Решение (комиссия) №СС/2215/24 Решение от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПАО «Сбербанк России»

 

Вавилова ул., д.19,

г.Москва,117312

 

Алтайское отделение №8644

филиал ПАО «Сбербанк России»

 

Комсомольский пр-т, д.106А,

г.Барнаул, 656038

 

Заявителю

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-141/2024

 

Решение принято 05 марта 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2024 года г.Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела №022/05/5-141/2023, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ПАО «Сбербанк России» в г.Барнауле с признаками нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893) – <...> (по доверенности от 01.10.2021),

в отсутствие заявителя (уведомлен),

 

УСТАНОВИЛА:

в Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступило из ФАС России заявление гражданина РФ (вхд. №13242-ЭП/23) в отношении размещенной в отделении ПАО «Сбербанк России» рекламы.

Согласно материалам заявления, в отделении банка по адресу: г.Барнаул, пр-т Комсомольский, 106А, на банкомате размещалась пластиковая подставка с рекламой следующего содержания: «Оформите самую выгодную кредитку Подробности у сотрудника Банк вправе отказать в выдаче банковской карты. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015г.».

09.02.2024г. по результатам рассмотрения заявления в отношении ПАО «Сбербанк России» возбуждено производство по делу №022/05/5-141/2024 по признакам нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

01.03.2024г. получены письменные пояснения представителя ПАО «Сбербанк России»<...>, согласно которым макет рекламной листовки был разработан профильным подразделением ПАО «Сбербанк России».

В части использования в листовке фразы «Самая выгодная кредитка» представитель пояснила, что данная информация размещена на основании признания кредитной карты Сбербанка «Самой выгодной кредитной картой с длительным льготным периодом» по версии исследования «Сравнительный анализ и рейтинг кредитной Сберкарты», проведенной компанией «Frank RG» (ООО «Фрэнк РГ»).

Согласно проведенному исследованию:

- кредитная СберКарта - лидер рейтинга кредитных карт крупнейших банков по условиям для клиентов;

- кредитная СберКарта предлагает лучшие условия для клиентов среди кредитных карт с длительным льготным периодом крупнейших банков РФ по объему портфеля кредитных карт, что делает ее самой выгодной для клиентов картой с длительным льготным периодом;

- основной отличительной чертой кредитной СберКарты является длительный льготный период.

В рамках исследования сравнение проводилось по картам-аналогам крупнейших банков-конкурентов ПАО «Сбербанк России» на рынке: кредитные карты с длительным льготным периодом/опциями рассрочки и карты рассрочки (при наличии продукта в линейке банка).

Рекламная кампания размещалась только в офисах ПАО «Сбербанк России», в зоне обслуживания, рядом с сотрудником банка, который располагает рабочим планшетом с необходимой информацией в целях предоставления консультаций клиентам офиса банка по заданным вопросам. Фраза в рекламе «Подробности у сотрудника» означает, что при обращении к сотруднику можно получить всю необходимую и подробную информацию о рекламируемом банковском продукте – кредитной карте СберКарта, а также о проведенном компанией «Frank RG» (ООО «Фрэнк РГ») исследовании, предмете и результате этого исследования в отношении кредитной СберКарты в сравнении с картами-аналогами иных крупнейших банков-конкурентов ПАО «Сбербанк России».

Таким образом, при обращении к сотруднику банка гарантировано предоставление сведений о конкретных критериях, по которым осуществлено сравнение рекламируемой кредитной карты ПАО «Сбербанк России» с картами-аналогами крупнейших банков-конкурентов и которые имеют объективное подтверждение.

С учетом изложенного ПАО «Сбербанк России» считает, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании, состоявшемся 05.03.2024г., представитель <...> поддержала письменные доводы, а также пояснила, что реклама размещалась в офисе ПАО «Сбербанк России» на банкоматах, к которым у посетителей нет доступа вне рабочего времени офиса, то есть сотрудники банка всегда могут предоставить необходимую информацию. В настоящее время реклама не размещается.

Комиссия, заслушав представителя <...>, изучив имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к банковскому продукту – кредитной карте.

Реклама содержит информацию «Оформите самую выгодную кредитку».

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п.29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

То есть не предполагается отсылки к иному источнику для получения необходимой дополнительной информации о критериях сравнения, такая информация напрямую должна быть указана в тексте рекламы, в котором осуществляется такое сравнение.

В качестве обоснования использования информации «самая выгодная кредитка», представитель <...> ссылается на исследование «Сравнительный анализ и рейтинг кредитной Сберкарты». В данном исследовании сравнивались кредитные карты следующих банков: МТС Банк (MTS CASHBACK), Совкомбанк (Халва), Почта Банк (Вездедоход), ОТП Банк (120 дней без процентов), Тинькофф Банк (Тинькофф Платинум), Росбанк (#120подНОЛЬ), Банк ВТБ (Карта Возможностей), Газпромбанк (Удобная карта), Альфа-Банк (100 дней без %), Промсвязьбанк (100+), Открытие (120 дней), Хоум Кредит (120 дней без %), Русский Стандарт (Platinum 100), Райффайзенбанк (110 дней).

Сравнение осуществлялось по следующим параметрам: льготный период, стоимость карты, ставки в процентах, Reward-программы, кредитный лимит, снятие наличных, график платежей, дебетовая сторона, аквизиция клиента, фишки карты, оформление карты, доходность карты. В исследовании указано, что оно произведено на основании данных 2021г., в одном из разделов использованы открытые данные Сбербанка 2020г. и данные Росстата «Обследование данных домашних хозяйств» за 2020г. В то время как реклама размещена в ноябре-декабре 2023г.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из критериев сравнения СберКарты с кредитными картами иных банков, по которым она признана «Самой выгодной кредиткой».

Довод о том, что имеется возможность ознакомления со всеми параметрами сравнения при обращении к сотруднику офиса банка, о чем указывает информация в рекламе «Подробности у сотрудника», не подтверждается, так как в соответствии с представленными заявителем фотографиями, реклама размещена на банкоматах, находящихся перед входом в офис банка ПАО «Сбербанк России» по адресу: г.Барнаул, пр-т Комсомольский, 106а.

Согласно сведениям онлайн-справочника «2ГИС Барнаул», время работы офиса ПАО «Сбербанк России» по адресу: г.Барнаул, пр-т Комсомольский, 106а с 09:00 часов до 18:00 часов, время работы банкоматов по указанному адресу с 05:00 часов до 24:00 часов. Следовательно, время работы офиса и банкоматов не совпадают и имеется временной промежуток, когда потребители рекламы не могут получить дополнительную информацию о параметрах сравнения от сотрудников банка ПАО «Сбербанк России».

Комиссия приходит к выводу, что даже, если бы такая возможность объективно существовала, для соблюдения одного из основополагающих требований Федерального закона «О рекламе» о достоверности и добросовестности рекламной информации, сопряженного с реализацией права потребителя на её получение, считать соответствующей требованиям п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» рассматриваемую рекламу не представляется возможным. Поскольку потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламе фразы трактуются рядовым потребителем буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа текста рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений, в том числе путем обращения за подробностями к сотрудникам банка.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара – кредитная СберКарта ПАО «Сбербанк России» без указания объективных критериев таких преимуществ, что является нарушением п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, рассматриваемая реклама «Оформите самую выгодную кредитку Подробности у сотрудника Банк вправе отказать в выдаче банковской карты. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015г.» является ненадлежащей, так как при ее размещении нарушено требование п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «Сберабанк России», о чем указано в рекламе. На заседании Комиссии представитель ПАО «Сбербанк России» подтвердила факт размещения рассматриваемой рекламы ПАО «Сбербанк России».

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ПАО «Сбербанк России» п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», что выразилось в размещении по адресу: г.Барнаул, Комсомольский пр-т, 106а, на банкоматах рекламных конструкций с рекламой кредитной карты СберКарта, которая является недостоверной, так как содержит информацию о преимуществах без указания объективных критериев таких преимуществ.

Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с прекращением размещения рассматриваемой рекламы в офисе ПАО «Сбербанк России».

Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалы дела представлена информация об ответственном за разработку и размещение рассматриваемой рекламы должностном лице – <...>

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу: «Оформите самую выгодную кредитку Подробности у сотрудника Банк вправе отказать в выдаче банковской карты. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015г.», размещенную по адресу: г.Барнаул, Комсомольский пр-т, 106а (офис ПАО «Сбербанк России»), поскольку при ее размещении нарушено требование п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трех месячный срок со дня вынесения.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

Исп.Лапина К.А.

тел.(3852) 24-44-92

 

 

2024-2378

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны