Решение (комиссия) №АК/257/24 Решение от 17 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/10/18.1-1642/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2024 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 17 января 2024

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Членов Комиссии:

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

<...> –ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – <...> – не явился, уведомлен,

от организатора торгов – комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (ИНН 2221023289, ОГРН 1022200907156) – <...>

от участников торгов:

- <...>,

рассмотрев жалобу <...> (вх. № 13493/23 от 15.12.2023) на действия организатора торгов – комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула (извещение № 2200019185000000000, лоты № 1-17), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба <...> (вх. № 13493/23 от 15.12.2023) на действия организатора торгов – комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула (извещение № 2200019185000000000, лоты № 1-17).

Из содержания жалобы следует, что 20.11.2023 на официальном сайте https://torgi.gov.ru/new/public организатором торгов размещено извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула. По мнению подателя жалобы, организатор аукциона необоснованно укрупнил лоты, что в свою очередь приведет к ограничению круга участников аукциона. Данные действия организатора торгов нарушают ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

26.12.2023 на заседании Комиссии УФАС участвовал представитель заявителя, который настаивал на доводах жалобы и дополнительно заявил, что в лоте № 13 указана рекламная конструкция (№ конструкции в схеме 389) по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 214 не может быть предметом аукциона, так как передана заявителю на основании договора..

Представители организатора торгов представили письменные возражения, дали пояснения о том, что при формировании лотов учтены рекомендации ФАС России (письму ФАС России от 17.07.2019 № ИА/61348/19 «О направлении рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы», далее Рекомендации ФАС России) и предусмотрена разбивка по лотам с различным количеством конструкций.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы отложено до 12.01.2024.

10.01.2024 в адрес УФАС по Алтайскому краю от <...> поступило заявление об оставлении без рассмотрения доводов жалобы в части рекламной конструкции (№ конструкции в схеме 389) по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 214.

12.01.2024 представители заявителя на заседания Комиссии УФАС не явились.

Представители организатора торгов поддержали позицию представленную ранее, просили признать жалобу <...> необоснованной.

Представитель <...> возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона "О рекламе") заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Постановлением администрации г. Барнаула от 18 июля 2019 года N 1140 утвержден Порядок организации аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула.

Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности города Барнаула утверждена постановлением г. Барнаула от 09.04.2020 № 584 (далее – Схема размещения рекламных конструкций).

Согласно п. 3 пояснительной записки к Схеме размещения рекламных конструкций проект включает 324 рекламные конструкции, в том числе: отдельно стоящие щитовые установки типа билборд в количестве 176 штук, призматрон - 3 штуки, сити-формат - 33 штуки, скроллеры - 4 штуки, стелы - 14 штук, ситиборд - 2 штуки, суперборд - 1 штука, суперсайт - 1 штука, цифровой билборд - 90 штук.

24.11.2023 на официальном сайте https://torgi.gov.ru/new/public организатором торгов размещено извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула.

Дата и время начала подачи заявок - 27.11.2023 09:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 15.12.2023 15:00 (МСК+4).

Дата проведения торгов - 27.12.2023 10:00 (МСК+4).

Предмет аукциона: право на заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула:

Лот № 1 – 2 рекламные конструкции, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 1 474 200,00 руб.

Лот № 2 – 28 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 4 906 980,00 руб.

Лот № 3 - 28 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 5 039 658,00 руб.

Лот № 4 – 11 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 1 975 428,00 руб.

Лот № 5 – 4 рекламные конструкции, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 840 294,00 руб.

Лот № 6 – 3 рекламные конструкции, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 471 744,00 руб.

Лот № 7 – 2 рекламные конструкции, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 353 808,00 руб.

Лот № 8 – 1 рекламная конструкция, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 206 388,00 руб.

Лот № 9 - 1 рекламная конструкция, вид - рекламная конструкция (цифровой билборд), начальная цена лота - 176 904,00 руб.

Лот № 10 – 25 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 3 333 960,00 руб.

Лот № 11 – 14 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 1 918 728,00 руб.

Лот № 12 – 9 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 1 202 040,00 руб.

Лот № 13 – 8 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 926 640,00 руб.

Лот № 14 – 7 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 929 880,00 руб.

Лот № 15 – 6 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 793 800,00 руб.

Лот № 16 – 5 рекламных конструкций, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 680 400,00 руб.

Лот № 17 – 4 рекламных конструкции, вид - рекламная конструкция (билборд), начальная цена лота - 544 320,00 руб.

Начальная цена предмета аукциона равна стоимости годовой оплаты по договору и определяется в соответствии с Порядком определения размера платежей по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, являющимся приложением 2 к Порядку организации аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула, утвержденному постановлением администрации города Барнаула от 18.07.2019 №1140 «Об утверждении Порядка организации аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула».

Органы местного самоуправления в силу полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), вправе решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, самостоятельно определять порядок формирования лотов, их количество и состав при проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

При этом, порядок формирования лотов должен носить недискриминационный характер, предусматривать возможность установки в нескольких местах различных типов и видов рекламных конструкций, учитывать различия формирования цены договоров, в том числе различие стоимости размещения рекламных конструкций по их территориальному размещению, типу и виду рекламных конструкций, может учитывать технологические особенности и сходство установки и эксплуатации рекламных конструкций, иные параметры, способствующие развитию конкуренции и рыночных отношений в сфере наружной рекламы, снижению избыточной финансовой нагрузки на бизнес, а также созданию равных условий для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности в сфере наружной рекламы на территории региона, в котором проводятся торги.

Оценка действий организатора торгов с точки зрения нарушения прав потенциальных участников торгов должна осуществляться антимонопольным органом в каждом случае индивидуально исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К признакам ограничения конкуренции в соответствии с частью 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, разъяснено, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

При этом, иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, для констатации события нарушения по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Из содержания указанных норм следует, что антимонопольный орган обязан доказать факт осуществления заявителями действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Законодательство о рекламе не содержит ограничений по порядку формирования или величине лотов, выставляемых на торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно протоколу от 28.12.2023 об итогах аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях или ином недвижимом имуществе, являющемся муниципальной собственностью города Барнаула:

- по лоту № 1 допущено 9 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 2 допущено 8 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 3 допущено 8 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 4 допущено 8 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 5 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 6 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 7 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 8 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 9 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 10 допущено 7 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 11 допущено 8 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 12 допущено 8 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 13 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 14 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 15 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 16 допущено 10 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>,, предпоследнее предложение – <...>;

- по лоту № 17 допущено 9 участников (<...>), последнее предложение о цене лота поступило от <...>, предпоследнее предложение – <...>.

На заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов пояснил, что цена лотов по результатам торгов сложилась из предложений участников торгов, так по лоту № 2 было сделано 339 шагов, по лоту № 3 - 341 шаг, по лоту № 4 – 473 шага, по лоту № 5 – 415 шагов, по лоту № 10 – 57 шагов, по лоту № 11 – 55 шагов.

Комиссия УФАС проанализировав Порядок проведения торгов, положения извещения, документацию о проведении аукциона, принимая во внимание участие в аукционе от 7 до 10 хозяйствующих субъектов по каждому из лотов, количество шагов по каждому из лотов не усматривает в действиях организатора торгов, в части формирования лотов, признаков нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», повлекших недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС не установлено наличие правовых оснований для признания жалобы обоснованной.

Доводы жалобы в части включения в состав лота № 13 рекламной конструкции (№ конструкции в схеме 389) по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 214 Комиссией УФАс не рассматривались в связи с их отзывом.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу <...>– необоснованной.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

2024-315

 

 

Связанные организации

ООО "Ваша Реклама"
ИНН 2221209396, ОГРН 1132225019596
Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула
ИНН 2221023289, ОГРН 1022200907156