Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 1-ФАС22-АМ/01-16 от 16 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  №  1-ФАС22-АМ/01-16

г. Барнаул

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2016 г.              

В полном объеме решение изготовлено «8» августа 2016 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 1-ФАС22-АМ/01-16 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского,15)   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка приостановления 28.08.2014 г. услуг телефонной связи ООО «Барнаульская сетевая компания» по договору об оказании услуг электросвязи от 27.02.2010 г. №30095,

в присутствии на заседании от ПАО «Ростелеком» - представителя К<…> (доверенность  №485 от 28.04.2014 г.),

в присутствии на заседании от  ООО «Барнаульская сетевая компания» - представителя Е<…> (доверенность №6-юр от 20.12.2015 г.),

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю на рассмотрение поступило заявление ООО «Барнаульская сетевая компания» (вх. №1514798 от 03.12.2015 г.) в отношении ПАО «Ростелеком» по вопросу, связанному с законностью и обоснованностью приостановления 28.08.2014 г. услуг телефонной связи.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю, следует, что между ООО «Барнаульская сетевая компания» (по договору Абонент) и ПАО «Ростелеком» (по договору Оператор) заключен договор об оказании услуг электросвязи от 27.02.2010 г. №30095 (далее - Договор).

В соответствии с пунктом 3.2 договора, расчетный период устанавливается с первого до последнего числа месяца, в котором были оказаны услуги.

Согласно пункту 1.3 «Порядок и сроки расчетов» Приложения к Договору «Выставление счета Оператором или иным уполномоченным лицом от имени оператора абоненту производится до 10 числа расчетного периода; Абонент в целях пользования услугами в расчетном периоде в течение 20 дней с момента выставления счета путем наличных и (или) безналичных расчетов вносит аванс в размере не менее стоимости услуг, оказанных Абоненту в прошлом расчетном периоде; Абонент самостоятельно ведет контроль за наличием денежных средств на своем лицевом счете, используя телефоны справочно-информационной службы Оператора, получая информацию непосредственно в подразделении оператора, на сайте Оператора в сети Интернет».

Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

На рассматриваемые отношения между ПАО «Ростелеком» и ООО «Барнаульская сетевая компания» распространяются действующие в период спорных правоотношений Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 (далее - Правила).

Данные Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования (пункт 1 Правил).

Из содержания постановления Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310 «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» следует, что все положения Правил, носят императивный характер и обязательны к применению операторами связи.

В соответствии с п.п. «з» п. 114 Правил счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит дату выставления счета и срок оплаты счета.

По условиям заключенного между ООО «Барнаульская сетевая компания» и ПАО «Ростелеком» договора, оплата оказываемых услуг производится абонентом авансовым способом в течение 20 дней со дня выставления счета.

В счете №8011845 от 31.07.2014 г., выставленном ПАО «Ростелеком» заявителю на общую сумму 34796,83 рублей, указан срок оплаты услуг ООО «Барнаульская сетевая компания»  20.08.2014 г., данный счет был получен ООО «Барнаульская сетевая компания» 07.08.2014 г. По мнению ПАО «Ростелеком», оплата произведена ООО «Барнаульская сетевая компания»  07.08.2014 г. не в полном объеме, остаток задолженности составил 1674,91 рублей.

Согласно пункту 118 Правил, в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

12.08.2014 г. ПАО «Ростелеком» было направлено ООО «Барнаульская сетевая компания» уведомление о возможном приостановлении оказания услуг связи, однако, ООО «Барнаульская сетевая компания» данное уведомление не было получено, доказательств о получении уведомления ПАО «Ростелеком» не представлено.

Кроме того, уведомление направлено ПАО «Ростелеком» в тот момент, когда обязанность по расчету за оказанные услуги в полном объеме у ООО «Барнаульская сетевая компания» еще не наступила.

Следовательно, на момент направления оператором связи уведомления обязанность абонента по окончательному расчету за оказанные услуги не наступила, и содержащееся в уведомлении предупреждение о приостановлении оказания услуг связи в случае их неоплаты нельзя признать уведомлением, предусмотренным пунктом 118 Правил оказания услуг телефонной связи.

Как указывает заявитель, счет выставляется абоненту первого числа месяца, в котором предлагается оплатить оказанные услуги до двадцатого числа. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 118 Правил уведомление о предстоящем приостановлении оказания услуг связи возможно в том случае, когда само событие нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи свершилось. В связи с чем, уведомление о приостановлении оказания услуг связи является ненадлежащим письменным уведомлением абонента о приостановлении оказания услуг, то есть ПАО «Ростелеком» нарушен порядок приостановления услуг связи, предусмотренный действующим законодательством.

Исходя из буквального толкования  пункта 118, право приостановления оказания услуг телефонной связи возникает у оператора при:

- нарушении абонентом требований, в том числе, о своевременной оплате услуг,

- уведомлении об этом абонента.

Тогда как в рассматриваемом случае факт наличия у Общества задолженности возник 27.08.2014 г., (принимая во внимание дату получения счета), следовательно, уведомление о приостановлении оказания услуг, по правилам пункта 118 Правил, должно было быть направлено не ранее указанной даты (о чем свидетельствует Постановление Арбитражного суда западно-Сибирского округа по делу №А03-12865/2015 от 27.05.2016 г.)

В данном случае на 12.08.2014 г. задолженность как таковая отсутствовала, ссылка на то, что она очевидно возникнет, не освобождает оператора связи от выполнения возложенных на него обязанностей по уведомлению абонента о сложившемся долге и предупреждении о приостановлении услуги.

Указанное уведомление от 12.08.2014 г. о задолженности не содержит сведений о конкретном намерении ПАО «Ростелеком» приостановить ООО «Барнаульская сетевая компания» оказания услуг связи, не указана дата, с которой такие услуги будут приостановлены в случае непогашения задолженности.

Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Барнаульская сетевая компания»  в заседании Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю поддержал доводы, изложенные в обращении.

Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ПАО «Ростелеком» пояснил, что Обществом соблюдена процедура приостановления оказания услуг связи, при этом, действия ПАО «Ростелеком» являются правомерными и отвечающими требованиям законодательства в сфере связи. Кроме того, представитель ПАО «Ростелеком» в своем пояснении ссылался на Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, согласно которым на оператора связи не возложена обязанность по уведомлению о приостановлении оказания телефонных услуг.

Однако, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю отклоняет данный довод поскольку спорные отношения возникли в период действия Правил услуг оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, согласно которым оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

Управлением ФАС по Алтайскому краю проведен обзор состояния конкуренции на рынке оказания услуг телефонной связи в границах Алтайского края.

Целью проведения анализа конкуренции на рынке оказания услуг телефонной связи в границах Алтайского края является установление наличия (отсутствия) доминирующего положения ПАО «Ростелеком» на указанном товарном рынке.

Обзор состояния конкуренции на рынке оказания услуг телефонной связи в границах Алтайского края проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (ред. от 30.01.2015г.).

Телефонная связь – это передача на расстояние речевой информации, осуществляемая электрическими сигналами, распространяющимися по проводам, или радиосигналами. Является одним из видов электросвязи (электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам).

Услуга телефонной связи включает в себя следующие разновидности:

- предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;

- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);

- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) услуги телефонной связи классифицированы в подгруппе 61.10.1 «Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи».

Услуги телефонной связи предоставляются организацией потребителям на основании договора об оказании услуг электросвязи.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ
«О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи относятся к сфере деятельности естественных монополий.

ПАО «Ростелеком» осуществляет следующие виды деятельности в условиях естественной монополии: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных; предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных; передача внутренней телеграммы; услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания.

Данные виды деятельности, оказываемые ПАО «Ростелеком», включают все разновидности услуг телефонной связи.

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Услуги телефонной связи потенциально могут быть заменены услугами сотовой связи. Однако, услуги сотовой связи не имеют возможности передачи факсимильных сообщений.

По ценовому критерию услуги международной сотовой связи дороже услуг телефонной связи. Так, исходящие вызовы из г.Барнаула в европейские страны (Прага, Люксембург) по сотовой связи стоят от 24 до 129 руб. за минуту, стоимость телефонной связи составит 17,7 руб. за минуту.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги телефонной связи, при этом взаимозаменяемых товаров (услуг), в понимании статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в ходе анализа не выявлено.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О связи», в целях предоставления услуг связи используются сооружения связи – объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи, а также средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Следовательно, географические границы рынка определены в пределах привязки к линиям связи, используемым ПАО «Ростелеком» для оказания услуг телефонной связи потребителям в границах Алтайского края.

Таким образом, управлением ФАС по Алтайскому краю установлено, что ПАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг телефонной связи в границах Алтайского края.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ПАО «Ростелеком», выразившиеся в направлении уведомления о приостановлении оказания услуг связи от 12.08.2014 г. в отсутствии фактически сложившейся задолженности за оказанные услуги, а также приостановление  оказания услуг связи 28.08.2014 г. без уведомления абонента в установленном порядке, противоречат пункту 118 Правил услуг оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, ущемляют интересы ООО «Барнаульская сетевая компания» и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

      РЕШИЛА:

1.Признать ПАО «Ростелеком» доминирующим на рынке оказания услуг телефонной связи в географических границах Алтайского края.

2.Признать действия ПАО «Ростелеком», выразившиеся в направлении уведомления о приостановлении оказания услуг связи от 12.08.2014 г. в отсутствии фактически сложившейся задолженности за оказанные услуги, а также приостановление  оказания услуг связи 28.08.2014 г. без уведомления абонента в установленном порядке, противоречащими пункту 118 Правил услуг оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, ущемляющими интересы ООО «Барнаульская сетевая компания» и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

3.Предписание о прекращении антимонопольного законодательства ПАО «Ростелеком» не выдавать, в связи с добровольным устранением последним нарушения антимонопольного законодательства.

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны