Решение б/н Решение и предписания по делу №09-ФАС22-Р/02-18 о нарушении ... от 25 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №09-ФАС22-Р/02-18
 
Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2018г. г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<…> – заместитель руководитель управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №09-ФАС22-Р/02-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Бийске по адресу: ул. Ленина (остановка «Дом советов») рекламы медицинских услуг ООО «Орто-Сервис», в которой усматриваются признаки нарушения ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя - ООО «Артикул» (ОГРН 1122204006715, юридический адрес: Алтайский край, г.Бийск, ул.Краснооктябрьская,27),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ООО «Орто-Сервис» (ОГРН 1162225090224, юридический адрес: Алтайский край, г.Бийск, ул. Ивана Тургенева, д.221, оф.1).
 
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель - ООО «Орто-Сервис» на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство ООО «Орто-Сервис» о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вхд. № 184646 от 23.04.2018г.).
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламораспространитель - ООО «Артикул» на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство ООО «Артикул» о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вхд. № 184818 от 25.04.2018г.).
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Орто-Сервис» и ООО «Артикул».
25.04.2018г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
25 октября 2017г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения по адресу: г.Бийск, ул. Ленина (остановка «Дом советов») наружной рекламы медицинских услуг следующего содержания: «ОС Орто-Сервис центр ортодонтии ИСПРАВЛЕНИЕ ПРИКУСА ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ БРЕКЕТЫ ТРЕЙНЕРЫ ПЛАСТИНКИ 8 923 00 96 888 ул. Советская, 213 имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом», в которой усматриваются признаки нарушения ч.7, ч.8 ст. 24 Федерального закона «о рекламе».
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к центру ортодонтрии (ООО «Орто-Сервис»), к оказываемой им медицинской услуге (исправление прикуса), а также медицинским изделиям (брекеты, трейнеры, пластинки), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии с ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Исправление прикуса - комплекс мер врачей-ортодонтов, направленных на исправление формы зубо-челюстной системы, воздействуя специальными брекет-системами или невидимыми каппами.
Указанная в данной рекламе услуга (исправление прикуса) в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1664н, действовавшей на момент установления антимонопольным органом факта распространения рассматриваемой рекламы, относится к медицинским услугам. Номенклатура включает в себя следующие виды исправления прикуса: ортодонтическая коррекция несъемным ортодонтическим аппаратом (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.046), ортодонтическая коррекция съемным ортодонтическим аппаратом (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.047), ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.048) и коррекция прикуса с использованием съемных и несъемных ортопедических конструкций (A16.07.021).
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 №804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена новая номенклатура медицинских услуг. Данный Приказ вступил в силу 01.01.2018г.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава от 13.10.2017 №804н, рассматриваемая в рекламе услуга (исправление прикуса) также относится к медицинским услугам. Номенклатура включает в себя следующие виды исправления прикуса: ортодонтическая коррекция несъемным ортодонтическим аппаратом (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.046), ортодонтическая коррекция съемным ортодонтическим аппаратом (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.047), ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем (класс "А" код медицинской услуги А 16.07.048) и коррекция прикуса с использованием съемных и несъемных ортопедических конструкций (A16.07.021).
Следовательно, реклама медицинских услуг (исправление прикуса) должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Соотношение размера предупреждения к общей площади рассматриваемой рекламы: «ОС Орто-Сервис центр ортодонтии ИСПРАВЛЕНИЕ ПРИКУСА ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ БРЕКЕТЫ ТРЕЙНЕРЫ ПЛАСТИНКИ 8 923 00 96 888 ул. Советская, 213 имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом»», составляет менее 5% рекламной площади.
Расчет соотношения предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов к общей площади рассматриваемого рекламного макета, произведен антимонопольным органом, исходя из следующего: 8,25 x 100 / 476,85 = 1,73 % от общего рекламного пространства, где 8,25 кв. см - объем предупреждения, а 476, 85 кв. см - общий объем рекламной площади.
Кроме того, рассматриваемая реклама содержит следующую информацию: «…БРЕКЕТЫ ТРЕЙНЕРЫ ПЛАСТИНКИ...».
Согласно ст. 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с номенклатурой классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 №4-н, к стоматологическим медицинским изделиям относятся, в том числе, изделия ортодонтические (№15 п/п 15.7.)
Бре́кеты (англиц. от bracket «скобка»), ортодонти́ческие ско́бы — это сложные ортодонтические несъёмные конструкции (аппараты) для коррекции положения зубов человека при нарушениях прикуса и неровности зубного ряда.
Трейнеры – это ортопедическая конструкция, которая обычно используется сразу для обеих челюстей. В отличие от других современных технологий выравнивания зубов, это не использует закрепление на каждом отдельном зубе, зато конструкция плотно охватывает зубы с обеих сторон, закрывая большую часть десны.
Пластинки (скобы) – это разновидность ретейнеров, предназначенных для равнения единичных патологий ряда зубов на ранних этапах развития неправильного прикуса или для укрепления эффекта после использования брекет-систем. Несмотря на то, что некоторые модели имеют незначительную разницу в строении, основные элементы у них одинаковые.
В соответствии с ч.8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Рассматриваемая наружная реклама медицинских изделий: «…БРЕКЕТЫ ТРЕЙНЕРЫ ПЛАСТИНКИ …», размещается и распространяется на автобусной остановке «Дом советов», расположенной в г.Бийске по адресу: ул. Ленина, которая не является местом проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, что нарушает требование ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, наружная реклама медицинских услуг и медицинских изделий: «ОС Орто-Сервис центр ортодонтии ИСПРАВЛЕНИЕ ПРИКУСА ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ БРЕКЕТЫ ТРЕЙНЕРЫ ПЛАСТИНКИ 8 923 00 96 888 ул. Советская, 213 имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом», размещается и распространяется в г.Бийске по адресу: ул. Ленина (остановка «Дом советов»), с нарушением требований ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.7, ч.8 ст.24 несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела №09-ФАС22-Р/02-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Орто-Сервис» (вхд. №183380 от 28.03.2018г.), представлен договор на предоставление рекламных услуг №130/2А от 16.05.2017г., заключенный между ООО «Артикул» (Исполнитель) и ООО «Орто-Сервис» (Заказчик). Согласно п.1.1. Договора Исполнитель обязуется оказать услуги по изготовлению и размещению рекламной продукции Заказчика на арендованном месте (остановка), а Заказчик обязуется оплатить Исполнителю стоимость его услуг. Согласно п.1.2. Договора Исполнитель изготавливает и размещает рекламную продукцию Заказчика на: А/остановке «Дом советов», сторона Б1 (торец внутр по движ).
Определением об отложении рассмотрения дела от 03.04.2018г. исхд. №1567/7 к участию в деле в качестве рекламораспространителя привлечено ООО «Артикул» (ОГРН 1122204006715). Согласно договору №89/13 на размещение рекламы от 02.12.2013г., заключенному между МУП г.Бийска «ГТД Центр» и ООО «Артикул» , ООО «Артикул» за плату предоставлено право на размещение рекламы на остановочных конструкциях, в том числе, расположенной в г.Бийске по адресу: ул. Ленина (остановка «Дом советов»).
Таким образом, материалами дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Орто-Сервис», рекламораспространителем – ООО «Артикул».
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Орто-Сервис» и ООО «Артикул» ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе», что выражается в размещении ненадлежащей рекламы медицинских услуг.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать наружную рекламу медицинских услуг: «ОС Орто-Сервис центр ортодонтии ИСПРАВЛЕНИЕ ПРИКУСА ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ БРЕКЕТЫ ТРЕЙНЕРЫ ПЛАСТИНКИ 8 923 00 96 888 ул. Советская, 213 имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом», размещенную и распространенную в г.Бийске по адресу: ул. Ленина (остановка «Дом советов»), ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушено требование ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать ООО «Орто-Сервис» и ООО «Артикул» нарушившими требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать ООО «Орто-Сервис» и ООО «Артикул» предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
 
К<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
25 апреля 2018 г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…>– врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 25 апреля 2018г. по делу № 09-ФАС22-Р/02-18 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО «Орто-Сервис», размещенной и распространенной в г.Бийске по адресу: пл. Им. В.М. Шукшина, д.4, поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Орто-Сервис» в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение в г.Бийске по адресу: пл. Им. В.М. Шукшина, д.4, рекламы медицинских услуг, по которой вынесено решение, поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «Орто-Сервис» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18 мая 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
К<…>
 
 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 33
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
25 апреля 2018 г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 25 апреля 2018г. по делу № 09-ФАС22-Р/02-18 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО «Орто-Сервис», размещенной и распространенной в г.Бийске по адресу: пл. Им. В.М. Шукшина, д.4, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Артикул» в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в г.Бийске по адресу: пл. Им. В.М. Шукшина, д.4, рекламы медицинских услуг, по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «Артикул» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18 мая 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
К<…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны