Решение б/н Решение по делу №К-94/18 о нарушении законодательства о кон... от 3 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К-94/18 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

03 августа 2018 года г.Майкоп

Резолютивная часть оглашена 02.08.20186

Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2018

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС – <…>, членов Комиссии УФАС: главного специалиста – эксперта Управления <…>.; ведущих специалистов-экспертов <…>., в присутствии представителей: Заявителя – ИП <…>. <…>. (доверенность от 16.07.2018), Заказчика – ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница» <…>. (доверенность от 01.08.2018), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель) от 26.07.2018 исх. №1жф на положения документации электронного аукциона от на положения документации электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (извещение №0176200005518001190) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба Заявителя, согласно которой:

1. При осуществлении закупки Заказчиком допущены нарушения в части описания объекта закупки, так как содержание действующих веществ в дезинфицирующих средствах, установленных Заказчиком, ограничивает возможность предложить дезинфицирующие средства с аналогичными, либо улучшенными характеристиками, а именно, в пунктах 2, 7, 8 части IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» указано: «бензэтоний хлорид или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом» (без указания «или эквивалент» из группы ЧАС), при этом в пункте 4.4.2. «Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции», указан перечень Действующих веществ (22 химических вещества), входящих в состав ДС, зарегистрированных в Российской Федерации, и относящихся к четвертичным аммониевым соединениям (далее – ЧАС).

2. Описание объекта закупки в пункте 6 части IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ», не соответствует нормам Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, пункту 7.5 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах», где сказано, что «для дезинфекции эндоскопов применяются растворы альдегидсодержащих, кислородактивных и некоторых хлорсодержащих средств в спороцидной концентрации». Использование требуемого дезинфицирующего средства «на основе комплекса ЧАС – не менее 22%» по режиму дезинфекции жестких и гибких эндоскопов недопустимо.

3. Имеющиеся в Аукционной документации разночтения, не позволяют точно определить потребность Заказчика в части остаточного срока годности на требуемые товары.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, провести внеплановую проверку Аукциона, отменить Аукцион, либо обязать Организатора и Заказчика внести соответствующие изменения в техническое задание в вернуть ее на этап подачи.

Заказчик представил письменный ответ на жалобу (исх. №709 от 01.08.2018) в котором просил признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС установила следующее.

Уполномоченным органом – Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 18.07.2018 размещены извещение и документация Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта 1 272 364,05 рублей.

Источник финансирования - внебюджетные средства.

Аукционная документация утверждена <…>. – 18.07.2018.

1. В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из смысла указанных норм следует, что Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В Описании объекта закупки части IV. «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» Аукционной документации (далее – Техническое задание) содержатся «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, безопасности, размерам товара и иные сведения», в том числе:

№ п/п

Наименование

Технические характеристики, функциональные свойства и др:

 

2

Дезинфицирующее средство

Жидкое готовое к применению антисептическое средство, содержащее спирт пропанол-2 или смесь спиртов (пропанол-1 и пропанол-2) – не менее 70%, антимикробную добавку бензэтоний хлорид или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом. …

7

Дезинфицирующее средство

Жидкое готовое к применению антисептическое мыло, в состав которого входит антимикробная добавка бензэтоний хлорид или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом, не содержит в своем составе производных фенола, третичных аминов, гуанидина. Целевая активность: бактерицид (исключая туберкулез), фунгицид (кандида). …

8

Дезинфицирующее средство

Жидкое готовое к применению антисептическое средство, содержащее спирт пропанол-2 или смесь спиртов (пропанол-1 и пропанол-2) – не менее 70%, антимикробную добавку бензэтоний хлорид или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом, не содержит в своем составе производных фенола, аминов и хлоргексидина биглюконата. …

Как следует из пояснений Заказчика на основании СанПиН 2.1.2.2530-10 большое внимание уделено безопасности конкретных дезинфицирующих средства для каждого конкретного медицинского работника, которая устанавливается по результатам апробации и проверки индивидуальной аллергической настроенности. Отдельные дезинфицирующие средства (далее – ДС), антисептики могут вызывать у людей с повышенной индивидуальной чувствительностью развитие различных аллергических реакций и состояний. В больнице проводится обязательная апробация, внедряемых дезинфицирующих средств и антисептиков с целью определения индивидуальной чувствительности персонала. В Техническом задании в составе кожного антисептика запрашиваются именно антимикробные добавки бензэтоний хлорид или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом, поскольку они обладают наибольшей эффективностью и наименьшим аллергическим эффектом в сравнении с ранее используемыми антисептиками, содержащими другие ЧАС в своем составе.

Кроме того, Заказчиком была представлена сравнительная таблица ДС, согласно которой каждой товарной позиции соответствуют как минимум два товара разных производителей.

Комиссия УФАС проанализировав представленные доказательства, а также изучив данные из Единого реестра сведений о государственной регистрации и инструкции на дезинфицирующие средства, установила, что техническим характеристикам и функциональным свойства ДС, установленных в пунктах 2,7 и 8 Технического задания соответствуют товары, как минимум, двух производителей ООО НПК «Альфа» и ООО «НПО «ВЕЛТ».

Между тем, Заявителем не представлено доказательств того, что Техническое задание содержит «некоторые позиции» по которым можно поставить ДС только одного, следовательно, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.

2. Не нашел своего подтверждения и довод Заявителя о том, что в пункте 6 Технического задания не соответствует нормам Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, пункту 7.5 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Так, в пункте 6 Технического задания Заказчик устанавливает требования к Дезинфицирующему средству в виде жидкого концентрата на основе комплекса ЧАС– не менее 22.0%, не содержит в своем составе производных гуанидинов, третичные амины, альдегиды, фенолы. Срок годности рабочих растворов средства: не менее 28 суток. Целевая активность: бактерицид, вирулицид, фунгицид, туберкулоцид.

При этом, как установлено Комиссией УФАС, пункт 7.5 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах» имеет следующее содержание: «Для ДВУ эндоскопов применяются растворы альдегидсодержащих, кислородактивных и некоторых хлорсодержащих средств в спороцидной концентрации». ДВУ (дезинфекция высокого уровня) применяется, как этап обработки эндоскопического оборудования, после применения последовательно: предварительной очистки; окончательной очистки (окончательной очистки, совмещенной с дезинфекцией). Данное требование установлено пунктом 4.1 СП 3.1.3263-15.

Кроме того, в соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СП 3.1.3263-15 при обработке эндоскопов и прочих медицинских изделий в составе эндоскопических и эндохирургических комплексов (систем), а также инструментов к эндоскопам должны использоваться изделия медицинской техники (стерилизаторы, моющие машины, МДМ, ультразвуковые очистители и другие), моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению для этих целей в Российской Федерации. При выборе средств очистки, дезинфекции (в том числе ДВУ), а также средств и методов стерилизации должны учитываться рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, касающиеся воздействия конкретного средства (стерилизующего агента) на материалы этих медицинских изделий.

Как следует из пояснений Заказчика, требование к товару, указанному в пункте 6 Технического задания установлены исходя из собственных потребностей и в соответствии с инструкциями по применению, согласно которым дезинфицирующие средства из химической группы ЧАС, без добавления других типов действующих веществ, обладают режимами дезинфекции эндоскопов.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Согласно части 2 статьи 472 Гражданский кодекс Российской Федерации, товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.

В подпункте 3 пункта 26 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлено, что: «Остаточный срок годности продукции на момент поставки товара в соответствии с частью IV "Техническая часть документации об электронном аукционе", настоящей документации».

Между тем, ни в части IV "Техническая часть документации об электронном аукционе" ни в других частях Аукционной документации, включая Проект контракта, остаточный срок годности продукции на момент поставки товара не установлен, а значит установленные Заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют определить его потребность, что не соответствует частям 1 и 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее:

- в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в Проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- в нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в Проекте контракта не установлено требование обеспечения исполнения контракта;

- в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержащей исчерпывающий перечень условий изменения существенных условий контракта, в пункте 12.5 Проекта контракта установлено: «Если, по мнению сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий».

Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Кроме того, подпункт 10.3 Проекта контракта содержит отсылку на несуществующие пункты Проекта контракта (13.4, 13.5).

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> обоснованной в части отсутствия в Аукционной документации указания остаточного срока годности продукции на момент поставки товара.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 1 и 4 статьи 33, части 27 статьи 34, части 1 статьи 95 и части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела №К-94/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны