Решение №1109/9 жалоба ООО «Кромус» на действия организатора закупки - АО «У... от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-140/2021

 10 марта 2021 г.                                                                                                                      г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>. – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти;

<...>. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от ООО «Кромус» (ОГРН 1022201143711, ИНН 2222022633) – С<...>. (по доверенности от 16.10.2020) посредством ВКС;

от ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» (ОГРН 1032202269395, ИНН 2269008200) – Л<...>. (по доверенности от 10.03.2021 ), Ш<...>. (по доверенности от 10.03.2021) посредством ВКС,

от АО «Управление производственно-технологической комплектации» (ОГРН 1132223004187, ИНН 2222812448) - К<...>. (по доверенности от 10.02.2021), П<...> (по доверенности от 04.03.2021),

рассмотрев жалобу ООО «Кромус» (вх. № 211912 от 01.03.2021), дополнение к жалобе (вх. № 211957 от 01.03.2021), жалобу поступившую из ФАС России (вх. 212118 от 04.03.2021) на действия организатора закупки - АО «Управление производственно- технологической комплектации» и заказчика - ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» при проведении конкурса в электронной форме на поставку инертных материалов для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Западное ДСУ" (извещение № 32109999028), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,        

 

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Кромус» с дополнением (вх. № 211912 от 01.03.2021, № 211957 от 01.03.2021) и поступившая из ФАС России (вх. 212118 от 04.03.2021) на действия организатора закупки - АО «Управление производственно - технологической комплектации» и заказчика - ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» при проведении конкурса в электронной форме на поставку инертных материалов для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Западное ДСУ" (извещение № 32109999028).

В своей жалобе заявитель указывает на нарушение заказчика статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при подготовке документации о проведении конкурса в электронной форме на поставку инертных материалов для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Западное ДСУ" (извещение № 32109999028), так как в п. 19 Информационной карты (документации) установлены стоимостные критерии: Цена договора- значимость 70% и нестоимостные: Квалификация участников закупки-значимость 30%: опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора.

Заявитель считает, что при включении нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе, заказчик торгов создал необоснованные ограничения для победы участника с невысокой ценой договора, ограничил круг участников для признания их победителями, несмотря на наличие у участника материально-технических ресурсов.

В дополнении заявитель указал, что включая нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе, заказчик торгов не указал максимальное предельное значение по критерию «наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров».

Отсутствие максимального предельного значения по критерию «наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров» создает преимущество для крупных участников рынка поставки товаров, связанный с предметом договора.

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя доводы указанные в жалобе поддержал.

Представители организатора закупки - АО «Управление производственно- технологической комплектации» нарушение не признали и пояснили, что 16.02.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещено извещение № 32109999028 о проведении конкурса в электронной форме на поставку инертных материалов для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Западное ДСУ".

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе № 1984622 от 04.03.2021 для участия в конкурсе было подано 2 заявки: ООО «АЛТ АВТО ПАРТС» и ООО «Нерудная компания Алтая».

При определении и установлении критериев оценки, Заказчик и Организатор руководствовался Разделом 12 Положения о закупке ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ».

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме устанавливаются в соответствии с п.3.3.5 Положения о закупке.

Критериями оценки и сопоставления заявок могут быть: цена договора (общая цена товара (работы, услуги)) и цена единицы товара (работы, услуги); расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора; обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); деловая репутация (как количественный показатель); срок поставки; отсрочка платежа.

При этом, в документации о закупке указываются используемые критерии оценки и их величины значимости. При проведении закупки количество используемых критериев должно быть не менее чем два, одним из которых является цена договора (общая цена товара (работы, услуги)), цена единицы товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Соотношение критериев должно быть следующим:

стоимостные критерии (цена договора (общая цена товара (работы, услуги)), цена единицы товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ) - не менее двадцати процентов;

нестоимостные критерии (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); - не более восьмидесяти процентов (п.3.3.5., 3.3.5.1- 3.3.5.3.).

Пунктом 2.4 Приложения 1 к Информационной карте (документации) установлена оценка заявок по критерию «Наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Представители организатора закупки - АО «Управление производственно- технологической комплектации» считают, что установленные в документации о закупке №32109999028 критерии оценки в полной мере соответствуют требованиям Положения о закупке ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ», являющимся основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

Представители заказчика - ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» нарушение не признали, доводы, изложенные организатором закупки - АО «Управление производственно- технологической комплектации», поддержали.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

16.02.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещено извещение № 32109999028 о проведении конкурса в электронной форме на поставку инертных материалов для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Западное ДСУ".

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ( далее - Закон о закупках),  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные неценовые критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и требований, относительно устанавливаемых Заказчиком критериев. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 12.4 раздела 12 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» (далее – Положение) предусмотрено, что критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме устанавливаются в соответствии с пунктом 3.3.5 Положения.

Согласно пункту 3.3.5 Положения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг способами, при которых победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в документации о закупке заказчик устанавливает критерии оценки. Критериями оценки и сопоставления заявок могут быть: цена договора (общая цена товара (работы, услуги) и цена единицы товара (работы, услуги); расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и  других материальных ресурсов; опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, связанный с  предметом договора; обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (количество и  (или) квалификация); деловая репутация (как количественный показатель).

Согласно пункту 3.3.5.1 Положения, в документации о закупке указываются используемые критерии оценки и их величины значимости. При проведении закупки количество используемых критериев должно быть не менее чем два, одним из которых является цена договора (общая цена товара (работы, услуги), цена единицы товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно пункту19 Информационной карты (документации) установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

 

Критерии оценки заявок

значимость критерия

проценты/коэф. значимости

Стоимостные: Цена договора (общая цена товара (работы, услуги) и цена единицы товара, работы, услуги

70/ 0,70

Нестоимостные:

30/0,30

Опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора

 

Сумма значимости всех критериев в баллах

100/ 1

 

Исходя из вышеуказанных норм заказчик самостоятельно определяет критерии оценки. Установление такого критерия, как опыт участника Закупки, не противоречит требованиям Закона о закупках.

Для оценки заявок по критерию «Наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов (п.2.4. Приложения 1 к Информационной карте).

 

№ п/п

Наименование критерия

Объем поставок

Значение показателя в баллах

 

1

Наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров. Участник закупки предоставляет копии исполненных договоров/контрактов, где Участник выступал в качестве поставщика (исполнителя). Для подтверждения опыта участник обязан предоставить надлежащем образом заверенные сканированные копии контрактов/договоров, копии доп/ соглашений, приложений, спецификаций, счет-фактур, актов сверок и т.д., то есть документов, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по поставке за период, предшествующей 1 (одному) календарному году до опубликования извещения по настоящей закупке.

опыт отсутствует

0

 

1 – 10 % от НМЦ по закупке

25

 

10 – 25 % от НМЦ по закупке

 

50

 

25-50% от НМЦ по закупке

 

75

 

Свыше 50 % от НМЦ по закупке

100

 

Итого:

100

           

 

Довод заявителя об отсутствии в документации о закупке максимального предельного значения по указанному критерию, не нашёл своего подтверждения, поскольку документацией установлено, что при наличии опыта в размере 50 и более % от начальной (максимальной) цены договора, участник может получить максимальную оценку - 100 баллов.

Однако, рассмотрев вышеуказанные показатели критерия «Наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров», Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что в документации отсутствует четкая пропорциональная зависимость между подтверждением опыта участника, однако установленные заказчиком требования, связанные с опытом работы, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участия в конкурсе № 1984622 от 04.03.2021 заявка ООО «Нерудная компания Алтая» получила- 35,6 баллов, заявка ООО «АЛТ АВТО ПАРТС» получила- 35,48 баллов. Из материалов дела следует что, решение о победителе принималось преимущественно по ценовому критерию, никто из претендентов отстранен от участия в конкурсе не был, предусмотренные документацией критерии оценки заявки применялись ко всем участникам Конкурса.

Таким образом, в действиях организатора закупки - АО «Управление производственно - технологической комплектации» и заказчика - ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» при проведении конкурса в электронной форме на поставку инертных материалов для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Западное ДСУ" (извещение № 32109999028), отсутствует нарушение Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и порядка проведения закупки.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Кромус» необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                     <...>

 

Члены комиссии                                                                                                      <...>

 

                                                                                                                                          <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны