Решение б/н Решение по делу № К-22/13 по жалобе ООО «Лидер» от 5 августа 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К-22/13 о нарушении законодательства о размещении заказов

Резолютивная часть оглашена 07.05.2013

Решение в полном объеме изготовлено 07.05.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии – вр.и.о руководителя Управления Женетля А. Ш., членов Комиссии: начальника отдела Управления – Точиева Б. Б., ведущих специалистов – экспертов Управления Вдовиной О. Ю., Ким О.А. и Хачемизовой З.К., в присутствии директора ООО «Лидер» <…> (доверенность б/н), представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» - <…> (доверенность от 30.04.2013 №) и <…> (доверенность от 30.04.2013 №),  рассмотрев в соответствии с  Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 №498 (далее – Административный регламент) жалобу ООО «Лидер» (далее - Заявитель) от 25.04.2013№12 на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВПО «АГУ») при проведении открытого аукциона в электронной форме №0376100001913000002  на право заключения контракта на выполнение строительно- монтажных работ  на объекте капитального строительства «Спортивно – физкультурно-оздоровительный комплекс с закрытым плавательным бассейном в г. Майкопе, ул. 3-я Курганная, 15а, ФГБОУ ВПО «АГУ» (далее – аукцион), в связи с нарушениями законодательства о размещении заказов, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 №498 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» (далее – Заказчик) объявлен аукцион (реестровый номер закупки 0376100001913000002). Начальная (максимальная) цена контракта 135 000 000 (сто тридцать пять миллионов) рублей. Источник финансирования – федеральный бюджет. Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru (далее – сайт) и на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» - 10.04.2013 г. Документация аукциона утверждена ректором ФГБОУ ВПО «АГУ» - <…>

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 25.04.2013 поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что документация об аукционе содержит «Требования к товарам», которые прикреплены к документации об аукционе, в формате, ограничивающем возможности участников размещения заказа подготовить заявку, т.е. в сканированном виде, плохо читаемом формате, при этом пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 №470 установлено, что информация в виде текста размещается на официальных сайтах в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, а не в сканированном виде, как в указанном случае.

В жалобе также указано, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов указанный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заявитель в жалобе отмечает, что в связи с некоторыми обстоятельствами сотрудники компании работают с «ноутбуками», экран которых невелик и для подготовки заявки на участие в аукционе необходимо увеличить текст, размещенный на сайте, однако, он при увеличении размывается и распознать буквы не представляется возможным, в связи с чем Заявитель считает, что его права нарушены, поскольку он не имеет возможности подготовить заявку и принять участие в аукционе.

В жалобе указано, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика, при этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться», а согласно части  3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документации об аукционе не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут ограничение количества участников размещения заказа, однако, в «Ведомости объемов работ» документации об аукционе указаны ряд товаров, используемых при выполнении работ, без описания технических характеристик, а именно:

-п.81 - Металлочерепица «Монтеррей» (примечание: без слов «или эквивалент») - не указано ни одного параметра товара, при этом указанный товар представляет собой оцинкованные листы из стали разной толщины и с различными видами полимерного покрытия;

-п. 138 - Пробоотборник - не указаны параметры товара, при этом пробоотборники бывают для отбора проб воды, сточных вод, природного газа, нефтяных продуктов;

-п.320 - Стеклопакеты – не указаны толщина стеклопакета, количество камер и сорт (класс) стекла;

-п.321 - Антипаника – не указаны размеры и область применения товара, при этом указано, что необходимо смотреть лист IAP -16, однако, ни этого листа , как и 95% проектной документации к аукционной документации не прикреплено.

Кроме того, Заявитель в жалобе отметил, что в п.13 Информационной карты документации об аукционе указано, что размер обеспечения составляет 13 500, 00 рублей, что не соответствует действительности, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 135 000 000 рублей, а требование по обеспечению контракта установлено в размере 10 % от начальной (максимальной) цена контракта.

Заявитель в жалобе просит принять соответствующие меры и обязать Заказчика устранить нарушения Закона о размещении заказов.

В связи с тем, что документация по размещаемому заказу не была представлена Заказчиком  в  Адыгейское УФАС России, Комиссия УФАС 30.04.2013 г. объявила перерыв и 07.05.2013 г. продолжила рассмотрение жалобы.

Проведя внеплановую проверку размещения заказа в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов,  Комиссия УФАС установила:

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. В соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов к информации о размещении заказов относятся, в том числе предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и сведения, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органами исполнительной власти органами местного самоуправления, при этом информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Согласно части 3 статьи 2 Закона о размещении заказов Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 N 187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Минэкономразвития России.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее – Положения).

При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.

На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика подтвердил, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком на сайте, содержит ограничения для ознакомления – текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов. Вместе с тем, размещение Заказчиком на сайте информации в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя является нарушением части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.

2.В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком  к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, при этом согласно части 3 указанной статьи в случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств), а при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, при этом эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов: «Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:

1) требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться».

Комиссия УФАС установила, что Заявитель правомерно указал в жалобе о том, что в «Ведомости объемов работ» документации об аукционе указаны ряд товаров, используемых при выполнении работ без описания технических характеристик, а также товаров с товарными знаками без указания параметров эквивалентности товаров, в том числе указанные в пунктах 81- Металлочерепица «Монтеррей» (прим. без слов «или эквивалент», п. 138 -Пробоотборник, п. .320 - Стеклопакеты, п.321 - Антипаника со ссылкой на лист IAP -16, которого нет в размещенной документации.

Кроме отмеченных в жалобе товаров, в «Ведомости объемов работ» также указаны без слов «или эквивалент» и параметров эквивалентности товары, используемые при выполнении работ:

-п. 259 Плиты минераловатные «Лайт Баттс» ROCKWOOL;

-п.п. 327,336,342,480 Гидроизоляция, выравнивающая мастика, влагостойкий клей, затирка для плитки влагостойкая «KERAKOL»;

-п.п.п. 526,527, 530 Панели потолочные с комплектующими «Армстонг», огнестойкие плиты«Армстонг» Ritail, Uitima, плиты «Армстонг» Geramaguard, и.т.д.

Таким образом, Заказчик в документации об аукционе указал ряд товаров с товарными знаками без указания слов «или эквивалент», а также без указания параметров эквивалентности, позволяющих поставить участникам размещения заказа при выполнении работ эквивалентные, указанным в документации об аукционе, товары, что является нарушением части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В письмах ФАС России от 23.07.2010 N ИА/23610, от 01.06.2012 №АГ/17358 указано, что согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика, а отсутствие указанных характеристик товара, работ, требований к результатам работ в полном объеме в составе документации о торгах означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, при этом отмечается, что в целях надлежащего соблюдения указанных норм Закона о размещении заказов проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.

На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация, входящая в состав документации об Аукционе, не размещена на сайте в полном объеме, что является нарушением части 1 статьи 41.6 (части 2 статьи 34), пункта 1 части 4 статьи 41.6, Закона о размещении заказов.

Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что Заявитель обоснованно в жалобе указал о наличии ошибки в п.13 Информационной карты документации об аукционе, в которой указано, что размер обеспечения контракта составляет 13 500, 00 рублей, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 135 000 000 рублей, а в извещении об аукционе указано обеспечение контракта в размере 10% от цены контракта (13 500 000,0 рублей).

3. В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В извещении о проведении аукциона №0376100001913000002, размещенном на сайте 10.04.2013 года указано, что размер обеспечения контракта составляет 13 500 000 рублей.

В пункте 16.19 документации об аукционе указано: «В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, государственный, муниципальный контракт заключается только после предоставления победителем открытого аукциона в электронной форме или участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя открытого аукциона от заключения контракта, безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или после передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации об открытом аукционе в электронной форме. В случае, если обеспечением исполнения государственного или муниципального контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и капитал и резервы которого составляют не менее чем триста миллионов рублей. Капитал и резервы определяются по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления отчетности по окончании периода, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, на предыдущую отчетную дату. При этом размер поручительства не может превышать десять процентов размера капитала и резервов, определенных в порядке, установленном настоящей частью. В случае, если обеспечением исполнения государственного или муниципального контракта является договор поручительства, государственный или муниципальный контракт может быть заключен только после предоставления победителем открытого аукциона в электронной форме или участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, вместе с договором поручительства соответствующей копии бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в пунктах 3 и 5 части 2 статьи 41.3 Федерального закона №94-ФЗ и подтверждающих его полномочия. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона самостоятельно. Если победителем открытого аукциона в электронной форме или участником открытого аукциона в электронной форме, с которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется».

Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в Закон о размещении заказов, в том числе в части исключения обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства, указанные изменения вступили в силу 23.07.2012, при этом документация об аукционе утверждена Заказчиком после 23.07.2012 и опубликована на сайте 10.04.2013 г.

В соответствии со статьей 19 части 41.12 Закона о размещении заказов: «В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется».

Таким образом, установление в документации об аукционе в качестве одного из возможных способов обеспечения контракта договора поручительства, является нарушением части 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.

Руководствуясь главой 8, статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Лидер» от 25.04.2013 №12 обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика -Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» нарушение части 7 статьи 16, части 1 статьи 41.6 (частей 2 и 3 статьи 34), пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.

3. Выдать  Заказчику - Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» предписание о внесении изменений в документацию об аукционе, размещении информации на сайте в соответствии с установленными требованиями и продолжить процедуру размещения заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов и с учетом настоящего решения,

4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны