Решение №143/9 Жалоба №235 от 19 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
По делу № 022/07/3-4/2022
Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2023 г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено 19 января 2023
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:
Председателя Комиссии:
К<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,
Члены Комиссии:
К<...> – начальника отдела контроля органов власти;
Б<...>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя – ООО «Сибтрансмаш» (<...>) – <...> (по доверенности), участие обеспечено путем видеоконференции;
от заказчика – ОАО «Кучуксульфат» (<...>) – <...>, (по доверенности), <...> (по доверенности), участие обеспечено путем видеоконференции, <...> (по доверенности) лично,
рассмотрев жалобу ООО «Сибтрансмаш» (вх. № 235 от 09.01.2023) на действия заказчика (закупочной комиссии) ОАО «Кучуксульфат» при проведении запроса предложений на поставку гусеничного снегоболотохода с поливомоечным оборудованием (извещение № 32211953009), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Сибтрансмаш» (вх. № 235 от 09.01.2023) на действия заказчика (закупочной комиссии) ОАО «Кучуксульфат» при проведении запроса предложений на поставку гусеничного снегоболотохода с поливомоечным оборудованием (извещение № 32211953009).
Из содержания жалобы следует, что 14.12.2022 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком – ОАО «Кучуксульфат» размещено извещение о проведении запроса предложений на поставку гусеничного снегоболотохода с поливомоечным оборудованием (извещение № 32211953009). По мнению подателя жалобы, заказчиком допущены следующие нарушения: заявка ООО «Сибтрансмаш» (заявка № 385710) незаконно признана несоответствующей условиям документации о закупке по результатам рассмотрения первых частей заявок, основание для отклонения п. 4.5.1.4 и п. 4.5.1.6 конкурной документации. В п. 3.1.5 конкурсной документации сказано, что для подтверждения соответствия установленным требованиям участник обязан приложить в составе заявки документы, перечисленные в Приложении № 3 к настоящей документации о закупке (раздел 10). Подавая заявку, участник также соглашается со всеми открытыми источниками, по которым организатор устанавливает соответствие участников требованиям (в части требований, о которых, в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок, организатор не может запрашивать информацию и документы у участников).
Заявитель в жалобе указывает на несоответствия на стр. 70-71 закупочной документации, где указан форма «Согласия с условиями проекта договора» (форма № 6) и инструкция по заполнению, где четко указано наименование и ИНН участника, а данная форма входит в первую часть заявки обязательно. Таким образом, конкурсная документация содержит сведения, допускающие двусмысленное толкование в части требований к содержанию и заполнению форм к закупочной документации, что, по мнению заявителя, приводит к ограничению и устранению конкуренции, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На заседании Комиссии УФАС 16.01.2023 представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, дополнительно пояснил, что до момента подачи заявки на участие в оспариваемой процедуре по вопросу необходимости заполнения формы «Согласия с условиями проекта договора» (форма № 6) разговаривал с ответственным должностным лицом заказчика, контакты которого указаны в закупочной документации, из разговора с которым следовало, что согласие заполняется в соответствии с формой.
Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили документы по закупке и возражения на жалобу.
На заседании Комиссии УФАС представители заказчика, среди прочего, пояснили, что заявитель обжалует исключительно положения документации о закупке, содержащее двоякое толкование, при этом, в соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) участники закупки, как и любое третье лицо, может обжаловать положения документации о закупке только до момента окончания срока подачи заявок, после этого момента участники закупки могут обжаловать только действия (бездействие) заказчика, а положения документации обжалованию не подлежат, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (представители ссылаются на правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2021 № 305-ЭС21-20460). По существу жалобы представители заказчика пояснили, что заявка ООО «Сибтрансмаш» была отклонена на основании пп. 4 п. 4.9.5 документации о закупке, так как содержала сведения об участнике (наименование участника и его ИНН), что не соответствует требованиям документации о закупке, а именно: п. 4.5.1.4, п. 4.5.1.6. При этом, п. 4.5.1.7 документации о закупке было установлено, что в случае обнаружения в первой части заявки сведений об участнике, такая заявка подлежит отклонению. Кроме того, отклонение заявки заказчиком также обосновано требованием п. 21 ст. 3.4 Закона о закупках.
Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.
14.12.2022 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком – ОАО «Кучуксульфат» размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку гусеничного снегоболотохода с поливомоечным оборудованием (извещение № 32211953009).
Дата начала срока подачи заявок - 14.12.2022 00:00 (МСК+4).
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 22.12.2022 09:00 (МСК+4).
Дата рассмотрения первых частей заявок - 23.12.2022.
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 26.12.2022.
Дата подведения итогов - 27.12.2022 (МСК+4).
Согласно п. 4.5.1.1 документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложения № 4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.
В первую часть заявки должны входить документы, содержащие исключительно описание прилагаемой к поставке продукции, которая является предметом настоящей закупки (без указания сведений об участнике и/или о его ценовом предложении) (п. 4.5.1.4 документации о закупке).
Пунктом 4.5.1.6 документации о закупке установлено, что документы, входящие в состав первой части заявки, не должны подаваться на фирменном бланке участника или иным образом содержать сведения, идентифицирующие его (наименование, адрес местонахождения, номер контактного телефона, адрес электронной почты, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и т.п.).
В случае обнаружения в первой части заявки сведений об участнике, такая заявка подлежит отклонению (п. 4.5.1.7 закупочной документации).
Заявка ООО «Сибтрансмаш» (заявка № 385710) отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании пп. 4. п. 4.9.5 документации о закупке: «В составе первой части заявки участника №385710 содержаться сведения, идентифицирующие участника, что не соответствует: п. 4.5.1.4 документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «В первую часть заявки должны входить документы, содержащие исключительно описание предлагаемой к поставке продукции, которая является предметом настоящей закупки (без указания сведений об участнике и/или о его ценовом предложении)»; п. 4.5.1.6 документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «При этом документы, входящие в состав первой части заявки, не должны подаваться на фирменном бланке участника или иным образом содержать сведения, идентифицирующие его (наименование, адрес местонахождения, номер контактного телефона, адрес электронной почты, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и т.п.)» (протокол рассмотрения первых частей заявок участников № 118-01 от 23.12.2022).
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Комиссией УФАС установлено, что разделом 11 приложения № 4 – состав заявки установлено, что первая часть заявки должна содержать, в том числе, согласие с условиями проекта договора (форма 6) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (подраздел 7.6).
«Согласие с условиями проекта договора» (форма № 6) включает в себя «наименование и ИНН участника:____________________». В инструкции по заполнению формы № 6 отсутствует указание на то, что наименование и ИНН участника заполнению не подлежат.
На заседании Комиссии УФАС представители заказчика пояснили, что формы документов, предоставленные в документации о закупке, являются типовыми для многих способов закупок, поэтому в форме № 6 ошибочно установлено данное требование. При этом, даже если в документации о закупки имеются сведения, допускающие двусмысленное толкование, участники закупки и заказчик должны действовать в рамках требований Закона о закупках.
Комиссией УФАС установлено, что при заполнении формы № 6 заявителем указано наименование и ИНН участника: «Общество с ограниченной ответственностью «СИБТРАНСМАШ», ИНН <...>».
Таким образом, заказчик при утверждении закупочной документации ввел в заблуждение участников закупки относительно содержания формы № 6 «Согласие с условиями проекта договора» в части необходимости указания «наименование и ИНН участника», что привело к отклонению заявки заявителя.
Законом о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией УФАС установлено и материалами жалобы подтверждается, что документация о проведении закупки содержит в себе двусмысленное требование к заполнению формы №6 «Согласие с условиями проекта договора» в части отсутствия необходимости указания «наименование и ИНН участника» во избежание двоякого, различного толкования документации о закупке.
Наличие в документации пробелов или противоречий должно исключать последующую возможность отклонения заявок.
Обратное же будет противоречить не только требованиям Закона о закупках и не соответствовать балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдении которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ст. 10 ГК РФ), поскольку оставит разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке на исключительное субъективное усмотрение заказчика, который получив возможность отклонять заявки в связи с их несоответствием одним требованиям документации и закона при одновременном соответствии другим.
При этом, в силу части 21 статьи 3.4 Закона о закупках в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
В связи с ограничением, установленным ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, заявка ООО «Сибтрансмаш» правомерно подлежала отклонению от дальнейшего рассмотрения.
Из представленных заказчиком возражений следует, что обжалование положений закупочной документации за пределами срока подачи заявок недопустимо, однако в рассматриваемом случае Комиссия УФАС приходит к выводу, что ошибочному заполнению формы № 6 «Согласие с условиями проекта договора» заявителем способствовало, прежде всего, размещение заказчиком документации о закупке с двусмысленным толкованием, что нарушает требования п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что ввиду неправомерных действий заказчика, заявка заявителя подана в соответствии с требованиями закупочной документации, но с нарушением требований Закона о закупках.
Довод заявителя, о нарушении заказчиком ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не находит своего подтверждения, ввиду того, что все участники (потенциальные участники) закупок находились в равных условиях, требования документации распространялись на всех без исключения.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии УФАС установлено, а заявителем не представлено доказательств обратного, что ценовое предложение ООО «Сибтрансмаш» было выше предложения второго участника закупки при наличии равных заявленных условиях о статусе поставщика (критерий оценки), ввиду чего Комиссия УФАС приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Сибтрансмаш» (<...>) – обоснованной.
- Предписание не выдавать ввиду нецелесообразности.
- Передать материалы жалобы уполномоченному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>