 Правил №505 способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

        При таких обстоятельствах действия ООО «ЭкоЦентр» по расторжению в одностороннем порядке договора №1001/47245 от 01.09.2019 на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и направления нового договора №1001/49150 от 22.12.2022г. в редакции, предусматривающей иной порядок осуществления учета объема и массы твердых бытовых отходов, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

           Согласно части 3.2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе

           В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1, в том числе, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

        Учитывая вышеизложенное, Управление, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждает ООО «ЭкоЦентр» о прекращении в срок до 04.04.2023 нарушения антимонопольного законодательства в части навязывания невыгодных условий договора №1001/49150 от 12.12.2022 путем выбора способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановлением №1156 и Правилами №505.

О выполнении предупреждения ООО «ЭкоЦентр» надлежит сообщить в Управление в течении трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Примечание.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель Управления                                                                        А.Н. Хапачев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исп. Жуков Азамат Гасанович

(8772) 57-14-98

Связанные организации

Связанные организации не указаны