Решение б/н Решение от 15 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-101/16 о нарушении законодательства о закупках

 

12.08.2016 года                                                                                                         г. Майкоп

                                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу  ООО «Стройиндустрия» (далее – Заявитель) от 03.08.2016 №1 на действия  Заказчика при установлении  требований к участникам закупки при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных  работ по объекту «Создание АгроБизнесИнкубатора» Республика Адыгея, Гиагинский район  (извещение №1076200000216000001), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком 22.07.2016 года на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение и документация аукциона в электронной форме №1076200000216000001 на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Создание АгроБизнесИнкубатора» Республика Адыгея, Гиагинский район, (далее – аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта – 74 203 900,0  рублей.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 05.08.2016 года поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении аукциона относительно установленных требований к участникам закупки.

Адыгейским УФАС России 05.08.2016 года были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителю, Заказчику, оператору электронной площадки. Информация о времени и месте рассмотрения жалобы также размещена на официальном сайте. Представитель Заявителя для участия в рассмотрении жалобы не явился.

В жалобе Заявитель отметил, что заказчик не указал виды работ, на которые требуется свидетельство о допуске саморегулируемой организации (далее свидетельство СРО) на случай, если участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.

Заявитель также указал, что в  информационной карте указано, что в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 года №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» наличие свидетельства СРО с допуском к видам работ, входящим в указанный перечень, и которые являются предметом настоящего электронного аукциона и/или свидетельство СРО с допуском по видам работ: «а) 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство»,  а по мнению Заявителя участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки».

  Заявитель отмечает, что статьей 31 Закона о закупках закреплена обязанность Заказчика указать в документации единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие участников закупки требованиям, установленным в законодательстве Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а согласно части 2 Статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее Гр.К РФ) «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами».

Заявитель указал, что часть 3 этой же статьи закрепляет следующее: «Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц», из которой следует, что в законодательстве предусмотрено выполнение работ по договору подряда и (или) государственному либо муниципальному контракту как самостоятельно, так и с привлечением к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), и в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Заявитель также указывает, что Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624  утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно которому осуществление включенных в него работ по ремонту требует наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.  По мнению Заявителя установление Заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих только выполнение работ по генподряду, исключают возможность самостоятельного исполнения работ, и ограничивает круг потенциальных участников закупки, в связи с чем просит обязать заказчика привести в соответствие с требованиями закона документацию аукциона.

Заказчик указал в Возражении на жалобу, направленную в Адыгейское УФАС России 11.08.2016 года, что в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, при этом согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ «лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц», а  частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что «лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства».

Заказчик отмечает, что Заявитель в своей жалобе ссылаясь на Закон о закупках, утверждает, что участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки или допуск на генподряд, при этом, предметом закупки является выполнение  комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Создание АгроБизнесИнкубатора», а не отдельных видов работ,  а учитывая, что  работы, требующие наличие  свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав строительно-монтажных работ по созданию АгроБизнесИнкубатора, считает  жалобу Заявителя на действия  заказчика при установлении требований к участникам закупки при проведении аукциона необоснованной.

  Заказчик также указал, что аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2015 г. № Ф04-26756/15 по делу № А75-1009/2015 и письме ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19714 «О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства».

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия УФАС установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

  Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

  Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

  В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

  По мнению Комиссии УФАС довод жалобы Заявителя о том, что  участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки противоречит нормам ГрК РФ.

Так, в соответствии с частью  3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, при и этом обязанность по организации и координации строительных работ никак не связана с привлечением субподрядчиков, т.е. даже если подрядчик не привлекает для выполнения работ третьих лиц, в силу ГрК РФ он все равно является генподрядчиком.

Кроме того, согласно частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства включены в перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, при закупке строительных работ необходимо установить требование о наличии у участника закупки допуска исключительно на генподряд, учитывая, что на конкретные виды работ генподрядчик может привлечь субподрядчиков.

  Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

   Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

  В Пункте 9 Информационной карты  аукционной документации указаны требования к участникам закупки, в т.ч. установленные в соответствии с п. 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно:

-«соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 года №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» наличие свидетельства  СРО с допуском к видам работ входящим в указанный перечень и которые являются предметом настоящего электронного аукциона и/или СРО с допуском по видам работ :

а) 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3 Жилищно-гражданское строительство».

Пунктом 10 Информационной карты аукционной документации  указан Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в подтверждение их соответствия установленным требованиям,  в т.ч. п. 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках:

«1) Документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг – копия свидетельства СРО о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства включенных в перечень, утвержденный  приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 года № 624 и входящих в предмет настоящего электронного аукциона, и/или по видам работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3 Жилищно-гражданское строительство».

Таким образом, при этом наличие у участника свидетельства о допуске СРО с функцией генерального подрядчика пункт 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" исключает обязательное условие наличия у участника закупки разрешительных документов, поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению соответствующих работ, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы заявителя пояснил, что в связи с необходимостью выполнения комплекса работ в соответствии с проектной документацией заказчик установил в соответствии с Гр.К, письмами ФАС России  требование о наличии у участника закупки только свидетельства СРО на генподряд.

Комиссия УФАС считает, что в документации аукциона установлено надлежащее требование к участникам закупки в соответствии с требованиями п. 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках: наличие свидетельства СРО на допуск к работам: «33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство». Позиция Комиссия УФАС относительно установления требований к участникам закупки при проведении торгов подтверждается письмами ФАС России, в т.ч. от 02.11.2015 №АЦ/60557/15, судебной практикой (решения по делам №№А-40-135881/11-149-941, А-40-73224/12-120-700, А-75-1009/2015 и.т.п.), а также решениями ФАС России (от 23.05.2016 №№К-801/16, №К-803/16 и.т.п.).

  При таких обстоятельствах Комиссия УФАС считает довод жалобы Заявителя необоснованным

Комиссия УФАС, руководствуясь статьями 99, 106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом

РЕШИЛА:

          1.Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ»  не обоснованной.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны