Определение №1811/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 022/05/5-29... от 18 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Трофей»

Малахова ул., 119

г.Барнаул, 656066

Заявителю

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 022/05/5-29/2019

Дата вынесения определения 16 апреля 2019г.

Дата изготовления определения 18 апреля 2019г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

К<...>– заместитель руководитель управления,

Члены Комиссии:

Б<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-29/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле посредством рекламных конструкций и на радио с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламы ООО «Трофей»,

в присутствии:

заявителя Ж<...>, г.Барнаул,

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - рекламодателя ООО «Трофей», Алтайский край, г.Барнаул, Малахова ул., 119 (ИНН 2222785314, ОГРН 1102223000714), В<... >по доверенности от 18.03.2019г.,

УСТАНОВИЛА:

21 февраля 2019 года в Алтайское краевое УФАС России с заявлением о распространении в городе Барнауле неэтичной рекламы сети магазинов «Трофей»: «МУЖИКИ ЗА 23 ФЕВРАЛЯ БЕЗ ТРУСОВ!* ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДАРКИ – В ТРОФЕЕ!» обратился гражданин РФ Ж<...>.

Кроме того, аналогичное заявление гражданина РФ Ж<...> поступило в антимонопольный орган 07 марта 2019 года из Прокуратуры Центрального района г.Барнаула.

Обратившийся в антимонопольный орган заявитель считает, что содержащаяся в рекламе фраза «…БЕЗ ТРУСОВ!» является аморальным призывом и понимается буквально, чем наносит моральные страдания детям и взрослым воспитанным людям, просит признать указанную рекламу непристойной и оскорбительной, нарушающей положения частей 6, 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, состоявшемся 16 апреля 2019 года, Ж<...> доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, указал на то, что им было проведено ряд исследований и опросов, однозначно свидетельствующих о том, что общественность возмущена распространением подобного рода рекламы ООО «Трофей», в подтверждение предоставил распечатки страниц социальной сети www.facebook.com и с сайта www.altapress.ru с комментариями; настаивал на привлечении ООО «Трофей» к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Представитель ООО «Трофей» с признаками нарушения законодательства о рекламе не согласился, пояснил, что 11 февраля 2019 года ООО «Трофей» на рекламных конструкциях разместило серию рекламных баннеров, приуроченных к 23 февраля, на которых были представлены варианты самых популярных и стандартных подарков к празднику (носки, трусы и галстуки). Слоганы, которые были использованы в рекламе: «Мужики за 23 февраля без трусов», «Мужики за 23 февраля без носков», «Мужики за 23 февраля без галстуков», какого-либо оскорбительного или непристойного смысла в рекламе не предполагалось. Кроме того, как указывает представитель Общества, прочтение слова «трусов» может быть выполнено с разным ударением «трусОв» и «трУсов», также в рекламе отсутствует образ мужчины без нижнего белья, что, безусловно, являлось бы непристойным и оскорбительным; в рекламе содержится призыв не дарить трусы, носки и галстуки в качестве подарка на 23 февраля.

Факт распространения рассматриваемой рекламы в сети радиовещания «ФМ-продакшн» на территории Алтайского края представителем ООО «Трофей» не отрицается.

Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) конечному потребителю.

Рассматриваемая информация распространена посредством рекламных конструкций и на радио, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – сети магазинов «Трофей», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, то есть отвечает законодательному определению рекламы.

Антимонопольным органом установлено, что реклама «МУЖИКИ ЗА 23 ФЕВРАЛЯ БЕЗ ТРУСОВ! *ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДАРКИ – В ТРОФЕЕ!» распространялась в городе Барнауле с использованием рекламных конструкций по адресам: Аванесова ул., 28 и Павловский тракт, 309 в течение февраля 2019 года.

Согласно документам и материалам, предоставленным Филиалом ООО «Гэллэри Сервис» в г.Барнауле, указанный рекламный материал был предоставлен ООО «Трофей» самостоятельно на склад в рамках договора № БРН 343/12/18 от 17.12.18г.

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы выступает ООО «Трофей», что также подтверждается приложениями к договору и платежным поручением.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям относятся слова и изображения, которые, в том числе ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, воспитания, образования, семейных устоев, места проживания и прочее).

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной информации требованиям части 6 статьи 5 Закон о рекламе, такую рекламу следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям, объектам культуры и т.п.).

Согласно обстоятельствам дела, заявитель полагает, что нарушение ООО «Трофей» законодательства о рекламе выразилось в использовании в рекламе фразы «…БЕЗ ТРУСОВ!», направленной на двусмысленное восприятие, в том числе допускающей ее толкование в качестве оскорбительного выражения в отношении лиц мужского пола.

Комиссия, проанализировав содержание рекламного текста «МУЖИКИ ЗА 23 ФЕВРАЛЯ БЕЗ ТРУСОВ! ТРОФЕЙ сеть магазинов *ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДАРКИ – В ТРОФЕЕ!» в целом установила, что рассматриваемый текст адресован неопределенному кругу лиц, содержит рекламу сети магазинов «Трофей», адресатом которой являются преимущественно мужчины (объект, выделяемый по признаку пола).

Анализируемый текст структурно распадается на две части: сверху расположен собственно рекламный текст (основной слоган): «МУЖИКИ ЗА 23 ФЕВРАЛЯ БЕЗ ТРУСОВ!», в центре - наименование сети магазинов «Трофей» и имеется сноска «*ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДАРКИ – В ТРОФЕЕ!», выполненная распознаваемым шрифтом. Вторая часть выделяется композиционно и графически: темно зеленый фон, на котором в нижней части слева и справа присутствует изображение кверху поднятых человеческих рук с флагами, выполненное в черном цвете, что дополнительно отделяет ее от первой части текста. Первая часть, то есть собственно рекламный текст, тоже структурно неоднородна, разделена восклицательным знаком, который можно рассматривать как стилистический прием, своего рода призыв обратить внимание, но данный прием отнюдь не означает совершить действия, направленные на то, чтобы 23 февраля население мужского пола пребывало без нижнего белья. Фраза «МУЖИКИ ЗА 23 ФЕВРАЛЯ БЕЗ ТРУСОВ!» в совокупности с фразой «*ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДАРКИ – В ТРОФЕЕ!» и отсутствием в рекламе образа мужчины без нижнего белья, реализуется в прямом значении, а именно: нежеланием получать в качестве подарка к 23 февраля нижнее белье, а выбрать подарки в сети магазинов «Трофей».

Кроме того, согласно Большому толковому словарю русского языка под редакцией С.А. Кузнецова предлог «за» указывает на цель действия (Бороться за первенство); указывает на лицо, предмет, в пользу, в защиту которого совершается действие (Голосовать за предложение).

Таким образом, рассматриваемая рекламная фраза «МУЖИКИ ЗА 23 ФЕВРАЛЯ БЕЗ ТРУСОВ!» не может быть расценена как бранная, непристойная либо оскорбительная, поскольку не содержит бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Следовательно, в результате рассмотрения дела факты нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не нашли своего подтверждения.

Согласно абзаца а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольных дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.Производство по делу № 022/05/5-29/2019 прекратить.

Председатель Комиссии: К<...>

Члены Комиссии: Б<...>

Б<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны