Решение б/н Решение по делу № 10-ФАС22-АМ/04-15 от 30 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е № 10-ФАС22-АМ/04-15
Резолютивная часть решения оглашена «9» июня 2015 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Смирнова Л.И. – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
В<…>,
Б<…>,
Ч<…>,
рассмотрев дело № 10-ФАС22-АМ/04-15 по признакам нарушения ООО «Энерго-ресурс» (ул.Гагарина,18, с.Солтон Солтонский район, Алтайский край) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение Б<…> в отношении ООО «Энерго-ресурс» (ул.Молодежная,89а-10, с.Солтон, Солтонского района, Алтайский край).
Приказом антимонопольного органа от 22.04.2015 №97 возбуждено дело № 10-ФАС22-АМ/04-15 в отношении ООО «Энерго-ресурс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 22.04.2015г. дело № 10-ФАС22-АМ/04-14 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 20 мая 2015 г.
Определением об отложении рассмотрения дела № 10-ФАС22-АМ/04-14 дело было назначено к рассмотрению на 9 июня 2015г.
В заседание Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 09.06.2015г., заявитель не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения данного дела.
Представитель ООО «Энерго-ресурс» в заседание Комиссии также не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения данного дела.
При этом ООО «Энерго-ресурс» представило в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.
Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, Б<…> обратился в антимонопольный орган с заявлением, в котором указал, что услуги по водо- и теплоснабжению физическим и юридическим лицам с.Солтон Сотонского района района Алтайского края оказывает ООО «Энерго-ресурс», которое при расчете платы за водоснабжение использует тариф установленный для ООО «Солтон –энерго», а при расчете платы за теплоснабжение использует тариф, установленный для ООО «НЭП».
Согласно устава ООО «Энерго-ресурс», основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды, распределение пара и горячей воды, деятельность по обеспечению работы котельных и тепловых сетей, распределение воды, удаление и обработка сточных вод, удаление и обработка твердых отходов и другое.
Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что на основании постановления №93 от 05.11.2014 администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края ООО «Энерго-ресурс» наделено с 01 ноября 2014 года функцией предоставления коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения для потребителей муниципального образования Солтонский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
На основании договора аренды муниципального имущества №1 от 01.11.2014, заключенного между ООО «Энерго-ресурс» и администрацией Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, последний передает, а ООО «Энерго-ресурс» принимает во временное владение и пользование скважины, резервуары, водопровод, расположенные по адресу: с.Солтон Солтонского района Алтайского края.
Постановлением №94 от 05.11.2014 администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края ООО «Энерго-ресурс» наделено с 01 ноября 2014 года функцией предоставления коммунальных услуг в виде теплоснабжения для потребителей муниципального образования Солтонский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
На основании договора аренды муниципального имущества №2 от 01.11.2014, заключенного между ООО «Энерго-ресурс» и администрацией Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, последний передает, а ООО «Энерго-ресурс» принимает во временное владение и пользование котельное оборудование, теплотрассы, расположенные по адресу: с.Солтон Солтонского района Алтайского края. Настоящие договоры заключены сроком на 11 месяцев.
При этом, для ООО «Энерго-ресурс» тарифы на услуги по водо – и теплоснабжению в соответствии с действующим законодательством не были установлены.
ООО «Энерго-ресурс» при расчетах платы Б<…> за водоснабжение применяет тариф, установленный решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21.11.2011 №292 , для ООО «Солтон-Энерго» в размере 31,70 рублей за 1 м/куб.
А при расчетах платы Б<…> за теплоснабжение ООО «Энерго-ресурс» применяет тариф, установленный решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.12.2012 №533, для ООО «НЭП» в размере 1332-02 рубля за 1 Г/кал.
Однако, частью 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
К иным правовым актам в сфере жилищного законодательства относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).
Пунктом 6 Правил №354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п.7 Правил № 354).
В данном случае фактически между Б<…> и ООО «Энерго-ресурс» сложились договорные отношения по предоставлению услуг по водо – и теплоснабжению. ООО «Энерго-ресурс» оказывает услуги водо- и теплоснабжения Б<…>, которые последний оплачивает.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ № 416) к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения настоящего Федерального закона в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся - холодное водоснабжение, в том числе - транспортировка воды, включая распределение воды.
Согласно пунктам 2,8 статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, которые устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на теплоснабжение подлежат государственному регулированию.
Согласно статье 8 указанного Федерального закона «О теплоснабжении» цены (тарифы) на товары (услуги) в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
При этом, частью 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями
На территории Алтайского края органом, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование цен (тарифов) в сфере водо- и теплоснабжения, является управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
ООО «Энерго-ресурс» не обращалось в регулирующий орган за установлением тарифа в соответствии с действующим законодательством. Доказательств, того, что Общество обращалось в регулирующий орган за установлением тарифов в соответствии с действующим законодательством в антимонопольный орган представлено не было.
Следовательно, для ООО «Энерго-ресурс» тариф на услуги по водо-и теплоснабжению не установлен в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, ООО «Энерго-ресурс» при оказании Б<…> услуг водоснабжения производит расчеты за потребляемый ресурс с применением тарифа, установленного решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.11.2011 №292, для ООО «Солтон-Энерго» в размере 31,70 рублей за 1 м/куб.
А при расчетах платы за теплоснабжение ООО «Энерго-ресурс» применяет тариф, установленный решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.12.2012 №533 для ООО «НЭП» в размере 1332-02 рубля за 1 Г/кал.
Следовательно, ООО «Энерго-ресурс» незаконно при расчете платы с Б<…> за оказываемые коммунальные услуги по водо- и теплоснабжению использовало тариф, неустановленный в соответствии с действующим законодательством.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрен запрет на совершение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Управлением ФАС по Алтайскому краю проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг централизованного водоснабжения в с.Солтон Солтонского района Алтайского края, по результатам которого установлено, что ООО «Энерго-ресурс» в границах с.Солтон Солтонского района Алтайского края занимает доминирующее положение на рынке услуг централизованного водо- и теплоснабжения.
Таким образом, действия ООО «Энерго-ресурс», выразившиеся в применении при расчетах платы за услуги по водо- и теплоснабжению с потребителем Б<…>, тарифа, неустановленного в соответствии с действующим законодательством, противоречащими части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ущемляющими интересы потребителя и нарушающими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
- Признать ООО «Энерго-ресурс» доминирующим на рынке услуг централизованного водоснабжения и теплоснабжения в географических границах с.Солтон Солтонского района Алтайского края.
- Признать действия ООО «Энерго-ресурс», выразившиеся в применении при расчетах платы за услуги по водо- и теплоснабжению с потребителем Б<…> тарифа, неустановленного в соответствии с действующим законодательством, противоречащими части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ущемляющими интересы потребителя и нарушающими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать ООО «Энерго-ресурс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий, а именно, при расчетах платы с потребителем Б<…> за оказываемые коммунальные услуги по водо- и теплоснабжению применять тариф, установленный в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Комиссии Л.И. Смирнова
Члены Комиссии В<…>
Б<…>
Ч<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 10-ФАС 22-АМ /04-15
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Резолютивная часть решения оглашена «9» июня 2015 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2015г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Смирнова Л.И. – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
В<…>,
Б<…>,
Ч<…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.06.2015г. (резолютивная часть решения оглашена 09.06.2015г.) по делу №10-ФАС 22-АМ/04-15 о нарушении ООО «Энерго-ресурс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «Энерго-ресурс» в срок до 1 ноября 2015г. прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении при расчетах платы с потребителем Б<…> за оказываемые коммунальные услуги по водо- и теплоснабжению тарифа, неустановленного в соответствии с действующим законодательством, что противоречит части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО «Энерго-ресурс» при расчетах платы с потребителем Б<…> за оказываемые коммунальные услуги по водо- и теплоснабжению применять тариф, установленный в соответствии с действующим законодательством.
О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.
Председатель Комиссии Л.И. Смирнова
Члены Комиссии В<…>
Б<…>
Ч<…>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.