Решение б/н Решение по делу №К-50/17 от 25 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-50/17 о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть оглашена 19.05.2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 22.05.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС), в присутствии представителя Автономного учреждения Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор» (далее - Заказчик) <…> , рассмотрев жалобу ООО «Перспектива« от 12.05.2017 года на действия заказчика при проведении электронного аукциона №1076200000217000002 на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «создание «АгроБизнесИнкубатора Республика Адыгея, Гиагинский район, ст. Дондуковская» (жалоба на содержание документации электронного аукциона), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

Автономным учреждением Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор» (далее – Заказчик) 28.04.2017 года в единой информационной системе на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение и документация аукциона в электронной форме №1076200000217000002 на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Создание «АгроБизнесИнкубатора Республика Адыгея, Гиагинский район, ст. Дондуковская (далее – аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта – 218 094 801,00 рублей.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 12.05.2017 года поступила жалоба ООО «Перспектива» (далее – Заявитель) от 11.05.2017 года на действия заказчика при проведении аукциона.

Адыгейским УФАС России 12.05.2015 года в установленном порядке были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заказчику, Заявителю, оператору электронной площадки. Информация о времени и месте рассмотрения жалобы также размещена на официальном сайте.

Представитель Заявителя для участия в рассмотрении жалобы не явился.

В жалобе Заявитель указывает:

1. В нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о закупках извещение о проведении аукциона не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, вместо этого указано: «Установлено».

2. Согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом одновременно с этим в проекте контракта указано, что «13.7. Обеспечение исполнения Контракта, внесенное в виде перечисления денежных средств, возвращается Подрядчику в течение 5 дней после полного исполнения обязательств по настоящему Контракту», т.е. заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта. По мнению Заявителя, устанавливая такие противоречивые требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.

На основании вышеуказанного Заявитель просит провести оценку правомерности действий Заказчика, выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

Заказчик направил Возражение на жалобу Заявителя от 15.05.2017 №66, в которой указал, что извещение содержит краткую информацию о закупке, в т.ч. сведения об обеспечении исполнения контракта, при этом ввиду ограничения количества символов, которые допустимо ввести при размещении сведений о закупке в извещении, полные данные приведены в документации о закупке, которая размещается одновременно с извещением о закупке в единой информационной системе и любой участник закупки может с ней ознакомиться, а правомерность действий заказчика подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации №306-КГ16-7032 от 08.07.2016г.

Заказчиком также в возражении на жалобу указано, что требования к сроку действия банковской гарантии установлены Заказчиком в соответствии с положениями части 3 статьи 96 Закона о закупках, при этом нормами Закона о закупках не регламентировано в какой срок Заказчик обязан осуществлять возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, а также не установлено, что срок действия банковской гарантии должен равняться сроку возврата обеспечения, внесенного в виде денежных средств, так как участник самостоятельно определяет способ обеспечения обязательств по контракту. Исходя из изложенного, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя представитель Заказчика подтвердил доводы, изложенные Заказчиком в возражении на жалобу Заявителя.

Рассмотрев представленные документы, выслушав представителя Заказчика, Комиссия УФАС установила:

1.Согласно части 5 статьи 63 Закона о закупках в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана, в т.ч. информация согласно статье 42 Закона о закупках. Пунктом 8 статьи 42 Закона о закупках установлено, что в извещении должны быть указаны: «размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона». В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о закупках, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Между тем, в извещении, размещенном на официальном сайте 28.04.2017 года, в графе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению…» указано: «Установлено», при этом порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению не указаны (в том числе отсутствует отсылка на содержание документации аукциона), что является нарушением части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о закупках.

В связи с изложенным в указанной части жалоба Заявителя обоснована.

Комиссия УФАС отмечает, что поскольку в документации аукциона, проекте контракта указаны размер обеспечения исполнения контракта, порядок его предоставления, требования к такому обеспечению, то выявленные нарушения Закона о закупках не повлияло на итоги определения поставщика.

2. В соответствии с частью 3 статьи 96 «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц».

Согласно части 27 статьи 34 Закона о закупках: «В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

В статье 45 Закона о закупках установлены требования к банковской гарантии.

В соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках заказчик в документации об аукционе, в т.ч. в п. 13 проекта контракта указал:

«13. Обеспечение исполнение Контракта

13.1. Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.

13.2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 13.1. Контракта;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из Контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Банковская гарантия должна соответствовать дополнительным требованиям к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утвержденным Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).

13.3. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении Заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

13.4. Банковская гарантия, предоставляемая Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.

13.5. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 10 % от цены контракта или ___________ (_________) рублей 00 копеек.*

* В случае, если предложенная участником закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13.6. В ходе исполнения Контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.

13.7. Обеспечение исполнения Контракта, внесенное в виде перечисления денежных средств, возвращается Подрядчику в течение 5 дней после полного исполнения обязательств по настоящему Контракту.

13.8. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в п. 13.1-13.5 настоящего контракта».

Таким образом, Заказчик в соответствии с нормами Закона о закупках в проекте контракта указал требования к обеспечению исполнения контракта, в т.ч. к сроку действия банковской гарантии согласно части 3 статьи 96 Закона о закупках, а в п. 13.7 в соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о закупках заказчик указал, что обеспечение исполнения Контракта, внесенное в виде перечисления денежных средств, возвращается Подрядчику в течение 5 дней после полного исполнения обязательств по настоящему Контракту, при этом Законом о закупках не регулируются сроки возврата обеспечения контракта.

Комиссия УФАС отмечает, что если исполнение контракта обеспечивается банковской гарантией, то Закон о закупках не обязывает возвращать ее поставщику, что подтверждается, в т.ч. правоприменительной практикой.

В связи с изложенным доводы жалобы Заявителя в указанной части не обоснованы.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.

2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о закупках.

3.Предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на процедуру определения поставщика.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны