Решение б/н Решение по делу №В-05/13 о результатах внеплановой проверки ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №В-05/13 о результатах внеплановой проверки

соблюдения законодательства о размещении заказов

23.04.2013 г.                                                                                           г. Майкоп

На  основании  статьи  17  Федерального  закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 08.04.2013 №38 «О проведении внеплановой документарной проверки», (далее – Приказ №38), инспекцией Адыгейского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – вр.и.о. руководителя Управления Женетля А.Ш., членов Инспекции: ведущих специалистов - экспертов Управления  Вдовиной О. Ю. и Хачемизовой З.К., в присутствии представителей: прокуратуры г. Майкопа - <…>, помощника прокурора г. Майкопа; Государственного научного учреждения «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – Адыгейское НИИСХ) - <…> (доверенность от 23.04.2013 №117), проведя внеплановую (камеральную) проверку соблюдения Адыгейским НИИСХ требований Закона о размещении заказов при заключении договоров аренды сельскохозяйственной техники и орудий  с индивидуальным предпринимателем <…> и крестьянским хозяйством Фатеевой М.П. в 2012 году

УСТАНОВИЛА:

Основанием для проведения внеплановой проверки послужила направленная  в Адыгейское УФАС России информация Прокурора города Майкопа  старшего  советника  юстиции <…>  (письмо  от 04.04.2013г. №7-1110-12) об итогах проверки, проведенной Прокуратурой города Майкопа по обращению <…> на действия администрации ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

Адыгейским НИИСХ, в лице директора <…> 12 января 2012 года заключен договор аренды сельскохозяйственной техники и орудий от 12.01.2012 г. с крестьянским (фермерским) хозяйством, в лице его главы Фатеевой М.П. Согласно пункту 1.1 указанного договора арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование сельскохозяйственную технику и орудия и одновременно с передачей Арендатору сельскохозяйственной техники и орущий Арендодатель принимает на себя обязательства по оказанию Арендатору силами Арендодателя услуг в  сфере технической эксплуатации указанной техники и орудий.

В соответствии с пунктом 3.1 Арендатор уплачивает Арендодателю арендную плату за представленные сельскохозяйственную технику и орудия, услуги экипажа из расчета выполненных работ согласно технологическим картам по видам работ, а именно:  вспашка – 1500 руб./га; дискование БДТ-7 – 300 руб./га; культивация – 250 руб./га и др.

Таким образом, крестьянским (фермерским) хозяйством фактически выполнялись работы по обработке земельных участков Адыгейского НИИСХ.

Согласно актам об оказании услуг по указанному договору были проведены работы на следующие суммы:

- по акту №00000004 от 15.03.2012 –   99 990 руб.;

- по акту №00000005 от 30.03.2012 –   97 500 руб.;

- по акту №00000006 от 03.04.2012 – 100 000 руб.;

- по акту №00000007 от 15.04.2012 – 100 000 руб.;

- по акту №00000008 от 10.05.2012 – 100 000 руб.;

- по акту №00000009 от 15.05.2012 – 100 000 руб.;

- по акту №00000010 от 22.10.2012 – 375 000 руб. (уборочные работы);

- по акту №00000011 от 02.11.2012 – 428 000 руб. (уборочные работы);

Таким образом, сумма оплаты за оказанные услуги составила:

- во втором квартале 2012 года  - 197 490 руб.;

- в третьем квартале 2012 года   - 400 000 руб.;

- в четвертом квартале 2012 года        - 803 000 руб.

Также, Адыгейским НИИСХ, в лице директора <…>. 20 февраля 2012 года заключен договор аренды сельскохозяйственной техники и орудий от 20.02.2012 г. с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…> Согласно пункту 1.1 указанного договора арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование сельскохозяйственную технику и орудия и одновременно с передачей Арендатору сельскохозяйственной техники и орущий Арендодатель принимает на себя обязательства по оказанию Арендатору силами Арендодателя услуг в  сфере технической эксплуатации указанной техники и орудий.

В соответствии с пунктом 3.1 Арендатор уплачивает Арендодателю арендную плату за представленные сельскохозяйственную технику и орудия, услуги экипажа из расчета выполненных работ согласно технологическим картам по видам работ, а именно:  вспашка – 1500 руб./га; дискование БДТ-7 – 300 руб./га; культивация – 250 руб./га и др.

Таким образом, крестьянским (фермерским) хозяйством фактически выполнялись работы по обработке земельных участков Адыгейского НИИСХ.

Согласно актам об оказании услуг по указанному договору были проведены работы на следующие суммы:

- по акту №1 от 01.11.2012 – 742 000 руб. (уборочные работы);

- по акту №2 от 02.11.2012 – 354 000 руб. (уборочные работы).

Следовательно, в четвертом квартале 2012 года  уборочные работы  были выполнены на сумму 1096 000 рублей.

Оплата прочих услуг по договору:

- расходный кассовый ордер №308 от 02.12.2012   - 27 500 руб.;

- расходный кассовый ордер №343 от 03.12.2012   - 99 900 руб.;

- расходный кассовый ордер №356 от 17.12.2012   - 99 900 руб.;

- расходный кассовый ордер №365 от 31.12.2012   - 88 403,47 руб.;

- расходный кассовый ордер №366 от 31.12.2012   - 38 296,53 руб.;

Таким  образом,  сумма оплаты по указанному договору в четвертом квартале 2012 года составила – 354 000 руб.

В соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 17.12.2009 года, финансовое обеспечение деятельности института осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Руководствуясь положениями статьи  70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ), которыми "определен исключительный порядок расходования бюджетных средств бюджетных учреждений, включающий, в частности, оплату поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг по... контрактам", а также статьей 72 БК РФ, предусматривающей, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2011 г., отметил, что "договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования указанного выше Федерального закона при наличии следующих условий:

- если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования;

- целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд;

- финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации или бюджета субъекта Российской Федерации.

Аналогичная  позиция  изложена  в  Определении ВАС РФ  от 30.06.2011 NВАС-7912/11 по делу N ВАС-2237/11.

В соответствии со статьей 3 Закона о размещении заказов под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов  размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в  электронной форме;

2) без проведения  торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями  настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона о размещении заказов под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Согласно пункту 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

В соответствии с пунктом 1 Указания Центробанка России от 20.06.2007 №1843-У «О  предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании  наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

Часть 6.1. статьи 10 Закона о размещении заказов гласит, что под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 г. №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» услуги в растениеводстве имеют Код ОКДП 0140000.

По перечисленным выше договорам фактически выполнены работы, которые входят в одну группу 0141000 «Услуги в растениеводстве» подраздела 0140000 «Услуги в растениеводстве и животноводстве, кроме ветеринарных услуг» раздела A. «Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) (утв. постановлением Госстандарта России  от 6 августа 1993 г. №17 в ред. изменений  1/94,3/95,3/96 ОКДП), следовательно, относятся к одной группе и являются одноименными работами.

Адыгейским УФАС России  Адыгейскому НИИСХ направлено уведомление от 11.04.2013 г. №659 о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки, а также запрос о представлении документов подтверждающих оплату по указанным  договорам и письменное объяснение по вопросу заключения указанных договоров без проведения мероприятий по размещению заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов.

На указанный запрос Адыгейским НИИСХ представлено письмо от 18.04.2013 г. №116, в котором сообщалось следующее: «при заключении договоров с ИП <…> и ИП <…> в 2012 году, не проводились процедуры, предусмотренные Законом о размещении заказов в связи с тем, что отсутствие средств на начало года не позволяет взять на себя ответственность заключения государственного контракта без исполнения, согласно статьи и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Необходимые объемы  работ и услуги выполнялись по требованию и в срок, который невозможно предусмотреть контрактом. Также не было возможности спланировать тот или иной вид работ, объем и стоимость заранее. Так как, не известно, какая техника может понадобиться для обработки земель в конкретный день. Изучение всего технологического процесса обработки той или иной культуры является одним из основных направлений деятельности учреждения. В связи с тем, что обработка земель, это сложный технологический процесс, не позволяющий допускать простои и отказ из-за отсутствия необходимой сельскохозяйственной техники хотя бы от одного вида работ, предусмотренного технологической картой, приводит к необратимым процессам и потере урожая до 100%. Соответственно, отказ от такого рода договоров с хозяйствами, достаточно оснащенными сельскохозяйственной техникой, ведет к неэффективному использованию земель, что является нарушением земельного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, Инспекция установила, что Адыгейский НИИСХ, при определении способа размещения  заказа, нарушил часть 3 статьи 10, а также пункт 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, что содержит состав административного правонарушения, установленный частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного Инспекция Адыгейского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок, на основании статьи 17 Закона о размещении заказов

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Государственного научного учреждения «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства»  по заключению договоров аренды сельскохозяйственной техники и орудий  с индивидуальным предпринимателем <…> и крестьянским хозяйством <…> в 2012 году,  нарушение часть 3 статьи 10 и пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, выразившееся в определении способа размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Передать должностному лицу Адыгейского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны