Решение б/н Решение по делу № К-04/15 по жалобе ООО "Стиль" от 21 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К-04/15 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

20.01.2015 года                                                                                          г. Майкоп

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления Женетля А. Ш., членов Комиссии: ведущих специалистов – экспертов Управления Вдовиной О. Ю. и Хачемизовой З.К., в присутствии представителей ООО фирма «Стиль» - <…> (доверенность от 20.01.2015 года), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» - <…> (доверенность от 20.01.2015 г.), <…> (доверенность от 20.01.2015 г.), рассмотрев жалобу ООО фирма «Стиль» от 13.01.2015 года на действия единой комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» (далее – комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме №0376100001914000013 на право заключения государственного контракта на выполнение строительно – монтажных работ на объекте капитального строительства «Реконструкция общежития в учебно- лабораторный корпус и спортивное ядро на территории комплекса зданий АГУ по ул. Советской, 60 в г. Майкопе» 2-ая очередь «под ключ», а также, проведя внеплановую проверку документов закупки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках)

                                            УСТАНОВИЛА:

Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВПО «АГУ», Заказчик) 16.12.2014 года размещены на официальном сайте для размещения закупок для государственных и муниципальных нужд zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) извещение и документация электронного аукциона №0376100001914000013 на право заключения государственного  контракта на выполнение строительно – монтажных работ на объекте капитального строительства «Реконструкция общежития в учебно - лабораторный корпус и спортивное ядро на территории комплекса зданий АГУ по ул. Солнечная, 60 в г. Майкопе» 2-ая очередь «под ключ» (далее – аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта 183 451 540 (сто восемьдесят три миллиона четыреста пятьдесят одна тысяча пятьсот сорок) рублей.

Документация аукциона утверждена должностным лицом ФГБОУ ВПО «АГУ» - <…> 11.12.2014 года.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 13.01.2015 года  поступила жалоба ООО фирма «Стиль» (далее –Заявитель).

Адыгейским УФАС 14.01.2015 года были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заказчику, Заявителю, оператору электронной площадки, а также требование о приостановлении процедуры определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Информация о времени и месте рассмотрения жалобы также размещена на официальном сайте.

В жалобе Заявитель указал, что комиссия Заказчика  неправомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе, т.к. его заявка соответствует установленным заказчиком требованиям, в связи с чем просит провести внеплановую проверку документов закупки, принять соответствующие меры и обязать Заказчика устранить нарушения Закона о закупках.

Комиссия УФАС, изучив документы закупки, заявки участников закупки установила:

1. В соответствии с пп.1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках: «Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе».

В соответствии с п. 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: «описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

Согласно  пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться».

Согласно информационной карте документации об аукционе первая часть заявки должна соответствовать  п. 3 части 3 статьи 66 Закона о закупках  и должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;

б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара».

Согласно части 1 статьи 67 Закона о закупках «Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе»: «Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг».

В соответствии с частями 3 и 4 вышеуказанной статьи Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи, согласно которой участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о закупках: «По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе».

В Информационной карте документации аукциона содержится Инструкция по заполнению первой части заявки, в которой указано, что участник в первой части заявки при указании значений характеристик должен указать конкретные значения, не допускающие разночтений и двусмысленного толкования, не должно быть слов «максимальное значение», «минимальное значение», «от» , «до», «не более», «не менее», «более», «менее», «или», «<», « >», «должно», «должна», «должны» и.т.п. В инструкции также указано, что показатели со значением «,» необходимо указывать конкретно один из предложенных вариантов, а показатели диапазонного значения со знаком «-», «-», « =», « +/-», «+», «/» остаются неизменными.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 06.01.2015 года (далее – протокол) поступило 4 заявки от участников закупки на участие в аукционе, при этом 3 участника закупки не допущены к участию в аукционе.

Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия заявки требованиям документации об аукционе, т.к. в заявке  конкретно не указаны показатели используемых материалов, а именно:

-в позиции 8 «Щебень из природного камня для строительных работ» заявителем было указано значение марки - 600, при этом в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ (далее – Сведения о товарах) по данной позиции указано «Марка должна быть более 600» (необходимо было указать марку  превышающую 600);

-в позиции 16 «Синтетическая искусственная трава» в Сведениях о товарах указано «Крепление ворса >45; в заявке указано - 45;

- в позиции 25 «Доски обрезные хвойных пород» участником размещения заказа была указана толщина 50 мм., хотя в технических характеристиках было указано 2 значения данного показателя;

- в позиции 2 «Доски обрезные хвойных пород» участником размещения заказа была указана толщина 25 мм., хотя в технических характеристиках было указано толщиной 25 мм и более. Необходимо было указать 2 значения данного показателя;

-в позиции 33 «Водосточные трубы, колено трубы» не указан диаметр, при этом в Сведениях о товарах указан «диаметр – не менее 100 мм»;

-в позиции 46 «Плитка керамическая для полов» заявителем указана толщина плитки - 8 мм, а в Сведениях о товарах указано требование к товару - «Толщина >8мм»;

- в позиции 47 «Клей для облицовочных работ водостойкий» заявителем указана пропорция замеса - 0,3 л воды на 1 кг (7,54 л на мешок 25 кг), при этом в Сведениях о товарах указано «0,23-3л воды на 1 кг», а в инструкции по заполнению заявки установлено требование, что показатели со знаком «-» остаются неизменными.

Представитель Заявителя в ходе рассмотрения жалобы отметил, строительство должно вестись согласно проектно - сметной документации (ПСД), при этом в документации аукциона указаны характеристики товаров иные, чем в ПСД (в ПСД нет марки щебня более 600, досок обрезных  толщиной свыше 44 мм и.т.п.),  и что Заявитель заполнил заявку в соответствии с требованиями к товарам, содержащимся в ПСД, в связи с чем заявка соответствует требованиям.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 105 Закона о закупках жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок, при этом жалоба поступила 13.01.2015 года, т.е. после окончания срока подачи заявок, в связи с чем Комиссия УФАС не рассматривает доводы жалобы о том, что документации аукциона не соответствует требованиям, содержащимся в проектно-сметной документации.

Представитель Заявителя в ходе рассмотрения жалобы также отметил, что некоторые из характеристик, указанных заказчиком, в т.ч. в пп. 25,26 Сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ документации аукциона указаны таким образом, что невозможно понять, какой товар  необходим заказчику. 

Представитель Заказчика проинформировал членов Комиссии УФАС о том, что в пп.25 и 26 заявки Заявителю необходимо было указать два значения показателя «толщина доски», при этом он указал только одно.

Комиссией УФАС установлено, что в Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных  работ документации аукциона (далее Сведения о товарах) указаны характеристики товаров в п. 25 «Доски обрезные хвойных пород»: «Длиной: от 4 до 6,5 м., шириной от 75 до 150 мм, толщиной 25 мм и более, 1 сорта», в п. 26 - «Доски обрезные хвойных пород» - «Длиной: от 4 до 6,5 м., шириной от 75 до 150 мм, толщиной 44 мм и более, III сорта», в связи с чем указанные Заказчиком значения такого показателя товара, как «толщина доски»: «толщиной 25 мм и более», «толщиной 44 мм и более», возможно толковать двояко: как необходимость указать толщину 25 мм или  более 25 мм,  44 мм или  более 44 мм., либо как необходимость указать доски с разной толщиной: в п. 25  доски с толщиной 25 мм, а, кроме этого, толщиной более 25 мм, аналогично и по п. 26, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о закупках, согласно которой: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться».

Таким образом, исходя из требований Закона о закупках, а также в целях однозначного толкования участниками закупки значения такого показателя как «толщина доски», в случае если необходимы доски с разной толщиной, Заказчику необходимо было  в пп. 25 и 26 Сведений о товарах кроме значений показателя «толщина доски», которые не могут изменяться «25 мм» и «44 мм» указать еще максимальные и (или) минимальные значения другого показателя, т.е. указать «более 25 мм» или более «44 мм» и.т.п., при этом он указал «и более».

Анализ содержания заявки Заявителя Комиссией УФАС показывает, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Заказчика, указанным в п.п. 8,16, 33,46,47 Сведений о товарах, в связи с чем доводы жалобы Заявителя не обоснованы.

В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила, что заявка №2, как указано в протоколе, также не соответствует требованиям документации аукциона, т.к. в п. 14 «Синтетическое покрытие» участником указана «насыпная плотность» около 600 гр/литр», а согласно инструкции по заполнению заявки необходимо указать конкретное значение, а в позиции 28 «Состав огнебиозащитный пропиточный» участником указано два вида данного состава «(жидкость, порошок)», при этом в инструкции по заполнению заявки указано, что при указании в документации аукциона  значений показателей со знаком «,», необходимо выбирать один из указанных через знак «,».

Кроме того, в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе участнику закупки с номером заявки 2 в протоколе указано, что участник указал страну происхождения товара - РФ, а в соответствии с статьей 1516 ГК РФ страна не является местом происхождения товара, однако, согласно разъяснениям Минэкономразвития от 07.07.2014 №Д28и-1194 в случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования мест происхождения товара участником аукциона указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара,  а также 31.12.2014 года опубликованы изменения к Закону о закупках, в соответствии с которыми при указании места происхождения товара можно указать страну происхождения товара.

В протоколе указано, что заявка №3 также не соответствует требованиям пп. 25 «Доски обрезные хвойные», т.к. указана толщина доски 50 мм, а в сведениях о товарах требование указано «толщина 44 мм и более», в п. 33 «Водосточные трубы, колено трубы» не указан размер, при этом в сведениях о товарах указан размер «98*63», а в п. 35 «Водосточная воронка» участником указаны два диаметра:100 и 125, а в сведениях о товарах указано «Диаметр 100, 125 мм» и согласно инструкции по заполнению заявки если показатели указаны со знаком «,» необходимо выбрать один из показателей.

Кроме того, в протоколе по заявке 3 комиссией указано, что в п. 43 «Смесь сухая для заделки швов растворная» участником указаны значения со словами «от  и «до», необходимо было указать конкретные значения.

Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что в заявках Заявителя и единственного участника закупки, допущенного к участию в аукционе, также как у участника закупки с номером заявки 3 в п. 43 не указаны конкретные значения, а указаны диапазонные значения, в которых вместо «от» и «до» указаны значения со знаком «-»: +5 -+30С; -20 -+60С; 4 -16 мм, при этом конкретные значения показателей в п. 43  указаны только в заявке одного участника закупки с номером заявки 2.

Исходя из того, что в протоколе в качестве  основания для отказа в допуске к участию в аукционе участнику закупки с номером заявки 3 по п. 43 указано, что значения показателей в п.43 должны быть конкретными, а также из содержания инструкции по заполнению заявки, участниками закупки в указанном пункте должны быть указаны конкретные значения этих показателей, но при этом только один участник закупки с номером заявки 2 указал конкретные значения в п. 43, а  Заявитель (номер заявки 4) и участник закупки с номером заявки 1, допущенный к участию в аукционе, при перечислении значений показателей товара в п. 43 указали в нарушение инструкции по заполнению заявки не конкретные значения, а диапазонные со знаком «-», при этом в протоколе в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с указанием диапазонных значений, вместо конкретных, в п. 43, указано только по заявке 3.

Таким образом, комиссия при рассмотрении первых частей заявок и в случае  указания конкретных значений показателей участником закупки в п. 43 (заявка 2), и при указании диапазонных значений участниками закупки (в заявках 1, 4), не указала о несоответствии п.43 заявок требованиям документации об аукционе, и только по заявке 3 в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе указала, что значения показателей в заявке по п. 43 должны быть конкретными.

По мнению Комиссии УФАС действия комиссии при рассмотрении заявок во многом обусловлены содержанием документации об аукционе, утвержденной Заказчиком, т.к. указанные в п. 43 «Смесь сухая для заделки швов растворная» Сведений о товарах значения показателя «температура приготовления раствора», «температура основания среды» и др. не могут быть конкретными и являются диапазонными, при этом Заказчик в Сведениях о товарах не указал, что эти значения диапазонные и не должны изменяться, что не соответствует требованиям части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о закупках, согласно которых описание объекта закупки должно носить объективный характер, при этом необходимо использовать стандартные показатели, требования, в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, описание товаров должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание некоторых товаров (пп.25,26,43 и др), используемых при выполнении работ, Заказчиком осуществлено  с нарушением требований Закона о закупках, что не позволило участникам закупки однозначно понять требования Заказчика к некоторым товарам, а также комиссии однозначно определить при рассмотрении первых частей заявок соответствие заявок, установленным Заказчиком требованиям к некоторым товарам.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО фирма «Стиль» от 13.01.2015 необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» нарушение части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о закупках.

3. Выдать  Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о закупках путем аннулирования аукциона.

4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по выявленным признакам административных правонарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны