Решение б/н Решение по делу №К-102/18 о нарушении законодательства о ко... от 7 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-102/18 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

07 августа 2018 года г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 07.08.2018

Решение в полном объеме изготовлено 07.08.2018

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС – <…>, членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>.; ведущих специалистов-экспертов <…>. в присутствии представителей: Уполномоченного органа– администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» (далее – Уполномоченный орган) <…>., <…>. (доверенность от 06.08.2018 исх. №01-6-3623), рассмотрев жалобу ООО «Строй Лес» (далее – Заявитель) на положения документации электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство спортивного зала для занятия тяжелой атлетикой по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п.Энем, ул. Фрунзе, 15/1А (для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям) (извещение № 0176300007618000033) (далее – Аукцион)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба Заявителя, в соответствии с которой:

1. Устанавливая в подпункте 12.12 Проекта контракта обязанность Подрядчика в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило своё действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, что указаны в контракте, Заказчик возлагает на поставщика обязанность, не предусмотренную положениями Закона о контрактной системе, при этом лишает Подрядчика возможности реализовать свое право на предоставление в ходе исполнения контракта обеспечения его исполнения в размере, уменьшенном на размер выполненных обязательств, а потому нарушает части 3,7 статьи 96 Закона о контрактной системе.

2. В позиции 1 «Хризотил» раздела «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» Заказчик устанавливает: «Изготовлен по ГОСТ Должно быть» (Аналогично во всех позициях раздела), при этом не установлено, какой именно государственный стандарт соответствует данному товару, что не отвечает требованиям объективности к описанию объекта закупки и вводит участников закупки в заблуждение. Учитывая изложенное, считаем, что установленное заказчиком требование по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В позиции 17 «Винт» раздела «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» Заказчик устанавливает:

Номинальный диаметр резьбы d, мм - 4 или 5

Номинальный диаметр головки D,мм - 8,5 или 7,0

Номинальная высота головки k,мм - Не более 3,5

Согласно ГОСТ 17473-80 «Винты с полукруглой головкой классов точности А и В. Конструкция и размеры»: Конструкция и размеры винтов должны соответствовать: высота головки k,мм - 2,8 или 3,5. Таким образом, требование заказчика «Номинальная высота головки k, мм - Не более 3,5» противоречит ГОСТ 17473-80, так как для винтов с номинальным диаметром резьбы 4 мм и 5 мм, высота головки k составляет 2, 8 мм и 3, 5 мм соответственно. Если участник закупки в заявке укажет, например, номинальный диаметр резьбы 4 мм, а высота головки k 2,1 мм или 1,7 мм, то представленные данные будут противоречить ГОСТ 17473-80. К тому же в ГОСТ 17473-80 отсутствует термин «номинальная высота головки», который использует для объекта закупки Заказчик, что нарушает нормы пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. В позиции 63 «Электроды» (Аналогично в позициях 64, 65, 66) раздела «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» заказчик запрашивает требования к товару, который будет использован при выполнении работ подрядчиком, соответственно заказчик даже не сможет проверить товар, который должен соответствовать данному требованию, так как заказчик проверяет выполнение работ, а не поставку товаров, а электроды это расходный материал, следовательно Заказчиком выставлены показатели качества и инструментарию подрядчика, с помощью которого он добивается необходимого качества. Расходный материал, используемый подрядчиком не является товаром, который может быть либо структурным элементом объекта, либо отдельными предметами в составе объекта ремонта. Таким образом, установив требование к расходному материалу, который будет использован при выполнении работ подрядчиком, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

5. В позиции 3 «Бетон» заказчик установил требования: Класс по прочности на сжатие -Требуется В15; Марка по морозостойкости по первому базовому методу -Должна быть выше F175; Марка по водонепроницаемости - Должна быть W4. Требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по всему разделу Приложения. Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного Заявитель требует приостановить подписание контракта аннулировать результаты проведения электронного аукциона, просит привлечь Заказчика и должностных лиц Заказчика к административной ответственности, провести внеплановую проверку.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия УФАС установила следующее.

Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 18.07.2018 размещены извещение и документация Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 266 780,00 рублей. Источник финансирования – Средства республиканского бюджета и средства местного бюджета МО «Тахтамукайский район» в рамках заключенного Соглашения №1 о порядке и условиях предоставления субсидии бюджету МО «Тахтамукайский район» на реализацию мероприятий государственной программы РА «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы на 2018 год и Решения сессии Совета народных депутатов №22 от 05.06.18 года.

Аукционная документация утверждена <…>. – 18.07.2018.

1. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно частям 3 и 4 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Часть 7 статьи 96 Закона о закупках предусматривает, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с указанными нормами Заказчиком в пункте 12 Проекта контракта предусмотрено, что Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 5 (пять) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет.

В подпункте 12.12 Проекте контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, содержит недостоверные сведения, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение настоящего Контракта на тех же условиях и в размере не менее установленного в данном разделе настоящего Контракта.

При этом, в пункте 12.9 Проекта контракта установлено, что в ходе исполнения Контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.

Проанализировав вышеуказанные положение Проекта контракта Комиссия УФАС приходит к выводу, что содержащееся в подпункте 12.12 Проекта контракта условие, с учетом содержащегося в подпункте 12.9 Проекта контракта положения, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, следовательно, в данной части, жалоба является необоснованной.

2. Доводы Заявителя об отсутствии в Сведениях о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ (Приложение №2) Аукционной документации (далее – Сведения о товарах) указания конкретного ГОСТ при ссылка на то, что товар должен быть изготовлен по ГОСТ, а также о несоответствии ГОСТ 17473-80 характеристики, указанной в позиции 17 «Винт» Сведений о товарах «Номинальная высота головки k,мм - Не более 3,5» Комиссия УФАС считает обоснованными.

Так, согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

В позициях 1-5, 9-17, 28-47, 49-56, 59-61, 63-66, 69, 70 Сведений о товарах Заказчиком установлены требования: «Изготовлен по ГОСТ - Должно быть соответствие»; «Соответствие требованиям стандарта(-ов), регламентирующего(-их) данный товар - Соответствие»; «Соответствие стандартам, регламентирующим данный товар - Требуется». При этом Заказчиком не установлено, каким именно ГОСТ или стандартам должен соответствовать товар.

В Аукционной документации отсутствует перечень нормативной документации, государственных стандартов, технических регламентов либо технических условий, которыми должны руководствоваться участники закупки при заполнении заявки в целях соблюдения требований Заказчика к товарам и материалам, которые предлагаются к применению при исполнении контракта, что может вводить участников закупки в заблуждение.

В позиции 17 «Винт» Сведений о товарах Заказчик установил:

Номинальный диаметр резьбы d, мм

4 или 5

Шаг резьбы Р, мм

Мелкий или крупный

Класс точности

В

Изготовлено по ГОСТ

Соответствие

Описание

Должен быть винт самонарезающий с полукруглой головкой

Номинальный диаметр головки D,мм

8,5 или 7,0

Номинальная высота головки k,мм

Не более 3,5

При этом в соответствии с требованиями Таблицы 1 ГОСТ 17473-80 «Винты с полукруглой головкой классов точности А и В. Конструкция и размеры» конструкция и размеры винтов должны соответствовать:

 

Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что требование: «Номинальная высота головки k, мм - Не более 3,5» не соответствует положениям ГОСТ 17473-80, так как в указанном ГОСТ отсутствует термин «номинальная высота головки», а для номинального диаметра резьбы 4 мм и 5 мм, высота головки k должна соответствовать 2, 8 мм и 3, 5 мм соответственно.

Следовательно, жалоба Заявителя в данной части является обоснованной, а в действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Доводы Заявителя о нарушениях Заказчиком положений Закона о контрактной системе, в связи с установлением в Сведениях о товарах требований к «Электродам» (позиции 63-66), а также при установлении требований к «Бетону» (позиция 3) и «Раствору» (позиция 46), Комиссия УФАС находит необоснованными.

Закон о контрактной системе объективно не содержит запрета на установление, при описании объекта закупки, требований к материалам, как не содержит и разграничения понятий «товар» и «материал».

В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать требования к товарам (материалам), которые используются при выполнении работ, и являются для Заказчика значимыми.

Как пояснили представители Заказчика, электроды являются важной составляющей для проведения сварочных работ, и значимыми для Заказчика, при этом в Сведениях о товарах содержится требование лишь к типу электрода (Э42, Э42А, Э46) и номинальный диаметр, определяемы диаметром стержня d,мм (Должен быть 4), без избыточных требованиях к его характеристикам.

Комиссия УФАС пришла к выводу, что позиция 3 «Бетон» и позиция 46 «Раствор» Сведения о товарах не содержит таких требований как химический состав и подобные, определяемые по результатам испытаний, то есть не содержит избыточных требований, которые участники закупки не могут узнать без проведения испытаний и т.п., напротив указаны характеристики которые позволят Заказчику определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным им требованиям.

Так, в позиции 3 «Бетон» заказчик установил требования:

Класс по прочности на сжатие

Требуется В15

Марка по морозостойкости по первому базовому методу

Должна быть выше F175

Марка по водонепроницаемости

Должна быть W4

 

В позиции 46 «Раствор» заказчик установил требования:

Марка по подвижности растворной смеси

Требуется Пк2

Марка по прочности раствора на сжатие в проектном возрасте.

Нужно, чтобы была выше М25

Марка по морозостойкости

Должна быть выше F75

Решением Комиссии УФАС от 07.08.2018 по делу NК-101/18 в действиях Заказчика в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлены нарушения: части 8 статьи 30, части 6 статьи 31, пунктов 1 и 2 статьи 33, части 8 статьи 34, части 4 статьи 65, пункта 1 части 5 и части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2, части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Комиссией УФАС на основании решения от 07.08.2018 по делу NК-101/18 выдано предписание Заказчику при заключении контракта по результатам проведения Аукциона, устранить, нарушение части 8 статьи 30, части 2 статьи 110.2, частей 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, путем приведения его положений в соответствие с нормами Закона о контрактной системе и с учетом Решения по делу №К-101/18 от 07.08.2018.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Строй Лес» обоснованной в части отсутствия в Сведениях о товарах указания конкретных ГОСТ и стандартов, а также о несоответствии ГОСТ 17473-80 характеристики, указанной в позиции 17 «Винт» Сведений о товарах «Номинальная высота головки k,мм - Не более 3,5».

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны