Решение б/н Решение по делу №1-ФАС22-Р/01-16 от 1 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ  №1-ФАС22-Р/01-16

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2016г.                             г.Барнаул

Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016г.                              

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело №1-ФАС22-Р/01-16 по факту размещения и распространения в газете «Деловой Бийск» (№46(1096) от 18 ноября 2015г.) рекламы финансовых услуг (ипотека, займы, микрозаймы и др.),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рекламораспространителя – ИП Зарецкого <…>, издателя газеты «Деловой Бийск»,

в отсутствии заявителя,

УСТАНОВИЛА:

Заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела (в материалах дела имеются уведомления о вручении почтового отправления).

В силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии заявителя, так как заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

На основании изложенного Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии заявителя.

Согласно заявлению гражданина РФ, в газете «Деловой Бийск» (№46(1096) от 18 ноября 2015г.) на 46 странице в рубрике «Финансовые услуги» содержатся объявления физических лиц о предоставлении займов. Просит провести проверку по данному факту.

На заседании Комиссии ИП Зарецкий <…> нарушение признал, пояснил, что в рекламном макете агентства недвижимости «Бия», размещенном на 17 странице, имеется информация о банке партнере, предоставляющем финансовые услуги по программе ипотека. Однако, при печати в типографии было потеряно качество, и данная информация плохо читаема.

Факт размещения  рекламы о предоставлении займов, микрозаймов и т.п. на странице 46 указанной газеты в рубрике «Финансовые услуги» подтвердил. Пояснил, что в рубрике «Финансовые услуги» (стр.46) печатались  объявления физических лиц преимущественно частного характера, которые не попадали под действие Федерального закона «О рекламе». Данные объявления подаются на специальном купоне и не проходят через отдел рекламы. В настоящий момент издан приказ, запрещающий прием  объявлений о финансовых услугах через пункты приема объявлений. Рубрика «Финансовые услуги» в разделе частных объявлений ликвидирована.

Комиссия, заслушав ИП Зарецкого, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама».

В выпуске газеты «Деловой Бийск» (№46(1096) от 18 ноября 2015г.) на страницах с 17 по 24 и с 33 по 52 (кроме страниц 40,42) в рубриках: недвижимость, предметы быта, услуги портных и оптовая продажа, бытовая техника, компьютеры и оргтехника,  ремонт бытовой и оргтехники, мебель, услуги по изготовлению мебели, прочее (стр.35), запчасти, автопринадлежности, ремонт автомобилей, грузоперевозки, строительные работы, ритуальные услуги (обучение), репетиторство, бухгалтерские и юридические услуги, финансовые услуги, все для праздника, прочие (стр.47), разное, станки (инструменты), продукты питания, прочие (стр.48), дрова (уголь, горбыль), услуги ветврачей, продам (стр.51), стройматериалы в рекламных объявлениях отсутствуют пометки  «реклама» или пометки «на правах рекламы».

Согласно ст. 16 Федерального закона «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.  

ИП Зарецкий издает газету «Деловой Бийск» на основании свидетельства о регистрации ПИ № ФС77-56194 от 15.11.2013г.,  с рекламой до 40%.

Следовательно,  реклама в выпуске газеты «Деловой Бийск» (№46(1096) от 18 ноября 2015г.) размещена с нарушением ст.16 Федерального закона «О рекламе», поскольку тексты рекламы не сопровождаются пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

На странице 17 размещена реклама: «К<…> Агентство недвижимости «Бия» Все операции с недвижимостью Оказываем услуги по оформлению недвижимости доля приобретения жилья лицам, имеющим сертификат на МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Жилищный сертификат ИПОТЕКА <…> ул.Ленина,230 an-biya@mail.ru».

В указанной рекламе, сведения  о лице, оказывающем финансовую услугу – Сбербанк РФ, расположены, слева по краю рекламного модуля, выполнены способом, затрудняющим его восприятие.

Из письменных пояснений ИП Зарецкого, следует, что  при печати в типографии было потеряно качество, и данная информация плохо читаема.

В указанной рекламе рекламируется, в том числе финансовая услуга – ипотека (кредит на приобретение жилья), следовательно, реклама должна сопровождаться информацией о кредитной организации предоставляющей финансовые услуги.

В связи с тем, что информация о кредитной организации выполнена нераспознаваемым шрифтом, Комиссия признает данную информацию отсутствующей.        

В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой  рекламе сведения  о лице, оказывающем финансовую услугу (ипотека), отсутствуют, что противоречит ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».        

На странице 46 в рубрике «Финасовые услуги» размещены 115 (сто пятнадцать) рекламных объявлений о предоставлении займов, микрозаймов и т.п., с указанием условий их предоставления.

В рекламе, размещенной на странице 46 в газете «Деловой Бийск»  (№46(1096)  от 18 ноября 2015), в рубрике «Финасовые услуги» отсутствуют сведения о лицах (115 (сто пятнадцать)), предоставляющих займы, микрозаймы и т.п., что указывает на нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

В соответствии со ст.14 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии со ст.12. Федерального закона «О рекламе», рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О рекламе»,  рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

На определение о возбуждении дела №1-ФАС22-Р/01-16 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе  ИП Зарецким, издателем газеты «Деловой Бийск», не представлены документы, подтверждающие статус рекламодателей финансовых услуг, в связи с их отсутствием.

Следовательно, реклама финансовых услуг, размещенная на странице 46, в рубрике «Финасовые услуги»,  размещена в  газете «Деловой Бийск»  (№46(1096)  от 18 ноября 2015) с нарушением требований  частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ст.16, частями 1, 13,14 ст.28  Федерального закона «О рекламе», несет, в том числе   рекламораспространитель.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств.

Материалами дела установлено, что рекламораспространителем является издатель газеты «Деловой Бийск» ИП Зарецкий<…>.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения  рекламораспространителем ИП Зарецким, издателем газеты «Деловой Бийск» требований ст.16; частей 1,13,14 ст.28  Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении в газете «Деловой Бийск»  (№46(1096)  от 18 ноября 2015)  ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют сведения о лицах, предоставляющих финансовые услуги; в распространении рекламы без пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».

В соответствии с  ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу финансовых услуг ненадлежащей, так как при ее распространении  нарушены требования частей 1,13,14 ст.28  Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей рекламу в выпуске газеты «Деловой Бийск»  »  (№46(1096)  от 18 ноября 2015), в связи с отсутствием в рекламе пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».

3. Признать рекламораспространителя ИП Зарецкого, издателя газеты  «Деловой Бийск» нарушившим требования ст.16 и  частей 1,13,14 ст.28   Федерального закона «О рекламе».

4. Вынести рекламораспространителю ИП Зарецкому, издателю газеты  «Деловой Бийск» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП Зарецкого дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ №13

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

11 февраля  2016г.                                                                                              г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 11 февраля 2016г. по делу №1-ФАС22-Р/01-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространенной ИП Зарецким (издатель газеты «Деловой Бийск») в газете «Деловой Бийск» (№46(1096) от 18 ноября 2015г.), поскольку при ее распространении нарушены требования ст.16, частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП Зарецкому, издателю газеты «Деловой Бийск» (659335, г.Бийск, <…>) в срок до 11 марта 2016г. прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в газете «Деловой Бийск» ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которых отсутствуют информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги (ипотека, займы, микрозаймы и др.), а также прекратить распространение рекламы в  указанной газете без пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы», предусмотренных ст.16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ  «О рекламе».

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить штраф.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны