Решение б/н Решение по делу №К-67/16 от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №К-67/16 о нарушении законодательства
о контрактной системе в сфере закупок
02.06.2016                                                       г. Майкоп

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС <…>; членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…> и ведущих специалистов-экспертов Управления <…> и <…>, в присутствии представителей муниципального казенного учреждения «Благоустройство» муниципального образования «город Майкоп» <…> (доверенность от 01.06.2016 года), администрации муниципального образования «город Майкоп» <…> (доверенность от 09.02.2016 года №32д), рассмотрев жалобу ООО «Стройиндустрия» от 25.05.2016 №396 на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения «Благоустройство» муниципального образования «город Майкоп» при проведении электронного аукциона №0376300000116000106 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства «Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Курганная от ул. Димитрова до ул. Свободы в г. Майкопе Республики Адыгея»,  проведя внеплановую проверку документов закупки  на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент) 
УСТАНОВИЛА:
Управлением  в сфере закупок администрации муниципального образования «город Майкоп» (Уполномоченный орган) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ www.zakupki.gov.ru 11.05.2016 года размещены извещение и документация Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта 17 650 165,00 рублей.
Источник финансирования – бюджет муниципального образования «город Майкоп». Документация Аукциона утверждена главным инженером   Муниципального казенного учреждения «Благоустройство» муниципального образования «город Майкоп» <…>.  
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 26.05.2016 года поступила жалоба ООО «Стройиндустрия» от 25.05.2016 №396  на действия Муниципального казенного учреждения «Благоустройство» муниципального образования «город Майкоп» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона №0376300000116000106 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства «Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Курганная от ул. Димитрова до ул. Свободы в г. Майкопе Республики Адыгея» (далее – Аукцион). 
Адыгейским УФАС России в установленном порядке направлены Заказчику, Оператору электронной площадки, Заявителю уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы, приостановке процедуры определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу и направлении документов аукциона. 
Представитель Заявителя для участия в рассмотрении жалобы не явился.
Заявитель в жалобе указал, что соответствие участника закупки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016  № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнением (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а так же организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики» (далее – Постановление №1457) подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица), при этом в соответствии с нормами Закона о закупках  уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе, при этом отметил, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа. 
По мнению Заявителя факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется, при этом он указывает, что Заказчиком в 28.7 документации об аукционе заказчиком установлено требование во второй части заявок: Декларация о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно требует у участника  декларацию о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Кроме того, Заявитель в жалобе указал, что пунктом 24 Информационной карты  аукционной документации  установлен перечень копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно: «Свидетельства о допуске к  работам,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии  с Приказом Министерства регионального развития  РФ от 30.12.2009 г. № 624:
    33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)», а Заказчиком в документации об Аукционе установлено наличие у участника допуска СРО на генподряд без конкретных видов, при этом указывает, что при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства и данный довод подтверждается письмом ФАС России от 2 ноября 2015 г. N АЦ/60557/15 и письмом Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2877.
.    В связи с изложенным в жалобе, Заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика и обязать заказчика привести документацию аукциона в соответствие с законодательством.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы отметил, что жалоба заявителя не обоснована, т.к. документация аукциона соответствует требованиям Закона о закупках, поскольку заказчиком установлено требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным Постановлением №1457 и указано, что документом, подтверждающим соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о закупках  является декларации (в произвольной форме) о соответствии участника закупки вышеуказанному требованию, при этом также отметил, что требование, установленное заказчиком  в соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о закупках соответствует требованиям действующего законодательства, т.к. заказчиком установлено требование  о наличии у участника закупки «Свидетельства о допуске к  работам,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии  с Приказом Министерства регионального развития  РФ от 30.12.2009 г. № 624:     33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» 
Изучив представленные документы,  Комиссия УФАС установила.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 25 Информационной карты документации аукциона «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» заказчик указал: «Установлено. На основании  Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016  № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнением (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а так же организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики», при этом в п. 28.7 Информационной карты документации аукциона «Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона №44-ФЗ, или копии этих документов» указано: «Декларация о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики».
Вместе с тем, в совместном письме ФАС России № АЦ/28993/16  и МЭР №12589-ЕЕ/Д284 от 28.04.2016 года указывается, что  действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, при этом в соответствии с нормами Закона о закупках уже предусмотрено направление вышеуказанных документов (выписки  из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, копии документов, удостоверяющих личность и.т.д) оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе, а факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС считает, что дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется, а в случае если заказчик или комиссия по осуществлению закупок установит, что участник не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о закупках, в том числе пункту 5 Постановления № 1457, такой участник подлежит отстранению от участия в определении подрядчика, исполнителя или решение об отказе от заключения контракта с таким участником, признанным победителем закупки, может быть принято в любой момент до заключения контракта, а в случае выявления несоответствия участника закупки требованиям пункта 5 Постановления №1457 в ходе исполнения контракта, заказчик на основании части 15 статьи 95 Закона о закупках обязан принять решение  об одностороннем отказе  от исполнения контракта и направить на основании части 2 статьи 104 Закона о закупках информацию о таком подрядчике в контрольный орган в сфере закупок для рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков..
Таким образом, требование, установленное заказчиком в п.28.7 Информационной карты документации аукциона является нарушением части 6 статьи 66 Закона о закупках, согласно которой «Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается».
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы Заявителя в части неправомерного установления требования о представлении в составе заявки «Декларация о непринадлежности участника аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики» являются обоснованными.
    2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. 
    Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО). 
    Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
    В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. 
    В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. 
    Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. 
     Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. 
    В соответствии с п.6 части 5 статьи 63 Закона о закупках в извещении должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Закона о закупках.
    В соответствии с частью 1 статьи 64, п.2 части 5 статьи 69 Закона о закупках, заказчик должен указать в документации аукциона, какие документы во второй части заявки должны содержаться в подтверждение  соответствия его  требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Закона о закупках.
    Согласно требованиям части 6 статьи 69 Закона о закупках комиссия признает Заявку на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: «1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
    2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона».
    Исходя из изложенного, комиссия  отклоняет заявку на участие  в аукционе, если участник, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику аукциона, предъявляемым документацией аукциона, в т.ч. в случае отсутствия в заявке (или несоответствия) документов, подтверждающих  соответствие его  требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Закона о закупках.
Пунктом 28.1 Информационной карты  аукционной документации  указаны документы, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно:     «Свидетельство о допуске к  работам,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии  с Приказом Министерства регионального развития  РФ от 30.12.2009 г. № 624:
    33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».
    Между тем, пункт 33 раздела 3 Перечня, указанный заказчиком в документации аукциона, содержит более тридцати видов работ по организации строительства, к которым, например, в т.ч. отнесены такие виды работ на объектах транспортного строительства (33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта", 33.2.6 "Мосты (большие и средние)") и прочие. 
    Таким образом, исходя из предмета закупки, обязательным требованием к участникам закупки при проведении вышеуказанного аукциона должно было являться, в т.ч. наличие у них и представление ими во вторых частях заявок свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня), 
    Таким образом, в документации аукциона отсутствует надлежащее требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске конкретного вида работам по организации строительства, что  нарушает часть 1 статьи 64, п. 1 части 1 статьи 31  Закона о закупках (при указании исчерпывающего перечня документов в соответствии с п.1 частью 1 статьи 31 Закона о закупах в извещении также не указан вид  работ по организации строительства).
    При таких обстоятельствах Комиссия УФАС считает обоснованным довод Заявителя о том, что в документации аукциона установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта без указания вида работ.
    Вместе с тем, вышеуказанные нарушения положений Закона о закупках не повлияли на результаты определения подрядчика, поскольку во второй части заявки единственного участника закупки (ООО «Дортранс) представлено свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня).
    Исходя из изложенного, доводы жалобы Заявителя обоснованы
 В ходе внеплановой проверки документов закупки Комиссия УФАС установила:
 В пунктах 28, 28.1 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено в том числе требование к участникам закупки, а также  о предоставлении во второй части заявки участником закупки  копии «Свидетельства о допуске к  работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии  с Приказом Министерства регионального развития  РФ от 30.12.2009 г. № 624:
    33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».
С указанием в свидетельстве стоимости соответствующих работ, размер которой не меньше начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком в документации аукциона в электронной форме».
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о том, что стоимость работ, указанная в Свидетельстве СРО, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках.
Комиссией УФАС установлено, что в заявке единственного участника закупки представлено Свидетельство СРО на допуск по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей. Учитывая то, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 650 165,00 рублей, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение, выявленное в действиях Заказчика, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» от 25.05.2016 №396 обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 64, п.1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 66  Закона о закупках.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу не выдавать, так как выявленные нарушения Закона о закупках не повлияли на результаты Аукциона.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленными нарушениями Закона о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны