Решение б/н Решение по делу К-46/17 от 25 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-46/17 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

16.05.2017 г. Майкоп

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС), в присутствии представителя Заказчика – Министерства внутренних дел по Республике Адыгея (далее – МВД по Республике Адыгея, Заказчик) <…>, рассмотрев жалобу ООО «Кристалл - М» от 05.05.2017 г. №160 на действия Заказчика при проведении электронного аукциона №0376100007817000012 для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт административного здания МВД по Республике Адыгея по адресу: г. Майкоп, ул. Ленина, 106 (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба ООО «Кристалл-М» (далее – Заявитель) от 05.05.2017 года №160 на действия Заказчика при проведении аукциона.

1. В жалобе Заявитель указал, что в документации аукциона предусмотрено описание участниками закупки в составе заявки помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, также конкретные показатели веществ и материалов, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров, что приводит к ограничению количества участников закупок, поскольку Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений об этих веществах, при этом установление таких требований к товарам нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках.

2. Заявитель указывает, что в инструкции по заполнению заявки содержатся требования к описанию товаров, которые ограничивают круг участников закупки путем создания дополнительных препятствий для подготовки заявки, например, требование об указании участником закупки в первой части заявки единицы измерения каждого из показателей указанных товаров, даже в том случае, когда заказчиком при описании объекта закупки не указаны единицы измерения.

3. Заявитель также отметил в жалобе, что документация закупки опубликована заказчиком на официальном сайте в допустимом формате pdf, однако, он не обеспечивает возможности поиска и копирования фрагментов, которые необходимо использовать при заполнении заявки, а в приложении 1 к техническому заданию невозможно использовать информацию, указанную в графическом виде, при этом участнику закупки необходимо заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, что требует больших временных затрат при отсутствии возможности копирования информации, что является дополнительным барьером, приводящим к ограничению участников закупки, а также формальным ошибкам в заявках участников закупки.

В связи с изложенным, Заявитель просит обязать Заказчика привести документацию аукциона в соответствие с требованиями Закона о закупках.

От Заказчика поступило Возражение на жалобу Заявителя от 15.05.2017 №22/280, который считает жалобу необоснованной, т.к. Заказчиком использованы заказчиком при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе для определения конкретных показателей предлагаемых участником и единиц измерения, в связи с чем установленные требования не влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Кроме того, в письме Заказчика отмечается, что файлы документации об аукционе (техническая часть) размещены на официальном сайте в формате pdf. , а указанный формат является распространенным и открытым форматом и позволяет осуществлять ознакомление с содержанием аукционной документации без дополнительных программных или технологических средств, обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»), следовательно, формат размещения файлов документации об аукционе на официальном сайте не указывает на нарушение Заказчиком ч.4 ст.4, ч.5 ст. 112 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы представители Заявителя и Заказчика подтвердили доводы, указанные в направленных ими в Адыгейское УФАС России документах, а, кроме того, представитель Заказчика проинформировал о том, что для участия в аукционе подали заявки три участника закупки, которые допущены к участию в аукционе.

Изучив представленные документы, Комиссия УФАС установила.

МВД по Республике Адыгея 02.05.2017 г. в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации для размещения закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещены извещение и документация Аукциона (документация аукциона размещена в формате PDF ). Заказчик – МВД по Республике Адыгея. Начальная (максимальная) цена контракта 2 150 974,00 рублей. Источник финансирования - Федеральный бюджет.

Документация Аукциона утверждена начальником тыла МВД по Республике Адыгея полковником внутренней службы Шеховым А.А.

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, и требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Части 1 и 2 статьи 33 Закона о закупках устанавливают, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. При составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Описании используемых при выполнении работ товаров содержатся в Приложения №1 к Техническому заданию «Технические и функциональные характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ», где указаны характеристики товаров, позволяющих определить их соответствие потребностям заказчика.

Между тем, Комиссия УФАС отмечает, что при описании закупки Заказчик допустил некорректные выражения при описании товаров (которые не повлияли на итоги определения поставщика), так, например, такие выражения как указанные в разделе 7 требований к товарам при описании «Лака паркетного»: «обработанные им поверхности вполне уверенно чувствуют себя как в помещении, так и на закрытых верандах, беседках, навесах. Лак прекрасно держится и надолго сохраняет свои преимущественные качества даже в неотапливаемом помещении», «Он прекрасно растекается по обрабатываемой поверхности, имеет предрасположенность к моментальному пеногашению», «Также следует отметить, что лаковая поверхность успешно справляется с перепадами температур» и.т.п., что не в полной мере соответствует требованиям Закона о закупках о необходимости объективного описания объекта закупки

Вместе с тем, соответствии со статьей 105 Закона о закупках жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика (пункт 4 части 8), к ней должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность (часть 9 указанной статьи), при этом в жалобе не указано какие, по мнению Заявителя, установлены заказчиком излишние требования к товарам, не соответствуют требованиям закона, приводят к ограничению количества участников закупки, следовательно, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.

2. В инструкции по заполнению заявки, содержащейся в части 4 общей части документации аукциона, Заказчиком установлено требование: «Участники закупки в своей заявке обязательно указывают единицу измерения каждого из показателей, предложенных по товару Заказчику».

Из анализа Приложения №1 к Техническому заданию «Технические и функциональные характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ» Комиссия УФАС установила, что в описании используемых товаров в ряде случаев не указаны единицы измерения некоторых параметров, характеризующих товары, при этом Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (часть 4 общей части документации аукциона) позволяет определить в каких единицах измерения должны быть указаны те или иные характеристики товара при указании единиц измерения, отсутствующих в Техническом задании: «В случае, если при сопровождении единиц измерения толщины (Т), длины(Д), ширины(Ш), высоты(В), глубины(Г), расстояния, диаметра(Д), радиуса(Р), крупности заполнителя, фракции заполнителя заказчиком не указана единица измерения, то считать, что она установлена в миллиметрах. В случае, если при сопровождении единиц измерения номинальной толщины, номинальной длины, номинальной ширины, номинальной высоты, номинальной глубины заказчиком не указана единица измерения, то считать, что она установлена в миллиметрах. В случае, если при сопровождении единиц измерения шага, шаг, шаг волны заказчиком не указана единица измерения, то считать, что она установлена в миллиметрах. В случае, если при сопровождении единиц измерения массы, веса заказчиком не указана единица измерения, то считать, что она установлена в килограммах. В случае, если при сопровождении единиц измерения сечения провода заказчиком не указана единица измерения сечения провода, то считать что она установлена в квадратных миллиметрах… и.т.д.).

Исходя из вышеизложенного, жалоба Заявителя, в данной части является необоснованной.

3. Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (далее – ЕИС).

В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы. Частью 4 статьи 4 Закона о закупках установлено, что информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила). Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о закупках.

В письме ФАС России от 12.12. 2016 года «О формате размещения в ЕИС технической части документации о закупках» указано, что в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок, в связи с чем информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра.

Из анализа нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия УФАС пришла к выводу, что они не содержат требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, кроме того, что они должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием.

Заказчиком 02.05.2017 года на Официальном сайте размещены файлы: «Документация»; «Проект контракта», а также файлы: «Приложение №1 к Техническому заданию» в формате PDF, которые позволяют осуществлять ознакомление с данным документом, а также его печать и копирование общедоступными средствами, поиск фрагментов (кроме графических изображений), при этом документация аукциона, инструкция по заполнению заявки не содержит требования к описанию товаров в первой части заявки
с содержанием изображения поставляемого товара.

Таким образом, действия Заказчика, по размещению на Официальном сайте документации аукциона, Приложения №1 к Техническому заданию в формате PDF, не противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части, является необоснованной.

В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила:

1.Согласно части 5 статьи 63 Закона о закупках в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана информация, указанная в т.ч. в статье 42 Закона о закупках.

В пункте 2 статьи 42 Закона о закупках указано, что извещение должно содержать, в т.ч. « краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования….».

Между тем, в извещении, размещенном на официальном сайте 02.05.2017 года заказчиком не указан срок завершения работ, при этом в графе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано - «другая периодичность» (в извещении отсутствует срок завершения работ), что является нарушением части 5 статьи 63 (п. 2 статьи 42) Закона о закупках.

Согласно п 8 статьи 42 Закона о закупках извещение должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, при этом в извещении заказчиком указан только размер обеспечения контракта и платежные реквизиты для перечисления обеспечения исполнения контракта, а о возможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта не указано, что не соответствует требованиям вышеуказанной нормы закона.

Кроме того, заказчиком нарушены требования пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о закупках, т.к. в извещении заказчиком не указаны преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о закупках.

2. В нарушение части 6 статьи 66 Закона о закупках в подпункте 3 пункта 25 Информационной карты установлено требование о представлении участниками в составе второй части заявки декларации о соответствии участника закупки в т.ч. требованию, предусмотренному п. 8 части 1 статьи 31 Закона о закупках, при этом предметом закупки является капитальный ремонт здания.

3. В нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о закупках в п. 24 Информационной карты документации аукциона установлено требование к участникам закупки, предусмотренное п. 8 части 1 статьи 31 Закона о закупках, при этом предметом закупки является капитальный ремонт административного здания.

4.В нарушение части 3 статьи 64 Закона о закупках, в соответствии с которой документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, в пункте 1.6.5.5 общей части документации аукциона содержится требование в соответствии с п. 7 части 1 статьи 31 Закона о закупках, в редакции, утратившей силу (не указано, что у участника закупки не должно быть судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а, кроме того, отсутствует требование к участникам закупки, предусмотренное п. 7.1 части 1 статьи 31 Закона о закупках.

5. В соответствии с частью 13.1.Закона о закупках: «Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.".

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о закупках: «В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона».

В нарушение части 8 статьи 30 Закона о закупках в пункте 15 Информационной карты документации аукциона, пункте 3.4 Проекта контракта установлено, что выполненные работы оплачиваются Заказчиком посредством безналичного расчета путем перечисления денежных средств Заказчиком на расчетный счет Подрядчика, после подписания акта приемки-сдачи выполненных работ Ф-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 не более чем в течение 30 дней, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в установленный срок…

6. Пункты 10.10, 10.17 проекта контракта не соответствуют частям 12, 20 статьи 95 Закона о закупках (указаны в редакции Закона о закупках, утратившей силу).

7. В соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о закупках: « Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях «1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)», при этом в 10.13 проекта контракта в нарушение указанной нормы закона установлено: «Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика».

8. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация аукциона не содержит «порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе», при этом в п. 17 Информационной карты документации аукциона содержится «Порядок, даты начала и окончания срока направления участниками аукциона запроса о разъяснений положений документации о таком электронном аукционе»С «02 » мая 2017 года по «06 » мая 2017 года (включительно)…».

В ходе проверки документов закупки установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта заказчиком осуществлено методом сопоставимых рыночных цен, при этом использовано 1 ценовое предложение, что не соответствует требованиям статьи 22 Закона о закупках, а также приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".

Комиссия УФАС отмечает, что контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится в сфере полномочий антимонопольного органа закупок, т.к. в соответствии частью 8 Закона о закупках он осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Кристалл- М»» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – Министерства внутренних дел по Республике Адыгея нарушения части 5 статьи 63 (п.5 части 5 статьи 63, пп. 2,8 статьи 42) Закона о закупках, п. 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 8 статьи 30, части 6 статьи 31, части 3 статьи 64, частей 12,15,20 статьи 95 Закона о закупках.

3.Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о закупках при заключении контракта.

4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела №К-46/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны