Решение б/н Решение по делу №К-64/16 от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №К-64/16 о нарушении законодательства о закупках

31 мая 2016 года                                    г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 27.05.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31.05.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС – <…>, заместителя руководителя Адыгейского УФАС России, членов Комиссии УФАС: главного специалиста-эксперта Управления <…>, ведущих специалистов - экспертов Управления <…> и <…>, с участием представителей: Уполномоченного органа - Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) <…> (доверенность от 06.11.2015 года), Заказчика – Государственного бюджетного учреждения  Республики Адыгея  «Спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо имени Я.К. Коблева» (далее - Заказчик) <…> (доверенность от 25.05.2016 года), <…> (доверенность от 25.05.2016 года) рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ»  на действия Заказчика при проведении электронного аукциона №0176200005516000745 на выполнение работ по реконструкции спортивного комплекса Государственного бюджетного учреждения  Республики Адыгея  «Спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо имени Я.К. Коблева» по адресу: г. Майкоп, ул. Крестьянская, 378а (далее - Аукцион), на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок  06.05.2016 года на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение и документация Аукциона. 
Источник финансирования - республиканский бюджет Республики Адыгея, субсидии из федерального бюджета. 
Начальная (максимальная) цена контракта – 92 576 180 рублей 00 копеек.
Документация утверждена директором Государственного бюджетного учреждения  Республики Адыгея  «Спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо имени Я.К. Коблева» <…> 06.05.2016 года.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) 20.05.2016 года поступила жалоба на положения документации Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. 
Заявитель в жалобе отмечает, что Заказчиком в п.6 раздела 23 информационной карты документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении  участником закупки  в составе второй части заявок декларацию о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Кроме того, в жалобе указано, что Приложение №1 к Техническому заданию  содержащий требования к товарам используемым при выполнении работ размещен Заказчиком в формате ограничивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста, что нарушает часть 5 статьи 112 Закона о закупках.
Адыгейским УФАС 23.05.2016 года были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки ММВБ «Госзакупки». Информация о времени и месте рассмотрения жалобы также размещена на официальном сайте.
Заказчиком 27.05.2016 года представлено Возражение на жалобу Заявителя.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы Заявителя пояснил, что: 
«1. В документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики (далее – декларация).   
Ни Постановлением Правительства РФ № 1457, ни Указом Президента № 583 не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.  Таким образом, Заказчик самостоятельно определил, что в целях подтверждения соответствия участника закупки ограничению, установленному  в соответствии со статьей 14 необходимо предоставить декларацию о соответствии вышеуказанным требованиям.
2. Порядок пользования Единой информационной системой утвержден Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26 н.
В п. 4.2.  приказа указано: пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
- поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
- просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Таким образом, правила пользования сайтом ЕИС не предусматривают возможность копирования информации, содержащейся в опубликованных  документах».
Рассмотрение жалобы осуществлено в отсутствии представителя Заявителя, при этом информированы о времени и месте ее рассмотрения в установленном порядке.
Изучив представленные документы, Комиссия УФАС установила.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о закупках, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно N 583 Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. №1457 (далее - Постановление №1457) утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены, в том числе, работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается Заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о закупках и действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 6 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о закупках, или копии этих документов.
Частью 6 статьи 66 Закона о закупках установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В пп.6 п. 23 Информационной карты документации Аукциона в требованиях к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено:
«6) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона №44-ФЗ: декларация о том, что участник  не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 2 части 5 статьи 66, пунктом 2 части 4 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 88 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе, запросе предложений, закрытом аукционе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления № 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом,  в соответствии с нормами Закона о закупках уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Данные выводы Комиссии УФАС подтверждается совместным письмом ФАС России № АЦ/28993/16 от 28.04.2016 года  и МЭР №12589-ЕЕ/Д284 от 28.04.2016 года.
Таким образом, действия Заказчика установившего в документации Аукциона требование о декларации о том, что участник  не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе нарушают часть 6 статьи 66 Закона о закупках, в связи с чем жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
2. Часть 1 статьи 59 Закона о закупках устанавливает, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, а часть 4 указанной статьи устанавливает, что в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 65 Закона о закупках в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.  Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о закупках правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 1 «Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в ЕИС в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года №913, таким сайтом является www.zakupki.gov.ru.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н  «Об утверждении положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом» (далее – Положение) устанавливает порядок пользования официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
Согласно указанному Положению информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.  Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств (пункт 7). Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств (пункт 8).
Согласно п. 1.2 порядка пользования Единой информационной системой Казначейства России от 30.12.2015 N 26н: в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Из анализа нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия УФАС пришла к выводу, что они не содержат требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, кроме того, что они  должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием.
Уполномоченным органом  06.05.2016 года на Официальном сайте размещены файлы: «Решение о внесении изменений 732-А» и  «ДА №732 редакция от 06.05.2016 года» в формате DOC, файл: «Требования к характеристикам отдельных товаров (материалов)» в формате PDF, а также 4 RAR  файла проектной документации «Реконструкция спортивного комплекса Государственного бюджетного учреждения  Республики Адыгея  «Спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо имени Я.К. Коблева» по адресу: г. Майкоп, ул. Крестьянская, 378а» и ZIP файл «Обоснование начальной  (максимальной) цены контракта»
Формат PDF является общераспространенным и открытым форматом, который позволяет осуществлять ознакомление с данным документом.
Таким образом,  действия Заказчика, по размещению на Официальном сайте Приложения №1 к Техническому заданию в формате  PDF, не противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части, является необоснованной.
В ходе внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пп. 4 п. 23 Информационной карты документации Аукциона в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено:
«4) копия действующего свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, со следующими видами предусмотренными в ней работ (В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам по организации строительства в праве выполнять указанные работы при условии, если стоимость по организации строительства объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость организации строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Таким образом, указанная стоимость должна быть не ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации об электронном аукционе, то есть не ниже 92 576 180,00  рублей) (в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»): 
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство».
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 1.1. статьи 55.8 ГК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно части 7 статьи 68 Закона о закупках при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о том, что стоимость работ, указанная в Свидетельстве СРО, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках.
Вместе с тем, допущенные нарушения части 6 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках не повлияли на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при проведении Аукциона.
Таким образом, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика – Государственного бюджетного учреждения  Республики Адыгея  «Спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо имени Я.К. Коблева» нарушения части 6 статьи 66,  пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках.
3.Передать руководителю  Адыгейского  УФАС  России  материалы  дела №К-64/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны