Решение б/н Решение по делу №К-86/16 о нарушении законодательства о конт... от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

450010, Башкортостан, г. Уфа, ул.Летчиков, 6,

офис 14, 15

E-mail: ufa-stroyinvest@mail.ru

 

Администрация МО «Красногвардейский район»

385300,  Красногвардейский район, с.Красногвардейское, ул. Чапава, 93

E-mail: redeconom@mail.ru

 

Оператору электронной площадки

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119180, Москва, ул.Большая Якиманка, д.23

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К-86/16 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

18.07.2016                                                                                               г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 15.07.2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: 1 председателя Комиссии УФАС – <…>., временно исполняющего обязанности руководителя Управления, членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>.; ведущего специалиста-эксперта <…>., в присутствии представителей Заказчика – Администрации муниципального образования "Красногвардейский район"  (далее – АМО «Красногвардейский район», Заказчик)  <…> (доверенность от 14.07.2016 исх. №24), <…>. (доверенность от 14.07.2016 исх. №25) и <…>. (доверенность от 14.07.2016 исх. №23), рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия Заказчика – Администрации муниципального образования "Красногвардейский район" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта «Водоснабжение с. Штурбино Красногвардейского района» (извещение №0176300007316000020) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 08.07.2016 г. поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения Аукционной документации.

В своей жалобе Заявитель указал, что:

1) в Проекте контракта Заказчика содержится указание лишь на ответственность Подрядчика и не указывается ответственность самого Заказчика в части уплаты пени. Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, так как в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке;

2) в Извещении о проведение закупки установлена дата и время окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки.

Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 10.07.2015 г., что является воскресеньем, то есть нерабочим днем. Вместе с тем, согласно ст.193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, неверно установленный Заказчиком срок окончания подачи первых частей заявок ограничивает круг потенциальных участников закупки.

3) в Законе о закупках предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительных требований. При этом непосредственно определен исчерпывающий перечень таких возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям. 

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление №99) дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о закупках, установлены в приложении N 1 к постановлению.

Однако Заказчик в Информационной карте не указывает по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта:

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о закупках и постановления Правительства № 99 от 14 февраля 2015 года, нарушая тем самым законодательство.

На основании изложенного и в соответствии со статьей  106 Закона о закупках, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Заказчик представил письмо от 15.07.2016 исх. №43 с  возражениями на жалобу Заявителя, в котором просил признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснованной.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия УФАС установила следующее.

Администрация муниципального образования «Красногвардейский район» на официальном сайте  единой  информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 24.06.2016 размещены извещение и документация Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта – 13 129 466,00 (Тринадцать миллионов сто двадцать девять тысячи четыреста шестьдесят шесть) рублей 00 копеек. Источник финансирования – бюджет МО «Красногвардейский район».

Аукционная документация утверждена главой администрации  МО «Красногвардейский район» <…>. -  24.06.2016 г.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Часть 5 статьи 34 Закона о закупках устанавливает, что  в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Между тем, в пункте 10.6 Проекта контракта Заказчик устанавливает ответственность Заказчика в следующей редакции: «В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая Сторона вправе потребовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации».

С учетом того, что Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) – это ставка процента при предоставлении  Центральным банком кредитов коммерческим банкам, в том числе используемая в целях налогообложения и расчета пеней и штрафов, частью 5 статьи 34 Закона о закупках определено, что пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Таким образом, Заказчиком, при определении ответственности Заказчика, в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не установлен размер пени, что является нарушением части 5 статьи 34 Закона о закупках, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части, является обоснованной.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону

Статьи  191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Извещение и документация Аукциона размещены Заказчиком на Официальном сайте 24.06.2016, при этом дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе согласно Извещению, а также пункту 26 Информационной кары – 10 июля 2016 года (воскресенье) в 08 часов 00 мин.

Таким образом, установленный Заказчиком последний срок подачи заявок на участие в Аукционе приходящийся на нерабочее время и нерабочий день (воскресенье),  не соответствует  требованиям статьи 2, части 3 статьи 63 Закона о закупках и  статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части, является обоснованной.

Довод Заявителя о некорректно установленных дополнительных требованиях к участникам  закупки в соответствии с требованиями статьи 31  Закона о закупках и Постановления №99, не нашли своего подтверждения, так, в пункте 35 Информационной карты, устанавливающем дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (Постановлением №99) содержится следующее: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих  работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (соответствующими работами строительными считаются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов водоснабжения и канализации).

*Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт».

Таким образом, Заказчиком установлена группа работ строительных  на выполнение которых требуется наличие опыта исполнения контракта, следовательно, в данной части, жалоба Заявителя является необоснованной.

В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила, что в нарушение части 3 статьи 30 Закона о закупках, в соответствии с которой при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком указанное ограничение не установлено.

Между тем, установленные нарушения Закона о закупках не повлияли на процедуру определения поставщика.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» частично обоснованной.

2. Признать  в  действиях  Заказчика  нарушение части 3 статьи 30, части 5 статьи 34, части 1 статьи 2, части 3 статьи 63 Закона о закупках и статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Передать  руководителю   Адыгейского  УФАС  России  материалы  дела №К-86/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны