Решение б/н Решение №А-23/18.1-17 по результатам рассмотрения жалобы от 22 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявитель:
Организатор торгов:
Оператор электронной площадки:
РЕШЕНИЕ
по делу № А-23/18.1-17
по результатам рассмотрения жалобы
Резолютивная часть оглашена 17.08.2017 г. Майкоп
Решение в полном объеме изготовлено 21.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Управление) по рассмотрению жалоб, в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея <..>
Члены Комиссии: ведущий специалист–эксперт Управления <..> , ведущий специалист–эксперт Управления <..>
в присутствии представителей организатора торгов ООО «Хранитель», <..> (доверенность б/н от 09.08.2017) и <..> (доверенность от 09.08.2017);
в отсутствие Заявителя – гр. <..> уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу гр. <..> от 01.08.2017г., перенаправленную Нижегородским УФАС России, на действия организатора торгов ООО «Хранитель» при проведении открытого аукциона в электронной форме с закрытой формой представления предложений о цене по продаже имущества ООО ИСК «Модус», а именно: Лот №12 - з/у, ЗНП: для ж/с (фактически являются дорогами на территории ЖК) пл. 1010кв.м, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная к/н 23:40:0507002:47, в порядке предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба гр. <..> от 01.08.2017г., перенаправленная Нижегородским УФАС России, на неправомерные действия организатора торгов ООО «Хранитель» (далее – Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме с закрытой формой представления предложений о цене по продаже имущества ООО ИСК «Модус», а именно: Лот №12 - з/у, ЗНП: для ж/с (фактически являются дорогами на территории ЖК) пл. 1010кв.м, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная к/н 23:40:0507002:47, выразившиеся в неправомерном отказе к участию в торгах.
Оснований для возврата жалобы Заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.06.2016 № РП/44252/16 «Об обжаловании действий конкурсного управляющего при проведении торгов по реализации имущества должников-банкротов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» при поступлении в антимонопольный орган жалоб на действия (бездействие) организатора торгов по реализации имущества (предприятия) должника-банкрота в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, необходимо определять подведомственность рассмотрения жалобы исходя из того, на территории какого территориального органа ФАС России согласно сведениям, указанным в жалобе, фактически находится организатор торгов (специализированная организация, внешний управляющий, конкурсный управляющий), в случае если адрес государственной регистрации организатора торгов не совпадает с фактическим адресом его местонахождения.
Кроме того, в случае если проведение торгов в рамках Закона о банкротстве осуществляется специализированной организацией и обжалуются действия такого организатора торгов при проведении процедуры торгов, то такая жалоба рассматривается территориальным органом ФАС России, на территории которого находится специализированная организация. При этом в случае если обжалуются действия организатора торгов в части заключения договора, то такая жалоба рассматривается территориальным органом ФАС России, на территории которого находится конкурсный управляющий (внешний управляющий).
Таким образом, в силу того обстоятельства, что организатор торгов – ООО «Хранитель» зарегистрирован на территории Республики Адыгея, рассмотрение данной жалобы отнесено к компетенции Адыгейского УФАС России.
В соответствии с пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 NФЗ-127 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), относится к компетенции антимонопольного органа.
Таким образом, антимонопольный орган вправе осуществлять проверку процедуры проведения торгов, в том числе торгов проводимых в рамках конкурсного производства.
Рассмотрев жалобу и представленные материалы, Комиссией Управления установлено следующее:
Гр. <..> (далее – Заявитель) принял участие в торгах по продаже имущества ООО ИСК «Модус», проводимых организатором торгов ООО «Хранитель» в системе Межрегиональная электронная торговая система (ООО «МЭТС») посредством открытого аукциона в электронной форме с закрытой формой представления предложений о цене.
Сообщение о проведении данного аукциона опубликовано в официальном источнике на сайте «коммерсант.ru» 02.06.2017г. и в его печатной версии – 03.06.2017г. Также организатором торгов на официальном сайте торговой площадки www.m-ets.ru было опубликовано извещение № 19949-ОАЗФ о проведении данных торгов. Форма проведения торгов: открытый аукцион. Форма представления предложений о цене: закрытая. Задаток 10% от начальной цены лота. Дата и время начала приема заявок – 05.06.2017г., 00ч. 00мин. Дата и время окончания приема заявок – 10.07.2017г. 23ч. 59мин.. Дата проведения торгов – 17.07.2017г. в 10ч.00мин., по адресу: www.m-ets.ru. Дата и время подведения результатов торгов – 17.07.2017г в 12ч. 00мин., по адресу: www.m-ets.ru.
10.07.2017г. в 21:00:05.785 Заявителем была подана заявка № 6 по лоту №12 (з/у, ЗНП: для ж/с (фактически являются дорогами на территории ЖК) пл. 1010кв.м., расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная к/н 23:40:0507002:47. Данная заявка, по мнению Заявителя, содержала все необходимые сведения предусмотренные Законом о банкротстве и предложение о цене имущества в размере 704 000 (семьсот четыре тысячи) рублей.
Протоколом №19949-ОАЗФ/12 об определении участников торгов с закрытой формой представления предложений о цене в форме открытого аукциона по продаже имущества ООО «ИСК «Модус» данная заявка была отклонена «в связи с отсутствием в заявке предложения о цене имущества», что, по мнению Заявителя является неправомерным.
В доказательство доводов изложенных в жалобе Заявителем представлены: сообщение о торгах в газете «Коммерсант от 03.06.2017г., скан заявки на участие торгах, протокол №19949-ОАЗФ/12 об определении участников торгов, решение№19949-ОАЗФ/12 о признании торгов не состоявшимися, претензия в адрес организатора торгов.
В своем письменном объяснении от 08.08.2017 №2119 на жалобу Заявителя Организатор торгов пояснил, что: реализация имущества ООО ИСК «Модус» осуществляется в соответствии с положением, утвержденным залоговым кредитором «ПАО «Сбербанк России». Согласно условиям данного положения, открытые торги с закрытой формой подачи предложения о цене имущества проводятся путем сравнения предложений о цене имущества, поступивших от участников торгов в период приема заявок на участие в торгах. Победителем торгов признается участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.
В связи с тем, что в заявке № 6 поданной Заявителем ценовое предложение отсутствовало, организатором торгов было направлено обращение оператору электронной торговой площадки ООО «МЭТС» о представлении информации о наличии (отсутствии) ценового предложения в данной заявке. В ответ на данное обращение оператор электронной площадки сообщил, что в соответствии с пунктом 13 Закона о банкротстве, в случае, если при проведении торгов используется закрытая форма представления предложений о цене предприятия, предложения о цене предприятия представляются участниками торгов одновременно с представлением заявок на участие в торгах или в день подведения результатов торгов до указанного в сообщении о проведении торгов времени подведения результатов торгов.
Таким образом, в связи с тем, что на дату определения участников торгов в заявке поданной Заявителем отсутствовала информация о ценовом предложении Организатором торгов было принято решение об отказе к участию в торгах.
В ходе рассмотрения жалобы представители Организатора торгов поддержали доводы изложенные объяснении. По ходатайству лиц участвующих рассмотрении, с целью получения дополнительной информации срок принятия решения по данной жалобе был продлен на 17.08.2016г. на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На очередное заседание Комиссии представители Организатора торгов не явились, дополнительных доказательств правомерности своих действий не представлено.
Комиссия, выслушав доводы представителей Организатора торгов на предыдущем рассмотрении, пришла к следующим выводам:
Порядок проведения торгов в электронной форме с закрытой формой представления предложений о цене регламентируется Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 №495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Приказ №495), а также Законом о банкротстве.
Согласно пункту 4.1 Приказа №495 для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.
Пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве определено, что продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Срок представления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии с положениями статей 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).
При проведении торгов с использованием закрытой формы представления предложений о цене имущества или предприятия должника в случае представления участником торгов предложения о цене имущества или предприятия должника (далее - предложение о цене) в составе заявки на участие в торгах оператор электронной площадки должен обеспечить конфиденциальность этого предложения до начала проведения торгов.
Согласно пункту 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.
При определении участников торгов, в соответствии с пунктом 5.1 Приказа №495, не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки (в случае проведения торгов с закрытой формой представления предложений о цене - без предложений о цене).
Определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В соответствии с пунктом 6.1.2 Приказа № 495 при проведении торгов с использованием закрытой формы представления предложений о цене указанные предложения не подлежат разглашению до начала проведения торгов. Оператор электронной площадки обеспечивает конфиденциальность таких предложений.
Таким образом, указанные нормы, регламентирующих проведение торгов с закрытой формой представления предложений о цене, содержат исчерпывающий перечень требований к заявке на участие в торгах, а также перечень обстоятельств в соответствии с которыми может быть принято решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах.
Довод представителей Организатора торгов на то обстоятельство, что предложение о цене должно быть в составе заявки как предусмотрено положением, утвержденным залоговым кредитором «ПАО «Сбербанк России», и его отсутствие является причиной для отказа в допуске заявителя к участию в торгах, является несостоятельным по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае заявка поданная Заявителем – гр. <..> соответствовала требования предусмотренным статьей 110 Закона о банкротстве, а также содержала ценовое предложение. Оператор электронных торгов направил зарегистрированную заявку Заявителя Организатору торгов без предложений о цене, как того требует пункт 5.1 Приказа №495, тем самым обеспечив конфиденциальность ценовых предложений. Данное ценовое предложение подлежало оглашению в момент проведения торгов и подведения итогов, что установлено вышеуказанным пунктом 6.1.2 Приказа № 495.
Таким образом, организатор торгов ООО «Хранитель» при проведении открытого аукциона в электронной форме с закрытой формой представления предложений о цене по продаже имущества ООО ИСК «Модус», а именно: Лот №12 - з/у, ЗНП: для ж/с (фактически являются дорогами на территории ЖК) пл. 1010кв.м, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная к/н 23:40:0507002:47, допустил нарушение пункта 12 статьи 110, выразившиеся в неправомерном отказе к участию в торгах.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 18.07.2017г. заключен договор на приобретение з/у, ЗНП: для ж/с пл. 1010 кв.м, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная к/н 23:40:0507002:47 с единственным участником аукциона гр. <..> .
Таким образом, расторжение заключенного договора возможно только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу гр. <..> от 01.08.2017г. на действия обоснованной.
2. Признать организатора торгов - ООО «Хранитель» нарушившим пункт 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
3. В связи с завершением торгов по вышеуказанному лоту и заключением договора на приобретение з/у, ЗНП: для ж/с пл. 1010 кв.м, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная к/н 23:40:0507002:47 с единственным участником аукциона гр. <..> предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лиц Адыгейского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности ООО «Хранитель» и его ответственного должностного лица.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.