Решение (комиссия) №АК/5092/24 Заключение от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заключение

 

ООО "....."

 

 

АО "...."

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 022/10/5-629/2024

10 июня 2024 г. г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>– заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

С участием представителей:

от заявителя АО «СК Алтайкрайэнерго» (ИНН: 2224143922; ОГРН: 1102224005718) – К<...>, Г<...>а, С<...> (по доверенности);

от победителя ООО «Центр профессиональной медицины» (ИНН 2225167588, ОГРН 1162225054265) – Ф<...> по доверенности,

рассмотрев обращение АО «СК Алтайкрайэнерго» (ИНН: 2224143922; ОГРН: 1102224005718) о включении ООО «Центр профессиональной медицины» (ИНН 2225167588, ОГРН 1162225054265) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в связи с уклонением от заключения договора по итогам закупки, проводимой в форме запроса котировок в электронной форме извещение № 32413508926 на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников АО «СК Алтайкрайэнерго»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

АО «СК Алтайкрайэнерго» (далее – Заказчик) в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее – Правила), представил в УФАС по Алтайскому краю сведения в отношении  ООО «Центр профессиональной медицины» (ИНН 2225167588, ОГРН 1162225054265) для включения в Реестр по факту уклонения от заключения договора по итогам закупки №32413508926.

Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения договора установила следующее.

16.04.2024 заказчиком размещено извещение №32413508926 о проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников АО «СК Алтайкрайэнерго».

Классификация по ОКПД2: 86.21.10 Услуги в области общей врачебной практики

Место подачи заявок - электронная площадка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «РТС-Тендер» http://www.rts-tender.ru

Дата начала срока подачи заявок – 16.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 24.04.2024 10:00

Дата подведения итогов - 01.05.2024.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота), руб.: 2 022 295,00 руб.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 02.05.2024 на участие в запросе котировок было подано 3 заявки, победителем признано ООО «Центр профессиональной медицины» (местонахождение: <...>4) с ценовым предложением – 1 699 100,00 руб.

Согласно пункту 11.1 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников АО «СК Алтайкрайэнерго» Договор по результатам запроса котировок в электронной форме заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Пунктом 11.3 Извещения предусмотрено, что в случае, если победитель запроса котировок в электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил Заказчику подписанный договор, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора. Поскольку итоговый протокол был опубликован 02.05.2024, заказчик должен был направить победителю подписанный проект договора с 13.05.2024 по 22.05.2024.

Комиссией УФАС установлено, что 17.05.2024 АО «СК Алтайкрайэнерго» направило победителю подписанный проект договора с приложенным Извещением об отправке на подпись договора по закупке №.....(лот №1), с указанием крайнего срока подписания договора 20.05.2024 20:00(МСК). В указанный срок проект договора подписан не был, в связи с чем 21.05.2024 заказчиком был составлен протокол об уклонении участника закупки от заключения договора в отношении ООО «Центр профессиональной медицины».

Ко дню рассмотрения обращения о включении в РНП от ООО «Центр профессиональной медицины» в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения, из текста которых следует, что ООО «Центр профессиональной медицины» участвовало в закупках с привлечением представителя – ООО «Алтайские аукционы», с которым заключен договор от 08.11.2023 №1377 об оказании услуг по тендерному сопровождению. Согласно данного договора за ООО «Центр профессиональной медицины» был закреплен персональный менеджер – Д<...>, которому был предоставлен доступ в личный кабинет ООО «Центр профессиональной медицины». Из объяснений Д<....> следует, что ею ошибочно был указан крайний срок подписания договора 22.05.2024 20-00(МСК), ввиду чего ООО «Центр профессиональной медицины» узнал о необходимости подписания договора после истечения срока на его подписание.

21.05.2024 ООО «Центр профессиональной медицины» направил в адрес заказчика письмо с соответствующими объяснениями, а также с просьбой о возвращении договора на стадию подписания. На заседании Комиссии представитель ООО «Центр профессиональной медицины» пояснил, что общество не имело намерений уклоняться от подписания и исполнения договора.

С учетом указанных пояснений, на заседании Комиссии УФАС представители АО «СК Алтайкрайэнерго» не настаивали на включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Центр профессиональной медицины».

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила направления Заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не представивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

При решении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган должен тщательным образом исследовать доказательства действительности намерения участника закупок заключить и исполнить договор, поскольку необоснованное включение участника в реестр существенно нарушает его права, необоснованное не включение - права как заказчика, так и неопределенного круга лиц.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в закупках.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.

Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В п. 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Таким образом, под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

С учетом изложенного выше, размещение сведений об участнике заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган установит факт умышленного уклонения участника размещения заказа от подписания договора.

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

На заседании Комиссии УФАС установлено, что незаключение ООО «Центр профессиональной медицины» договора в установленный срок было обусловлено не умышленными действиями, направленными на уклонение от заключения договора ввиду недобросовестных действий, а технической ошибкой сотрудника ООО «Алтайские аукционы», которые оказывали услуг тендерного сопровождения ООО «Центр профессиональной медицины».

При принятии решения Комиссия УФАС учитывала тот факт, что ранее обращений о включении ООО «Центр профессиональной медицины» в Алтайское краевое УФАС России не поступало.

Основанием для внесения сведений в РНП предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях уклониться от подписания договора.

В материалах обращения отсутствуют доказательства и сведения, указывающие на недобросовестное поведение ООО «Центр профессиональной медицины» при осуществлении рассматриваемых действий.

Также Комиссия УФАС отмечает, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о закупках.

С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника закупок уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин "уклонение от заключения договора" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Сведения, предоставленные АО «СК Алтайкрайэнерго» (ИНН: 2224143922; ОГРН: 1102224005718) в отношении  ООО «Центр профессиональной медицины» (ИНН 2225167588, ОГРН 1162225054265), местонахождение: <....> по факту уклонения от заключения договора по итогам закупки № 32413508926 на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников АО «СК Алтайкрайэнерго» не включать в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-5994

 

 

Связанные организации

АО "СК АЛТАЙКРАЙЭНЕРГО"
ИНН 2224143922, ОГРН 1102224005718
ООО "Центр профессиональной медицины"
ИНН 2225167588, ОГРН 1162225054265