Решение б/н Решение по делу №А-9/10-15 от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №А-9/10-15

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <…> временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России)  

Члены Комиссии:

 -  начальник отдела Адыгейского УФАС России <…>

-  ведущий специалист – эксперт Адыгейского УФАС России <…>

-  главный специалист – эксперт Адыгейского УФАС России <…>

в присутствии представителей:

      - ОАО «Кубаньэнергосбыт» по доверенности №16-5743 от 22.12.2014г. <…>

      - МУП «Ресурс» по доверенности №409 от 08.06.2015г. <…>

рассмотрев дело №А-9/10-15, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Кубаньэнергосбыт» пункта 4  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившегося в ущемление интересов жителей многоквартирного дома №24 по ул. Ленина в г.Адыгейске, в части необоснованного полного ограничения режима потребления электрической энергии котельных №1, №2 МУП «Ресурс» с 21.04.2015г. по 23.04.2015г., повлекшее за собой полное ограничение горячего водоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Адыгейское УФАС России 22.04.2015г. поступило заявление                  <…> на действия ОАО «Кубаньэнергосбыт»  по необоснованному полному ограничению поставки электроэнергии на котельную, которое повлекло за собой отключение горячей воды в многоквартирном доме №24 по ул.Ленина в г. Адыгейске с 21.04.2015г.

Рассмотрев поступившее заявление, Адыгейское УФАС России 24.04.2015г.  направило запрос в МУП «Ресурс» о предоставлении следующей информации:

-  письменное пояснение по существу прилагаемого заявления;

-  причины прекращения поставки горячей воды;

- при прекращении поставки горячей воды из-за ограничения поставки электроэнергии  наличие уведомлений об ограничении направленных энергоснабжающей организацией и задолженности за поставку электроэнергии.

В своем ответе от 06.05.2015г. МУП «Ресурс» пояснило следующее:

«Прекращение подачи горячей воды абонентам МУП «Ресурс» имело место с 21.04.2015 года в связи с полным ограничением электроснабжения котельных №1 и №2 из-за задолженности предприятия за электроэнергию       (копия уведомления ОАО «Кубаньэнергосбыт» прилагается). В настоящее время предприятие  МУП «Ресурс» в стадии банкротства и находится под конкурсным управлением. После частичного погашения задолженности за электроэнергию и переписки с ОАО «Кубаньэнергосбыт» с 24.04.2015 года возобновлена подача электроэнергии на котельные предприятия  МУП «Ресурс». Подача горячей воды от котельных №1 и №2 всем абонентам предприятия МУП «Ресурс» возобновлена с 24.04.2015 года. За период отсутствия горячей воды начисление платы за горячее водоснабжение всем абонентам не производилась».

 В ходе рассмотрения представленных материалов выявлено наличие в действиях ОАО «Кубаньэнергосбыт» признаков злоупотребления доминирующим положением, в части полного ограничения потребления электроэнергии  котельных №1,2 МУП «Ресурс», которое повлекло за собой отключение горячей воды в многоквартирном доме №24 по ул.Ленина в                г. Адыгейске с 21.04.2015 по 23.04.2015г. в том числе потребителям надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате за коммунальные ресурсы, результатом, которых может явиться ущемление их интересов.

Определением о назначении дела №А-9/10-15 от 19.05.2015г. у ОАО «Кубаньэнергосбыт», были запрошены следующие документы:

-  договор энергоснабжения №1150453 от 27.02.2015 заключенного с МУП «Ресурс»;

-  уведомления направленные МУП «Ресурс» в марте, апреле 2015 года о введении ограничения режима потребления электроэнергии;

- акты об ограничении  режима потребления электроэнергии  котельных №1, №2 МУП «Ресурс»;

- акт согласования аварийной брони МУП «Ресурс»; 

  - договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Кубаньэнерго».

У МУП «Ресурс» были запрошены следующие документы:

- установленные тарифы на услугу горячего водоснабжения на 2015 год;

- документы, устанавливающие право владения котельными №1,№2;

-  информацию о наличии либо отсутствии задолженности у потребителей многоквартирного дома №24 по ул. Ленина в г.Адыгейске по услуге: горячее водоснабжение на 21.04.2015г.

Как следует из материалов, предоставленных в Адыгейское УФАС России, между МУП «Ресурс» и ОАО «Кубаньэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения №1150453 от 27.02.2015.

МУП «Ресурс» осуществляет оказание услуг по горячему водоснабжению в многоквартирные дома г. Адыгейска с котельных  №1 и №2.

06.04.2015 исх. №1150000090 ОАО «Кубаньэнергосбыт» направило МУП «Ресурс» уведомление о не исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), предусмотренных условиями договора №1150453 от 27.02.2015 и о необходимости с 17.04.2015 самостоятельного частичного ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки: ТУ №71 котельная №1, ТУ №81 здание котельной №2, обеспечив доступ представителей сетевой организации и (или) ОАО «Кубаньэнергосбыт». В случае отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии путем отключения собственных энергетических устройств и (или) не допуска представителя сетевой организации и (или) ОАО «Кубаньэнергосбыт», а также не оплаты задолженности в полном объеме в срок до 20.04.2015,  ОАО «Кубаньэнергосбыт» будет вынуждено с 21.04.2015г. в соответствии с пунктом 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по точкам поставки: ТУ №71 котельная №1, ТУ №81 здание котельной №2.

ОАО «Кубаньэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Республики Адыгея по точкам поставки за исключением зоны деятельности ОАО «НЭСК» и ОАО "Оборонэнергосбыт", в соответствии с решением  Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.10.2006 №45/2006-э, а также ОАО «Кубаньэнергосбыт» занимает доминирующее положение в сфере оказания услуг электроснабжения и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более 35%.

Таким образом, в силу своего доминирующего положения ОАО «Кубаньэнергосбыт» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закон о защите конкуренции.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

    Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

   В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:

обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;

обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней;

меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.

Порядок введения ограничения в подаче электроэнергии регламентирован Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила).

Согласно пп. "б" п. 2 Правил, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа; возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил учитывается величина технологической и аварийной брони.

Разделом II Правил регламентирован порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.

Согласно пункту 18 раздела II Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения пункта 18 раздела II Правил.

Согласно пункту 2 приложения к Правилам к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Ограничение режима потребления электроэнергии недопустимо в отношении этих объектов.

В рассматриваемой ситуации, МУП "Ресурс" является организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению населению г.Адыгейска.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

В соответствии с предоставленной Адыгейскому УФАС России информации в отношении объектов, принадлежащих МУП  "Ресурс", ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, величины аварийной и технологической брони в договорах энергоснабжения не определены, акты аварийной и технологической брони не согласованы.

Исходя из пункта 2 приложения к Правилам к потребителям, частичное ограничение режима электропотребления производится в соответствии с пунктом 17 указанных Правил, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов. Таким образом, ограничение режима потребления организаций, эксплуатирующих объекты центрального водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, осуществляется с соблюдением порядка установленного Законом об электроэнергетике, Правилами, в том числе с учетом особенностей, которые предусмотрены названными нормативными правовыми актами применительно к отдельным категориям потребителей.

Согласно абзацу 2 пункта 18 Правил при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с приложением №1 к договору энергоснабжения №1150453 от 03.03.2015г. в перечень точек поставки, по которым производится контроль за отпущенную электрическую энергию (мощность) входит ТУ №71 котельная №1 с максимальной мощностью 100 кВт и ТУ №81 здание котельной №2 с максимальной мощностью 320 кВт.

«Актом ограничения/возобновления, режима потребления электроэнергии, проверки ранее отключенного оборудования» составленным представителем ОАО «Кубаньэнергосбыт» 21.04.2015г. приняты меры по ограничению (отключению) за задолженность точек поставки  ТУ №71 котельная №1 отключенная мощность 100 кВт, и  ТУ №81 здание котельной №2 отключенная мощность 320 кВт.

Соответственно ограничение по данным точкам поставки произведено в полном  объеме.

Таким образом, в условиях установленной обязанности согласования уровня аварийной брони, до которого допустимо вводить ограничение режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения, ОАО «Кубаньэнергосбыт» должно было до момента введения ограничения энергопотребления на объекты водоснабжения, принадлежащие МУП "Ресурс", согласовать уровень аварийной брони, что сделано не было.

В отсутствие согласованной величины аварийной брони по усмотрению энергоснабжающей организации невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов на предприятии, может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

   Вместе с тем доказательств о намерениях согласовать  величину аварийной брони ограничении режима потребления ОАО «Кубаньэнергосбыт» в Адыгейское УФАС России предоставлено не было.

  Кроме того в соответствии со статьей 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ОАО «Кубаньэнергосбыт» по  полному ограничению  режима электропотребления на точки поставки: ТУ №71 котельная №1 с максимальной мощностью 100 кВт и ТУ №81 здание котельной №2 с максимальной мощностью 320 кВт, результатом, которых может явиться ущемление интересов других лиц, нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

          Как было установлено в ходе рассмотрения дела, 24.04.2015 на точки поставки: ТУ №71 котельная №1 с максимальной мощностью 100 кВт и ТУ №81 здание котельной №2 с максимальной мощностью 320 кВт энергоснабжение возобновлено в полном объеме. Таким образом, оснований для выдачи предписания ОАО «Кубаньэнергосбыт»,  у Адыгейского УФАС России нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях ОАО «Кубаньэнергосбыт» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного полного ограничения режима потребления электроэнергии по точкам поставки ТУ №71 котельная №1, ТУ №81 котельная №2 принадлежащим МУП «Ресурс»,  относящихся к объектам водоснабжения, повлекшее за собой полное ограничение горячего водоснабжения жильцам многоквартирного дома №24 по ул.Ленина в г.Адыгейске, что противоречит нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и является ущемлением интересов других лиц и злоупотреблением доминирующим положением.
  2. Передать материалы дела №А-9/10-15 Руководителю Адыгейского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны