Решение б/н Решение по делу №К-111/15 по жалобе ООО "БалтСтройСервис" от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «БалтСтройСервис»
127055 г. Москва, ул. Новослободская, д.26, стр. 1, 
e-mail: baltss@inbox.ru

ФГБОУ ВПО «АГУ»
385000,  г. Майкоп, ул. Первомайская, 208

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»
420021, город Казань, улица Московская, дом 55
факс: 8 (843) 292-95-87
alsu.gataullina@tatar.ru, info@mail.zakazrf.ru


РЕШЕНИЕ
по делу №К-111/15 о нарушении законодательства о закупках

Резолютивная часть оглашена 10.12.2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя  Комиссии УФАС – <…>, временно исполняющего обязанности руководителя Адыгейского УФАС, членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>, ведущего специалиста - эксперта Управления <…>, с участием представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» (далее -  Заказчик) – <…> (доверенность от 01.12.2015 года), <…> (доверенность от 01.12.2015 года), <…> (доверенность от 01.12.2015 года), представителя ООО «БалтСтройСервис» - <…> (доверенность от 09.12.2015 года), рассмотрев жалобу ООО «БалтСтройСервис» на действия (бездействие) при проведении электронного аукциона №0376100001915000013 на выполнение работ  по реконструкции учебно-производственной базы Горная легенда МГГТК ФГБОУ ВПО АГУ» (на содержание документации электронного аукциона), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 19.11.2015 года на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru (далее – сайт) размещены извещение и документация №0376100001915000013 на выполнение работ  по реконструкции учебно-производственной базы Горная легенда МГГТК ФГБОУ ВПО АГУ» (далее – Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта – 69 904 230 рублей, 00 копеек. 
Документация Аукциона утверждена ректором ФГБОУ ВПО «АГУ» <…> 19.11.2015 года.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 03.12.2015 года поступила жалоба ООО «БалтСтройСервис» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении Аукциона относительно содержания документации Аукциона.
Адыгейским УФАС России 03.12.2015 года были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заказчику, Заявителю, оператору электронной площадки. Информация о времени и месте рассмотрения жалобы также размещена на сайте. 
В жалобе Заявитель указывает:
1. Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона с нарушением установленных сроков  частью 3 статьи 63 Закона о закупках;
2. Заказчиком в документации Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения №1 к Постановлению Правительства РФ №99 от 4 февраля 2015 года при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007;
3. Заявитель отмечает, что при изучении требований к материалам по некоторым характеристикам, Заказчик установил единицы измерения, не соответствующие стандартным к примеру:
«Краска водоэмульсионная ВЭАК-1180» Заказчиком установлено: Укрывистость высушенной пленки: г/м. Согласно ГОСТ 28196-89 Краски водно-дисперсионные: Укрывистость высушенной пленки: г/м2 .
В позиции 54. Заказчик установил требование:
«Пиломатериалы хвойных пород ГОСТ 24454-80. Из сосны; пихты; лиственницы; ели. Брусья обрезные длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм»
Согласно ГОСТ 24454-80: Термины и определения пиломатериалов - по ГОСТ 18288.

16. Брус    Пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более
20. Брусок    Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины
Судя по терминологии, заказчиком допущена ошибка (брус-брусок). Участником не представляется возможным составить предложение в данной ситуации, согласно размерам, установленным Заказчиком требованиям и требованиям ГОСТ параметры толщина и ширина соответствуют пиломатериалу «брусок».
В позиции  70. Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы до 0,1 т;
В.позиции 71. Т Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы от 0,1 до 0,5 т.».
По мнению Заявителя, данные требования к товарам излишне и не соответствует требованиям статьи 33 Закона о закупках, так как лестницы - сложный конструктивный элемент, состоящий из нескольких конструктивных элементов, то его массу на этапе подачи заявок невозможно определить.
Также Заявитель в жалобе указывает:
«По п. «Бетон тяжелый» Заказчик установил требование к марке бетона по прочности. По мнению Заявителя данное требование установлено некорректно.
По позиции 98. 3. Щебень из горных пород или гравия или валунов должен быть марки по дробимости выше 200. Для щебня из осадочных и метаморфических пород потеря массы при испытании в сухом и в насыщенном водой состоянии должна быть свыше 28 до 38% (показатель может иметь диапазонное значение).
Между тем в п. 99, 100. 3. Щебень из горных пород или гравия или валунов должен быть марки по дробимости выше 600. Для щебня из осадочных и метаморфических пород потеря массы при испытании в сухом и в насыщенном водой состоянии должна быть свыше 28 до 38% (показатель может иметь диапазонное значение)».
Заявитель в жалобе отмечает, что:
«Согласно ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ:
4.4.2 Марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, 
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород    Потеря массы при испытании щебня, %
    в сухом состоянии    в насыщенном водой состоянии 
1200    До 11 включ.    До 11 включ.
1000    Св. 11 до 13    Св. 11 до 13
800    " 13 " 15    " 13 " 15
600    " 15 " 19    " 15 " 20
400    " 19 " 24    " 20 " 28
300    " 24 " 28    " 28 " 38
200    " 28 " 35    " 38 " 54
Как видно из требований ГОСТ, Потеря массы при испытании щебня, в сухом и насыщенном водой состоянии имеют совершенно разные значения. Как поступать УРЗ при подготовке заявки, т.к. определение потери массы в сухом состоянии и определение потери массы в насыщенном водой состоянии – это совершенно разные испытания и значения у них совершенно разные».
Кроме того Заявитель указывает, что: 
«По ряду указанных доводов был направлен запрос Заказчику, на который был дан ответ в одну строчку: «Техническое задание по объекту было выполнено в соответствии с техническими регламентами, ГОСТами», в связи с чем Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования установленные законодательством о контрактной системе.
Заказчиком 08.12.2015 года представлено Возражение на жалобу Заявителя
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия УФАС установила следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено: дата и время начала подачи заявок –  19.11.2015 года, в 17:00,  дата и время окончания подачи заявок - 04.12.2015 года 17:00. Дата опубликования извещения 19.11.2015 года в 17:00. 
Частью 3 статьи 63 Закона о закупках установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. 
Таким образом, период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок доложен составлять 15 дней, с учетом установленного срока окончания подачи участниками закупки заявок - 04.12.2015 года, извещение подлежало опубликованию не позднее 18.11.2015 года.
 Однако, Заказчиком в нарушение требования части 3 статьи 63 Закона о закупках извещение о проведении электронного аукциона размещено только 19.11.2015 года, то есть менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образов жалоба Заявителя в данной части обоснована.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о закупках в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о закупках и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о закупках, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения №1 к Постановлению Правительства №99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.15.150 «Общестроительные работы по возведению прочих зданий, не включенные в другие группировки», при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 69 904 230 рублей, 00 копеек, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения №1 к Постановлению Правительства N 99.
Вместе с тем, Комиссией УФАС установлено, что в извещении и в  документации Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика нарушают требования части 4 статьи 31, , пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о закупках, в связи с чем довод жалобы Заявителя в данной части является обоснованным.
3. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
«1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: «описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком… ».
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о закупках: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться».
В Требованиях к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов) в позиции 37 Блока 1 и 2 Общестроительные работы Заказчиком указано:
«Краска водоэмульсионная ВЭАК-1180. Массовая доля нелетучих веществ: 53÷59 %. Укрывистость высушенной пленки: 120 г/м. Степень перетира: 30 мкм. Морозостойкость: не менее 5 циклов. pH  краски:  6,8 - 8,2». 
Между тем, Комиссия УФАС установила, что Заказчиком указанная единица измерения не соответствует ГОСТ 28196, должно быть гм², в связи с чем довод Заявителя обоснован.
В позиции 54 указано:
54    Пиломатериалы хвойных пород ГОСТ 24454-80. Из сосны; пихты; лиственницы; ели. Брусья обрезные длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, I сорта.    м3    0,0654
ГОСТ 24454-80 распространяется на обрезные и не обрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта, при этом в данном ГОСТ дана ссылка на ГОСТ 18288-87, где указаны наименования 
16. Брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм;
20 Брусок-Пиломатериал толщиной до 100 мм и  шириной не более двойной толщины.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссия УФА установила, что Заказчиком допущена техническая ошибка.
4. В позициях 70, 71 Блок 1 Общестроительные работы указано:

70    Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы до 0,1 т    т    0,3662
71    Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы от 0,1 до 0,5 т    т    0,1122
По мнению Комиссии УФАС установление показателей как «средняя масса сборочной единицы» Заказчиком в Требованиях к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов) к конструктивным элементам зданий является излишним, так как на этапе подачи заявок участники закупки не имеют возможности определить среднюю массу сборочной единицы.
5. В показателях «Бетон тяжелый» Заказчиком установлено, что марка по прочности должна быть не ниже М150, при этом Заказчик не ссылается на требования ГОСТ.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1975-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26633-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г. взамен ГОСТ 26633-91.
Также Комиссия УФАС установила, что показатели и технические характеристики «марка по прочности должна быть не ниже М150» в ГОСТ 26633-2012 отсутствуют, в связи с чем довод жалобы Заявителя данной  части также является обоснованным.
6. В позиции 98 п.3 в Требованиях к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов)  Заказчиком указано:
«Щебень из горных пород или гравия или валунов должен быть марки по дробимости выше 200. Для щебня из осадочных и метаморфических пород потеря массы при испытании в сухом и в насыщенном водой состоянии должна быть свыше 28 до 38% (показатель может иметь диапазонное значение)».
В позициях 99, 100 п.3 также  установлено:
«Щебень из горных пород или гравия или валунов должен быть марки по дробимости выше 600. Для щебня из осадочных и метаморфических пород потеря массы при испытании в сухом и в насыщенном водой состоянии должна быть свыше 28 до 38% (показатель может иметь диапазонное значение)».
Между тем, Комиссией установлено, что в ГОСТ 8267-93 указано:
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород    Потеря массы при испытании щебня, %
    в сухом состоянии    в насыщенном водой состоянии
1200    До 11 включ.    До 11 включ.
1000    Св. 11 до 13    Св. 11 до 13
800    » 13 » 15    » 13 » 15
600    » 15 » 19    » 15 » 20
400    » 19 » 24    » 20 » 28
300    » 24 » 28    » 28 » 38
200    » 28 » 35    » 38 » 54

Таким образом, показатели установленные Заказчиком не соответствует требованиям установленным ГОСТ, в связи с чем довод жалобы Заявителя в данной части также обоснован.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик не описал предмет закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о закупках. Техническая часть документации Аукциона не содержит стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями. 
Кроме того, Заказчиком при составлении Технической части документации Аукциона, указаны технические и качественные характеристики требуемых товаров которые не соответствуют действующим ГОСТ.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о закупках любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о закупках разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссия УФАС установила, что Заказчику поступили 4 запроса на разъяснения положений документации Аукциона. При этом Заказчиком были даны ответы участникам закупки: «Техническое задание по объекту было выполнено в соответствии с техническими регламентами, ГОСТами».
Таким образом, Комиссия УФАС считает, что разъяснения положений документации Аукциона даны Заказчиком не в полном объеме, что также не соответствует установленным  требованиям статьи 65 Закона о закупках.
Следовательно, довод жалобы Заявителя в данной части также обоснован.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом
РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «БалтСтройСервис обоснованной.
    2. Признать в действиях Заказчика нарушения: части 1 статьи 64 (статьи 33), части 3 статьи 63, части 4 статьи 31 (части 2 статьи 31), статьи 65 Закона о закупках.
3. Предписание Заказчику - Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет», Оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать, в связи с тем, что выдано по результатам рассмотрения дела №К-110/15.

     Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны