Решение б/н Решение по делу №К-46/15 по жалобе ООО «Медком МП» от 22 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-46/15 о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено: 21.07.2015 г.

                                                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС <…>, членов Комиссии УФАС: главного специалиста - эксперта Управления <…>, ведущих специалистов – экспертов Управления <…> и <…> в присутствии представителей ООО «Медком МП» <…> (доверенность от 28.12.2014 года),  Уполномоченного органа - Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок <…> (доверенность от 21.10.2014 №156) и <…> (доверенность от 26.02.2015 года), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (организатора торгов) <…> (доверенность от 12.03.2015 года),  рассмотрев жалобу ООО «Медком -МП» от 13.07.2015№357 на действия Единой комиссии Уполномоченного органа - Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0176200005515000930 на право заключения контракта на поставку перчаток для нужд учреждений здравоохранения Республики Адыгея (совместные торги), в связи с отказом в допуске к участию в аукционе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках)

УСТАНОВИЛА:

Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок 17.06.2015 года на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение и документация аукциона в электронной форме №01762000055150000930 на право заключения контракта на поставку перчаток для нужд учреждений здравоохранения Республики Адыгея (совместные торги).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 995 940,00  рублей.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 16.07.2015 года поступила жалоба ООО «Медком МП» (далее – Заявитель) от 13.07.2015 №357 на действия Единой комиссии Уполномоченного органа - Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0176200005515000930 на право заключения контракта на поставку перчаток для нужд учреждений здравоохранения Республики Адыгея (далее – аукцион), в связи с отказом единой комиссии Уполномоченного органа Заявителю в допуске к участию в  Аукционе.

Заявитель указал в жалобе, что он считает незаконным решение единой комиссии по отказу ему в допуске к участию в аукционе на основании того, что длина перчаток в пп. 3-7 таблицы первой части заявки не соответствует п. 1) пункта 4 «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе», согласно которой «Если в Техническом задании значение показателя сопровождается знаками «≤», «≥»… то эти значения показателей не уточняются и указываются участником закупки в первой части заявки в неизменном виде».

Заявитель отмечает, что он указал в первой части заявки (заявка №1) конкретные значения длины перчаток – 240 мм., что соответствует установленному заказчиком диапазону и положениям  части 3 статьи 66 Закона о закупках и ему непонятно почему заказчик требования к одному и тому же показателю – длине перчаток, по - разному указал в позициях №№1,2 - «± 240», №№8-11 – «не менее 241 мм», №№12-15 - «не менее 260 мм», а не установил универсальную форму требований к длине перчаток.

Заявитель указал в жалобе, что показатели длины перчаток четко указаны в технических паспортах, в связи с чем, по его мнению, указывать их диапазонное значение неверно и незаконно, т.к. Закон о закупках требует указания конкретных показателей, а в инструкции по заполнению заявки указано, что «значения показателей (технические характеристики) не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, то есть должны быть конкретными».

Заявитель отмечает в жалобе, что действия единой комиссии по отказу ему в допуске к участию в аукционе не соответствует требованиям документации аукциона, является незаконными и  нарушают его права и законные интересы на участие в аукционе, в связи с чем просит  отменить протокол рассмотрения первых частей заявок и обязать единую комиссию повторно провести рассмотрение первых частей заявок.

Адыгейским УФАС 15.07.2015 года были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу. Информация о времени и месте рассмотрения жалобы также размещена на официальном сайте.

Представитель Заявителя в ходе рассмотрения жалобы подтвердил доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Уполномоченного органа <…> в ходе рассмотрения жалобы отметила, что действия единой комиссии соответствовали Закону о закупках, Заявитель не допущен к участию в аукционе, т.к. его заявка не соответствовала требованиям, установленным в документации аукциона, утвержденной заказчиком (организатором торгов), что обусловлено  невнимательным изучением требований инструкции по заполнению заявки, в связи с чем считает доводы жалобы Заявителя не обоснованными.

Заказчиком (организатором торгов) в Адыгейское УФАС России направлено возражение на жалобу Заявителя от 20.07.2015, в котором указано, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона о закупках, а указанное в ней значение показателя длины перчаток в пп. 3-7 «≥240 мм» является значением показателя, которое не может изменяться и участникам закупки в заявке требовалось указать его в неизменном виде. Заказчик отметил, что причиной отклонения заявки заявителя является невнимательность при изучении документации аукциона и заполнении заявки, а кроме того, отмечается, что он не воспользовался своим правом на направление запроса о даче разъяснений положений документации аукциона.

Изучив представленные документы, заслушав мнения сторон, Комиссия УФАС установила:

Согласно части 3 статьи 105 Закона о закупках: «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке».

Жалоба Заявителя поступила в Адыгейское УФАС России 16.07.2015 года, т.е. после окончания срока подачи заявок, в связи с чем доводы жалобы относительно содержания документации аукциона, утвержденной Заказчиком (организатором торгов), Комиссия УФАС не рассматривает.

В соответствии с пп.1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках: «Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: «описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)…».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при этом если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться».

Описание объекта закупки содержится в Части IV «Техническая часть  об электронном аукционе».

Согласно п. 25 Информационной карты документации аукциона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна соответствовать требованиям, указанным в пункте б подпункта 1 пункта 3.5.1.1.  части I настоящей документации электронного аукциона.

В пункте б подпункта 1 пункта 3.5.1.1. части I документации электронного аукциона указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:

«б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

В Инструкции по заполнению первой части заявки, в т.ч. указано: «Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны быть составлены на русском языке. Документы, происходящие из иностранного государства, должны быть надлежащим образом легализованы в соответствии с законодательством и международными Контрактами Российской Федерации.

Предоставляемая участником закупки информация в первой части заявки не должна сопровождаться словами «эквивалент», «аналог», «должно быть» и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование…, а также «При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» (далее – Техническое задание):

1) если в Техническом задании значение показателя сопровождается знаками «≤», «≥», «<», «>», «±», «+», «÷», «/», «~», «…» разделены знаком «;» то эти значения показателей не уточняются и указываются участником закупки в первой части заявки в неизменном виде;

2) если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более» или «не менее», участником закупки в заявке указывается конкретное значения..».

Частью 4 статьи 67 Закона о закупках установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно Протоколу единой комиссии по рассмотрению первых частей заявок от 09.07.2015 года (далее – протокол) для участия в Аукционе поступило 7 заявок от участников закупки, одна из которых отозвана, пятерым участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе и только один участник закупки с номером заявки 6 допущен к участию в аукционе.

Заявителю (заявка 1) отказано в допуске к участию в аукционе, как указано в протоколе: «На основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона №44-ФЗ- – длина перчаток в п. 3-7 таблицы первой части заявки не соответствует п. 1) пункта 4 «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе» Части I, п. 3-7 таблицы «Описание объекта закупки» части IV «Техническая часть документации об электронном аукционе» документации об аукционе (согласно инструкции: «Если в Техническом задании значение показателя сопровождается знаками «≤», «≥»… то эти значения показателей не уточняются и указываются участником закупки в первой части заявки в неизменном виде)». По таким же основаниям отказано в допуске к участию в аукционе еще 3 участникам закупки.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией УФАС было установлено, что в пп. 3,4,5,6,7 части IV «Техническая часть документации об электронном аукционе» указаны характеристики перчаток латексных, нестирильных,  в т. ч. и  длина перчаток: «≥ 240 мм»,  в первой части заявки Заявителя в пп. 3,4,5,6,7 указано «длина: 240 мм», при этом в пункте 4 «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе» заказчик установил требование к заполнению первой части заявки: «1) если в Техническом задании значение показателя сопровождается знаками «≤», «≥», «<», «>», «±», «+», «÷», «/», «~», «…» разделены знаком «;» то эти значения показателей не уточняются и указываются участником закупки в первой части заявки в неизменном виде».

В связи с вышеизложенным, заявка Заявителя не соответствует требованиям документации аукциона, утвержденной Заказчиком, в связи с чем Единая комиссия Уполномоченного органа правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя не обоснована.

В ГОСТе Р 54521-2011 «Статистические методы. Математические символы и знаки для применения в стандартах», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2011№595-ст., приведены общие сведения о математических символах и знаках, их значениях, предназначенных для использования в стандартах и других областях, в котором содержатся в том числе знаки «≤», «≥» и указано их значение: «меньше или равно», «больше или равно».

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что стандарты на перчатки медицинские содержат характеристики, в т.ч. размеры и допустимые отклонения с различными знаками,  либо со словами «не менее».

Комиссия УФАС также установила, что в пунктах 1,2 технической части документации аукциона длина перчаток указана со знаком «240+/-10 мм», а в инструкции по заполнению заявки установлено требование о том, что значение показателей сопровождающиеся знаками «≤», «≥», «<», «>», «±», «+», «÷», «/», «~», «…» не уточняется и указывается участником закупки в заявке в неизменном виде, в связи с чем в заявке единственного участника аукциона в пп.1 и 2 значение показателя длины перчаток указано также как и в техническом задании в неизменном виде «240+/-10 мм», при этом в указанных пунктах первой части заявок  4 участников закупки, в том числе  заявителя, не допущенных к участию в аукционе, указаны конкретные значения «240 мм», без знаков «+/-», однако, эти факты в качестве основания для отказа участникам закупки в допуске к участию в аукционе не нашли отражение в протоколе.

Представитель Уполномоченного <…> пояснила, что в пп.1,2 Технического задания  показатель длины перчаток указан «240+/-10 мм» (т.е. цифры указаны через косую черту - слеш), а в инструкции по заполнению заявки указано, что если в Техническом задании значение показателя сопровождается знаками, в т.ч. «±» (в инструкции по заполнению заявки этот знак указан иначе, чем в техническом задании - через дробь), то эти значения показателей не уточняются и указываются участником закупки в первой части заявки в неизменном виде, в связи с чем единая комиссия не рассматривала во всех заявках в пп. 1 и 2 значение показателя длины перчаток на соответствие требованиям документации аукциона, поскольку не могла однозначно трактовать требования заказчика к содержанию первой части заявки в указанных пунктах (то ли должны быть конкретные значения показателя, либо неизменные - со знаком «240+/-10 мм»).

Комиссия УФАС отмечает, что поскольку единая комиссия не могла однозначно трактовать требования заказчика к содержанию первой части заявок в части заполнения значения показателя длины перчаток в пп.1 и 2 технического задания, то, соответственно, однозначно сделать вывод о том, что заявка единственного участника аукциона соответствует требованиям заказчика, не представляется возможным.

Таким образом, содержание протокола обусловлено содержанием документации аукциона, не позволившей единой комиссии Уполномоченного органа однозначно трактовать требования заказчика к содержанию первой части заявки при рассмотрении первых частей заявок, а также участникам закупки при подготовке заявок.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться».

В письме Адыгейского УФАС России от 15.07.2015 №1311, направленном заказчику, разработавшему и утвердившему документацию аукциона - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (организатору торгов), содержалось требование представить информацию, в которой указать на основании каких стандартов в технической части документации аукциона при описании одних и тех же характеристик  перчаток, в частности, длины перчаток, в одних случаях указаны значения со знаком «≥, в других - со знаком «±», а также со словами «не менее», с указанием требования в Инструкции по заполнению заявки о том, что значения показателей со знаками  «≥, «±» должны быть указаны в заявке участника закупки неизменными, а в случаях где указано значение со словом  «не менее»  -  конкретное значение, а также приложить к информации копии ГОСТов, либо иных стандартов, использованных при составлении технического задания.

Представитель Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (организатора торгов) <…>  в ходе рассмотрения жалобы заявителя отметила, что стандарты, на основании которых составлено техническое задание, заказчик (организатор торгов) представить не может и признала, что при описании длины перчаток в техническом задании ответственным лицом заказчика ошибочно указаны значения одного и того же показателя - длины перчаток по-разному - в одних случаях значения со знаком «≥, в других - со знаком «±», а также со словами «не менее», а также установлены разные требования по заполнению заявки - в одних случаях указать в заявке конкретные значения, в других – неизменные со знаками «≥, «+/-».

Комиссия УФАС, изучив некоторые стандарты на перчатки медицинские, не установила наличие в них показателей длины перчаток со знаками  «≤», «≥». 

Таким образом, информация о правомерности использования в Технической части документации аукциона при описании технических характеристик перчаток, в частности, длины перчаток, в одних случаях значений со знаками «≥, «±», которые не могут изменяться в заявке, в других - со словами «не менее», которые должны быть в заявке конкретными,  Заказчиком (организатором торгов) не представлено, в т.ч. не представлены стандарты на основании которых в технической части документации аукциона установлены значения показателей длины перчаток.

По мнению Комиссии УФАС, указание заказчиком в технической части документации аукциона одной и той же характеристики перчаток - длины перчаток, в одних случаях  значений со знаками «≥, «+/-», которые не могут изменяться в заявке, в других - со словами «не менее», которые должны быть в заявке конкретными, привело к заблуждению участников закупки относительно установленных заказчиком требований к содержанию первой части заявки и ограничило их число, поскольку только один участник закупки с номером заявки 6 допущен к участию в аукционе.

Таким образом, описание объекта закупки Заказчиком осуществлено с нарушением части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о закупках, т.к. им в Технической части документации аукциона при описании объекта закупки, в части указания характеристик перчаток, указаны отдельные значения показателя длины перчаток, которые отсутствуют в утвержденных стандартах, а, кроме того, значения одного и того же показателя длины перчаток в одних случаях указаны со знаками «≥, «+/-», которые не могут изменяться в заявке, в других - со словами «не менее», которые должны быть в заявке конкретными, при этом в описании объекта закупки не содержится обоснование необходимости использования указанных  значений.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «МЛ 21» необоснованной.

2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о закупках.

3. В связи с тем, что Комиссией УФАС по делу №К-44/15 выдано предписание Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки об устранении нарушения Закона о закупках путем аннулирования определения поставщика (электронного аукциона №0176200005515000930) на право заключения контракта на поставку перчаток для нужд учреждений здравоохранения Республики Адыгея (совместные торги), предписание об устранении нарушений Закона о закупках по делу №К-46/15 не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны