Решение №022/06/33-859/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-859/2019 о нарушении законодател... от 21 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/06/33-859/2019

о нарушении законодательства о контрактной системе

«21» октября 2019г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Членов Комиссии:

К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

с участием представителей:

от заявителя ООО «Интелин» – не явился, извещен,

от заказчика – Министерство образования и науки Алтайского края – Р<…>, М<…>, К<…> ,

от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Ш<…> ,

рассмотрев жалобу ООО «ИНТЕЛИН» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000319012064 «Поставка образовательных комплексов для организации и проведения учебных занятий, направленных на развитие речи аудиовизуальным методом, для оснащения общеобразовательных организаций Алтайского края», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ИНТЕЛИН» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000319012064 «Поставка образовательных комплексов для организации и проведения учебных занятий, направленных на развитие речи аудиовизуальным методом, для оснащения общеобразовательных организаций Алтайского края».

В обоснование жалобы заявитель указал, что:

- при утверждении документации о закупке заказчиком необоснованно не применен Приказ Минфина РФ от 04.06.2018г. № 126н;

- отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки;

- заказчик требует к поставке товар, не соответствующей действующим нормативным актам и сертификации - ГОСТ 29322-2014;

- установление заказчиком требований к габаритным размерам устройства ограничивает круг участников закупки, к поставке может быть предложен только товар производителя LENOVO;

- описание объекта закупки сформировано с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145: описание персональной мобильной программно-аппаратной системы является описанием ноутбука;

- заказчиком дан ответ по пункту 20 запроса о разъяснении положений документации (относительно пункта 4 Технического задания).

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласны, представили письменные объяснения. Пояснили, что требования к размерам закупаемого товара установлены заказчиком исходя из анализа рынка, о чем были даны разъяснения по поступившему ранее запросу. К поставке могут быть предложены товара трех производителей, исходя из коммерческих предложений, полученных заказчиком. Инструкция по заполнению заявки в составе Документации о закупке имеется. В состав персональной мобильной программно-аппаратной системы входит не только ноутбук, однако описания закупаемого товара в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145 отсутствует.

Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

03 октября 2019 года уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000319012064 «Поставка образовательных комплексов для организации и проведения учебных занятий, направленных на развитие речи аудиовизуальным методом, для оснащения общеобразовательных организаций Алтайского края».

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В Извещении о проведении электронного аукциона № 0817200000319012064 и Документации о закупке заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236. Установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.

Приказом Минфина России от 04.06.2018г. № 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подпунктом «г» пункта 2 вышеназванного приказа определено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если в отношении товаров, указанных в Приложении, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.

Следовательно, положения Приказа Минфина России от 04.06.2018г. № 126н заказчиком не применены обоснованно, доводы жалобы в этой части признаны Комиссией несостоятельными.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие.

В Разделе 10 Документации об электронном аукционе содержится Инструкция по заполнению заявки.

Доводы о нарушении требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе признаны Комиссией необоснованными.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначению и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

ГОСТ 29322-2014 «Межгосударственный стандарт. Напряжения стандартные» введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2014г. № 1745-ст. Стандарт устанавливает номинальные напряжения для электрических систем, сетей, цепей и оборудования переменного и постоянного тока, которые применяют в странах - членах Международной электротехнической комиссии. В Российской Федерации сетевое напряжение должно составлять 230В ± 10% при частоте 50 ± 0,2 Гц.

В Техническом задании Документации о закупке при описании товара в столбце «Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки» указано: «оснащен блоком зарядного устройства с кабелем питания, который предназначен для подключения к источнику сетевого напряжения 220 Вольт и зарядки аккумулятора ВМО ПМП посредством разъема питания ВМО ПМП».

Указанное в Техническом задании Документации о закупке напряжения 220 Вольт входит в диапазон 230В ± 10%. Следовательно, заказчиком соблюдены требования ГОСТ 29322-2014.

Доводы заявителя в этой части признаны Комиссией необоснованными.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в Документации о закупке указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Представитель заказчика указал, что габаритные размеры закупаемого товара установлены в результате проведенного анализа рынка аналогичных товаров. Пояснил, что к поставке могут быть предложены товары нескольких производителей – аудиовизуальное мультимедийное лингафонное оборудование Tunder (поставщик – ООО «АСК Компьютерс»), аудиовизуальное мультимедийное лингафонное оборудование Khameleon (поставщик – ООО «Эсприт») и другие.

Заявитель в жалобе указывает, что к поставке может быть предложен только товар производителя LENOVO.

Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 109 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем к жалобе не приложено документов, подтверждающих обоснованность данного довода.

Доводы жалобы в этой части признаны Комиссией необоснованными.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объектом закупки по электронному аукциону № 0817200000319012064 является поставка образовательных комплексов для организации и проведения учебных занятий, направленных на развитие речи аудиовизуальным методом, для оснащения общеобразовательных организаций Алтайского края.

В Техническом задании Документации о закупке указан состав закупаемых образовательных комплексов:

  1. Учебный вычислительный комплект для персонального развития речи аудиовизуальным методом;
  2. Учебный вычислительный комплект организации и контролирования занятий для развития речи аудиовизуальным методом;
  3. Модуль организации учебной локально-вычислительной сети;
  4. Мобильная система хранения, транспортировки и обеспечения питанием мобильных программно-аппаратных систем.

В соответствии с пунктом 7 Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Поскольку каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит описания образовательных комплексов для организации и проведения учебных занятий, направленных на развитие речи аудиовизуальным методом, в связи с этим предмет закупки был описан заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя о том, что описание персональной мобильной программно-аппаратной системы соответствует описанию ноутбука, в связи с чем при описании должен быть применен каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, признан Комиссией необоснованным, поскольку предмет закупки включает четыре позиции.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Честью 4 вышеназванной статьи предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчику поступил запрос следующего содержания (пункт 20):

«20) Позиция № 4 «Мобильная система хранения, транспортировки и обеспечения питанием мобильных программно-аппаратных систем».

Требование: Описание первого режима зарядки мобильных программно-аппаратных систем МСТП в первом режиме «Зарядка» световой индикатор «Работа» начнет мигать. По истечении времени зарядки горит постоянно. Зарядка считается законченной по истечении 5 часов непрерывной работы, изделие отключится.

Требование: Описание второго режима зарядки мобильных программно-аппаратных систем МСТП во втором режиме «Подзарядка» световой индикатор «Работа» начнет мигать. По истечении 30 минут (заводская установка) непрерывной работы каждой группы по отдельности, подзарядка считается завершенной и световой индикатор «Работа» горит постоянно. Но работа продолжится до полной зарядки, после чего изделие отключится.

Просим разъяснить:

Под совокупность требований к позиции, в том числе, из-за наличия выше описанных требований под требования Заказчика подходит только одна тележка для ноутбуков Offisbox одного конкретного производителя, что приводит к ограничению конкуренции и нарушению ФЗ-135 «О защите конкуренции». При этом требуемое количество тележек для ноутбуков, а именно 71 штуку, данный производитель будет изготавливать под заказ одному конкретному поставщику, так как такое количество тележек не находится в открытом доступе и не доступно к покупке.

Просим убрать вышеописанные требования, исключить ограничение конкуренции и предоставить возможность потенциальным участникам закупки предложить товар другого производителя, который будет соответствовать потребностям заказчика и позволит реализовать здравую конкуренцию.»

На указанный запрос заказчиком было дано разъяснение:

«Объектом закупки является Учебный вычислительный комплект для персонального развития речи аудиовизуальным методом», все требования выбраны и описаны исходя из потребностей заказчика. ПО УВКП получены коммерческие предложения, исходя из которых получено НМУ аукциона. Никакого ограничения конкуренции нет, комплект не является уникальным.

Доводы жалобы от отсутствии в разъяснениях ответа на поставленный вопрос признаны Комиссией необоснованными.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Интелин» не обоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны