Постановление №№ 792/7 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7 о назначении административного наказания п... от 21 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Д<...>

Дело № 022/04/14.3-86/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

21 февраля 2020г. г. Барнаул

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю К<...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 022/04/14.3-86/2020, возбужденного в отношении ИП Д<...>,

УСТАНОВИЛ:

ИП Д<...> на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, о дате, времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом (копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела получена лично).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

12 февраля 2020 года в антимонопольный орган от ИП Д<...> поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Д<...>.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 7 от 12.02.2020г., ИП Д<...> допущено нарушение статьи 5, 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), что указывает на состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Данное обстоятельство выразилось в следующем.

03 октября 2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило обращение гражданина РФ о распространении по адресу: г.Барнаул, пр. Антона Петрова, д.246 (бар «Beer Smoke»), рекламной конструкции с наружной рекламой следующего содержания: «Beer Smoke напитки на розлив товары для кальяна Мы открылись», а также распространения на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/ рекламной информации алкогольной, табачной продукции, в которой усматриваются признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

10 октября 2019г. антимонопольным органом установлено, что на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/ размещается и распространяется видеоролик, а также публикации с рекламой:

- алкогольной продукции (пива) производителей «Jaws»,«Art Beer», «Василий Островский», «Konix»;

- акцизной табачной продукции фирмы «DUFT», представляющей собой табачные смеси для кальянов, а также иных курительных принадлежностей (комплектующих) к ним, в частности качественного угля;

- курительных принадлежностей для вейпа, в частности жидкости производителей: «MAXWELL'S: SHORIA», «PINK», «ALTAY», «RICH», «БАЙКАЛ», «ТУНДРА».

Рассматриваемая рекламная информация сопровождается фотографиями бутылок алкогольной продукции (пива), оборудования для розлива пива, табачной продукции, продукции для вейпа (жидкостей), а также двух женских образов, держащих в руках бутылку алкогольной продукции (пива) и стакан, наполненный пенным напитком красного цвета.

Кроме того, на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/ размещается рекламная информация: «ТОЛЬКО У НАС крафтовые напитки по самым низким ценам в городе… Специально для ценителей кальяна мы разместили на своих полках уникальные и самые вкусные табачные смеси марки DUFT, а вместе с ним и качественный уголь» (запись от 12.09.2019г.); «BeerSmoke может предложить вам не только крафтовые напитки лучших производителей, но и акцизную табачную продукцию фирмы» (запись от 13.09.2019г.).

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции (пиво производства: «Jaws»,«Art Beer», «Василий Островский», «Konix»), акцизной табачной продукции фирмы «DUFT», а также иных курительных принадлежностей для кальянов, курительных принадлежностей для вейпа (жидкости производства: «MAXWELL'S: SHORIA», «PINK», «ALTAY», «RICH», «БАЙКАЛ», «ТУНДРА»), производителям, продавцу (бар «BeerSmoke»), указанной продукции, а также демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Материалами дела установлено, что по адресу: г.Барнаул, пр. Антона Петрова, д.246 (бар «BeerSmoke»), размещается и распространяется рекламная конструкция с наружной рекламой «Beer Smoke напитки на розлив товары для кальяна Мы открылись».

Согласно информации, размещенной на сайте: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/, бар «Beer Smoke» является продавцом алкогольной (пиво), табачной продукции, а также иных комплектующих для курения кальянов и вейпов.

Согласно представленному ИП Д<...> ассортименту товаров, в баре «BeerSmoke» реализуются алкогольные напитки (пиво) марок: «Blanche MA Cherie», «OVERFALL», «Bohemian Pilsener», «Васька», «Бельгиец» и.т.д.; акцизный табак DUFT «Cherry Juice», «Tarhun», «Grape Fizz»; премиальный кокосовый уголь «Вулкан», жидкости для вейпов производства: «MAXWELL'S» и.т.д.

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.

Действие рассматриваемой рекламы направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы табачной продукции, алкогольной продукции, посредством рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

Согласно Письму ФАС России №АК/76734/18 от 24.09.2018г. «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, содержащей сведения, формирующие интерес к пиву, как напитку, без указания на индивидуализирующие признаки товара, в частности, без конкретных наименований пива, объектом рекламирования алкогольная продукция не выступает.

Однако указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготовляемые на основе пива.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе объектами рекламирования являются как товары для кальянов, напитки, реализуемые в баре (алкогольной продукция (пиво), так и непосредственно продавец таких товаров - бар «BeerSmoke».

На основании изложенного, рассматриваемая наружная реклама противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Материалами дела установлено, что на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/, размещается и распространяется видеоролик, а также публикации с рекламой: алкогольной продукции (пива) производителей «Jaws»,«Art Beer», «Василий Островский», «Konix», что указывает на нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

При этом, к признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и.т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.

Антимонопольным органом установлено, что на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/, размещается рекламная информация алкогольной продукции (пива) с использованием двух женских образов, держащих в руках бутылку алкогольной продукции (пива) и стакан, наполненный пенным напитком красного цвета, что указывает на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции (пива) и противоречит требованиям пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, материалами дела установлено, что на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/, размещается и распространяется видеоролик, а также публикации с рекламой: акцизной табачной продукции фирмы «DUFT», а также иных курительных принадлежностей для кальянов; курительных принадлежностей для вейпа, в частности жидкости производителей: «MAXWELL'S: SHORIA», «PINK», «ALTAY», «RICH», «БАЙКАЛ», «ТУНДРА», что указывает на нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Рассматриваемая реклама сопровождается словосочетаниями: «ТОЛЬКО У НАС крафтовые напитки по самым низким ценам в городе… Специально для ценителей кальяна мы разместили на своих полках уникальные и самые вкусные табачные смеси марки DUFT, а вместе с ним и качественный уголь»; «BeerSmoke может предложить…не только крафтовые напитки лучших производителей…».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Из информации, размещенной в городском справочнике «Дубль-ГИС» (г.Барнаул), следует, что на рынке г.Барнаула аналогичные виды деятельности по продаже крафтовых напитков, а также табачных смесей для кальянов, оказывают и иные хозяйствующие субъекты.

Документы, подтверждающие достоверность размещенной и распространяемой рекламной информации, ИП Д<...> в антимонопольный орган не представлены.

Таким образом, употребление в рассматриваемой рекламной информации словосочетаний: «крафтовые напитки по самым низким ценам в городе», «уникальные и самые вкусные табачные смеси», «крафтовые напитки лучших производителей», указывает на то, что в баре «BeerSmoke» крафтовые напитки продаются от лучших производителей и по самым низким ценам, а также уникальный и самый вкусный табак. При этом, критерии, по которым производители реализуемых крафтовых напитков являются лучшими, цены самими низкими, а табак уникальный и самый вкусный, продавцом не указаны, что указывает на нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, рассматриваемая наружная реклама продавца алкогольной продукции (пива), товаров для кальянов, а также реклама алкогольной, табачной продукции размещенная на интернет-странице: https://www.instagram.com/beersmokebarnaul/, с использованием образов людей, демонстрирующих употребление алкогольной продукции, размещается и распространяется ИП Д<...> с нарушением требований п.8 ст. 7, п.5 ч. 2 ст.21, п.8 ч.2 ст.21, п.6 ч.1 ст.21, п.3 ч.5 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В силу статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.6 ч.1 ст.21, п.3 ч.5 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований п.5 ч. 2 ст.21, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Антимонопольным органом установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Д<...>.

13 ноября 2019 года Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, о чем вынесено соответствующее решение (дело № 022/05/21-849/2019).

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

ИП Д<...> при размещении и распространении рассматриваемой рекламной информации нарушены требования п.8 ст. 7, п.5 ч. 2 ст.21, п.8 ч.2 ст.21, п.6 ч.1 ст.21, п.3 ч.5 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины или совершенной по неосторожности.

У ИП Д<...> при размещении и распространении рассматриваемой рекламы имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством о рекламе к рекламе алкогольной и табачной продукции, но не были предприняты зависящие от него меры по их соблюдению, следовательно, в действиях индивидуального предпринимателя имеется вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, находящихся вне контроля ИП Д<...> и препятствующих исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе, при рассмотрении дела не установлено. Следовательно, вина ИП Д<...> в совершении правонарушения доказана и подтверждается материалами дела.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет действия лица, выражающиеся в нарушении законодательства о рекламе.

Непринятие ИП Д<...> должных мер по соблюдению требований статьи 5, 21 Закона о рекламе, привело к нарушению законодательства РФ о рекламе, что образует оконченный состав административного правонарушения и влечет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Согласно сведениям официального сайта ФНС России, ИП Д<...> 10 сентября 2019 года включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, относится к категории «микропредприятие».

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ИП Д<...> впервые совершил нарушение законодательства о рекламе, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, необходимо отнести устранение допущенного нарушения законодательства о рекламе.

С учетом того, что ИП Д<...> относится к субъектам малого предпринимательства, административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

ИП Д<...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вынесения постановления 21 февраля 2020 года.

Дата направления копии постановления 21 февраля 2020 года.

Заместитель руководителя управления

Советник ГГС РФ 1 класса <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны