Решение б/н Решение по делу №10-ФАС22-Р/01-14 в отношении ООО «Торговая ... от 3 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

            Председатель:  

            К<…>,

            Члены Комиссии:

            Б<…>,

          рассмотрев дело №10-ФАС22-Р/01-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению ООО «А-Диск» о распространении рекламы акции «Гарантия лучшей цены» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

          с участием:

          от заявителя ООО «А-Диск» - представитель по доверенности К<…>. и представитель по доверенности Т<…>;

          от  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рекламодателя ООО «Торговая сеть Подкова»  - представитель по доверенности С<…>, представитель по доверенности М<…>,

         

УСТАНОВИЛА:

в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление ООО «А-Диск» (вхд. №9793 от 01.11.2013г.) о рекламной акции «Гарантия лучшей цены», проводимой Торговой сетью «Подкова». По мнению заявителя, при распространении указанной рекламы нарушается требование п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», действия являются недобросовестной конкуренцией.

Согласно п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из заявления, заявитель указывает только на распространение рекламы проводимой акции «Гарантия лучшей цены», иных действий не совершалось.

В силу наличия специального закона – Федерального закона «О рекламе», который применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, а также в силу наличия признаков нарушения требований указанного Федерального закона при распространении рекламы акции «Гарантия лучшей цены», антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее Комиссия), состоявшемся 13.02.2014г.,  представители заявителя ООО «А-Диск»  К<…> и Т<…> поддержали доводы, изложенные в заявлении, пояснили, что считают некорректным сравнение цен на автомобильные шины ООО «Торговая сеть Подкова» с ценами ООО «А-Диск», так как на момент распространения рекламы на большую часть товара цены у ООО «Торговая сеть Подкова» были выше, чем у ООО «А-Диск». Кроме того, представители заявителя считают, что указание в рекламе в  качестве участников акции  конкурентов ООО «Торговая сеть Подкова» также является нарушением, так как потребителя принуждают к выбору товара в ООО «Торговая сеть Подкова», потому что там вернут разницу стоимости.

Представители ООО «Торговая сеть Подкова» С<…> и М<…>  пояснили, что с нарушением не согласны, так как в результате мониторинга цен было выяснено, что цены в ООО «Торговая сеть Подкова» ниже, поэтому решили провести акцию. Реклама является достоверной, так как действительно были осуществлены возвраты разницы стоимости в соответствии с условиями акции.  Также представители указали, что в рекламе отсутствует сравнительная характеристика и указание, что Общество продает автомобильные шины по низким ценам, гарантия лучшей цены осуществляется только в рамках проводимой акции и не является самостоятельным лозунгом.

На заседание Комиссии стороны не смогли представить доказательства мониторинга цен на автомобильные шины, в связи с чем, заседание Комиссии было отложено для получения необходимых дополнительных документов.

27 февраля 2014г. состоялось заседание Комиссии на которое ООО «А-Диск» представило сравнительный анализ цен ООО «Торговая сеть Подкова»  с ценами ООО «А-Диск» по состоянию на 19.11.2013г.  Изучив представленный анализ, Комиссия относится к указанному доказательству критически, так как, во-первых, сравнивались цены таких брендов как Michelin и Nokian, которые согласно условиям акции в ней не участвовали. Во-вторых, сравнивались бренды по номенклатуре, которая, согласно прайсу ООО «Торговая сеть Подкова», отсутствует у Общества для реализации: бренд Kumho с номенклатурой  175/65 R14 Kumho KW22 отсутствует в прайсе ООО «Торговая сеть Подкова». В-третьих, совпавшие с прайсом ООО «Торговая сеть Подкова» по номенклатуре  бренды  Bridgestone IC 7000  и  Hankook Winter W419, были отличны по цене, установленной указанным прайсом.

ООО «Торговая сеть Подкова» сравнительный анализ цен не представило, так как он не сохранился. Обществом представлен для сравнения прайс-лист реализуемой продукции на начало и конец акции.

Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующим выводам.

Установлено, что в период с 01 октября по 30 ноября 2013г. ООО «ТС Подкова»  проводило акцию «Гарантия лучшей цены», в связи с чем распространялись листовки, реклама на радио, наружная реклама и реклама в сети Интернет на сайте организации.

По адресу: г.Барнаул, ул. Попова, 9 размещена наружная реклама следующего содержания: «Торговая сеть ПОДКОВА Нашел дешевле вернем 110% разницы. Гарантия лучшей цены! Попова, 9  Аносова, 1А  С.Власихинский, 67  Покровская, 7 NEW Новоалтайск, Дорожная, 60  для справок 48-78-48  Акция действует при покупке 4-х новых зимних шин, сроки акции с 1 по 31 октября, подробные условия акции уточняйте у продавцов-консультантов и на сайте www.podkova22.ru».

На сайте www.podkova22.ru  размещена информация следующего содержания: «Гарантия лучшей цены! Нужны шины? Нет времени объезжать магазины в поисках лучшей цены? Мы гарантируем лучшие цены, а если найдете дешевле, вернем 110% разницы! Если в течение 3 дней с момента покупки комплекта зимних шин в магазинах ТС Подкова Вы найдете аналогичные шины дешевле (из перечня торговых организаций, участвующих в акции), то Мы вернем 110% от разницы. Например, Вы купили комплект шин, общей стоимостью 25.000р. и в течение 3-х дней с момента покупки нашли такие же шины, но за 23.500р., мы возвращаем Вам 110% от 1500р., т.е. 1650р. В этом случае комплект шин обойдется Вам в 23.350р. Условия акции: 1. Акция действует только в г.Барнауле и Новоалтайске –Попова, 9 –Аносова, 1А –С.Власихинский, 67 –Покровская, 7 –Дорожная, 60   2. Срок проведения акции с 1 октября по 31 октября 2013г. (возможно продление)  3. Акция действует при единовременной покупке 4 новых зимних шин.  4.В акции не участвуют следующие товары конкурентов: -товар со скидками, в том числе по дисконтным картам –товар, участвующий в какой-либо другой рекламной акции –уцененные товары. –шины марки NOKIAN, NORDMAN  5.Акция действует при оплате наличными, по терминалу. При оформлении товара в кредит (или рассрочке), акция не действует  6. Действует ограничение для шин марки Michelin, Tigar, BF Goodrich, Pirelli,  Formula, т.к. на эти марки установлены минимальные розничные цены, ниже которых мы не можем торговать. Соответственно, если Покупатель обращается за компенсацией и предоставляет документы, где на данную шину стоит цена равная или ниже минимальной розничной, то мы Не возвращаем ему 110% разницы, а возмещаем разницу м/у ценой продаж и минимальной розничной ценой. 7. Перечень торговых организаций, на которые распространяется акция: розничные магазины А-Диск, Гараж, Вианор, Шинтоп. 8. Для получения компенсации покупатель должен заполнить заявление и приложить подтверждающие документы: -расходную накладную с чеком нашего магазина, -фото ценника на такой же товар или товарный чек, или фото страницы интернет-каталога, или ссылку на интернет-каталог (фото в эл.виде)* *Указанные выше документы должны иметь дату, попадающую в сроки акции. *Указанные выше документы должны содержать тот товар, на который будет сделана скидка.  8. Компания оставляет за собой 3 (три) дня на проверку документов и принятие решения по компенсации».

Рекламные листовки распространялись с содержанием, аналогичным содержанию рекламы  на сайте www.podkova22.ru .

В эфире радиостанции «Европа плюс» (104.9 FM) распространялась реклама «За окном все холоднее и водитель вожделея Смотрит в сторону резины – безопасной зимней шины Сэкономить хочет деньги на расходе и проценте Скидку ищет и монтаж, чтоб был высший пилотаж! Выбирает он Подкову – там ему всегда помогут А сейчас как никогда цены удивят тебя! Спешите! Только в ноябре «Гарантия лучшей цены» в Торговой Сети Подкова. Найдешь шины дешевле – вернем 110% разницы. Подробности у продавцов. Звони 22-33-45».

Рассматриваемая антимонопольным органом  информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к таким объектам рекламирования как проводимая акция «Гарантия лучшей цены». Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению на рынке.

Согласно ст.5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дел о признании рекламы  недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного,  истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских  свойствах. 

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики  объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов  «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием  конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет  объективное подтверждение.   

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна  считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Как следует из содержания рекламы и  названия проводимой акции, ООО «Торговая сеть Подкова» гарантирует лучшие цены на комплекты новых зимних шин для автомобилей. То есть сравнение происходит по критерию «цена», однако реклама не содержит никаких подтверждений данного утверждения, а также такого определяющего критерия, как марка шин. 

На заседание Комиссии  ООО «Торговая сеть Подкова» не представило доказательств достоверности информации «лучшая цена». В ходе анализа цен по представленным прайсам, Комиссией установлено в частности, что по состоянию на 30.11.2013г. цена на шины автомобильные 175/70 R13 Hankook W419 была у ООО «А-Диск» ниже, чем у ООО «Торговая сеть Подкова». Таким образом, информация «лучшая цена» применительно к  ценам ООО «Торговая сеть Подкова» является недостоверной.  

Согласно пояснениям генерального директора ООО ТС «Подкова», целью проведения акции являлось обратить внимание потенциальных покупателей и пробудить интерес к определенной категории товара путем доведения до потребителей информации о более выгодных для них ценах на товар.

В названии акции «Гарантия лучшей цены» используется фраза, состоящая из трех слов, каждое из которых определяет ее смысловое содержание. Значение слова «цена» (стоимость товара) в сочетании с прилагательным «лучшая» (превосходная степень от слова хороший) однозначно указывает на то, что цена на товар в ООО «Торговой сети «Подкова» самая лучшая, применительно к акции – самая низкая. Слово «гарантия» (обязательство) в контексте фразы призвано аргументировать лучшую (самую низкую) цену, то есть продавец гарантирует ее.

Исходя из названия акции «Гарантия лучшей цены» можно понять, что ООО «Торговая сеть Подкова» гарантирует лучшие цены по сравнению с ценами конкурентов. В условиях акции указывается перечень организаций-конкурентов, которые участвуют в акции, в том числе заявитель  - компания А-Диск  (ООО «А-Диск»). Таким образом, косвенно происходит сравнение цен с ценами других продавцов зимних шин для автомобилей, результат сравнения – утверждение о лучших ценах в Торговой сети «Подкова», в чем предлагается убедиться покупателям, приняв участие в акции и уже самостоятельно сравнить цены на шины в Торговой сети «Подкова», в том числе с ценами компании «А-Диск».

Хотя реклама не содержит прямого сравнения цен с ценами перечисленных в акции конкурентов, это очевидно предполагается исходя из смысла проводимой акции, в связи  с чем, такое упоминание в рекламе акции является некорректным.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, реклама акции «Гарантия лучшей цены», распространяемая посредством рекламных листовок, рекламных конструкций, на радио и в сети Интернет, является ненадлежащей, так как при ее размещении нарушено требование п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требования, установленного  п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела, рекламодателем рекламной информации, содержащей нарушение п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», является ООО «Торговая сеть Подкова» (ОГРН 1122223009281). Реклама на радио размещена по договору №3 на размещение рекламно-информационных материалов от 20.02.2013г., наружная реклама изготовлена на основании договора б/н от 01.10.2013г., кроме того, представлено платежное поручение на оплату изготовления рекламных листовок.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Торговая сеть Подкова» п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении на радио, в сети Интернет, посредством наружной рекламы, а также через рекламные листовки ненадлежащей рекламы акции «Гарантия лучшей цены», в которой нарушено требование п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

 

                                                     РЕШИЛА:

         1. Признать рекламу акции «Гарантия лучшей цены», размещенную на радио, на сайте www.podkova22.ru, а также посредством рекламных конструкций и рекламных листовок, ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушено требование п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

         2.Признать ООО «Торговая сеть Подкова» нарушившим требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

        3.Выдать ООО «Торговая сеть Подкова» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 <…>    

ПРЕДПИСАНИЕ  №18

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

            Председатель:  

            К<…>,

            Члены Комиссии:

            Б<…>

на основании своего решения от 03 марта 2014г. по делу №10-ФАС22-Р/01-14 о признании ненадлежащей рекламы акции «Гарантия лучшей цены»  (ООО «Торговая сеть подкова»), поскольку при ее размещении нарушено требование п.1 ч.3 ст.5  Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.ООО «Торговая сеть Подкова» в десятидневный срок со дня выдачи предписания  прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение посредством  рекламных конструкций, рекламных листовок, на сайте www.podkova22.ru и на радио рекламы акции «Гарантия лучшей цены», содержащей нарушение требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2.ООО «Торговая сеть Подкова» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 марта 2014 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны